Отчитались МАК представил окончательный доклад о крушении самолета Качиньского

12 января на продлившейся более двух часов пресс-конференции руководство Межгосударственного авиационного комитета представило окончательный отчет, посвященный причинам и обстоятельствам катастрофы Ту-154, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский. В тот же день документ передали польским дипломатам. В отчете не было ничего сенсационного - вся информация появлялась в СМИ раньше. Однако премьер-министр Польши Дональд Туск незамедлительно отреагировал на новости - глава правительства прервал отпуск и вернулся в Варшаву.

Председатель МАК Татьяна Анодина рассказала, что основной причиной катастрофы, произошедшей 10 апреля 2010 года под Смоленском, стали действия членов экипажа - польских пилотов. Несмотря на то, что метеоусловия не позволяли проводить посадку воздушного судна на аэродроме "Северный", они решили не уходить на запасной аэродром. Решение было принято, как установили специалисты, под давлением пассажиров, которые не хотели терять время. Так, в кабину пилотов заходил нетрезвый главком польских ВВС Анджей Бласик - факт, подтвержденный результатами вскрытия, обнаружившего в крови военачальника 0,6 промилле алкоголя.

Обломки Ту-154, изученные технической комиссией. Фото с сайта МАК (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Обломки Ту-154, изученные технической комиссией. Фото с сайта МАК (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Lenta.ru

Чтобы не раздражать торопившихся на траурную церемонию членов польской делегации, капитан экипажа решил садиться, хотя и волновался, потому что давно не сажал самолет в подобных условиях. Как показала медико-психологическая экспертиза, здесь сыграло роль большое число факторов - от свойственного летчикам в таких ситуациях отвлечения от приборов во время ожидания выхода из облаков, до боязни наказания от начальства за посадку на запасном аэродроме. Допущенные членами экипажа ошибки проанализированы в отдельном документе, где также приводятся основные расчеты допустимых величин скорости и высоты.

Все обстоятельства, изложенные на пресс-конференции Анодиной, подкреплялись видеороликом - реконструкцией событий 10 апреля 2010 года. Основой реконструкции стали показания приборов и переговоры пилотов, расшифрованные польскими специалистами, которые были лично знакомы с членами экипажа. Версия о том, что отчасти крушение самолета было вызвано недостаточным оснащением аэродрома "Северный" и невысоким уровнем подготовки российских диспетчеров, не подтвердилась. В отчете содержится подробная информация об опыте и квалификации персонала наземных служб от руководителя полетами до дежурного синоптика. Там же можно найти все, что касается самого самолета - от сведений о пройденных им ремонтных работах до фотографий приборных досок.

После Татьяны Анодиной слово взял председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, который рассказал о судьбе почти 150-страничного трактата, полученного Россией от Польши по дипломатическим каналам. Эти замечания были подготовлены польской стороной после ознакомления с проектом доклада МАК, переданным в Варшаву еще в октябре. В список претензий поляков вошли как общие, так и частные моменты, но основная идея замечаний заключалась в том, что часть ответственности неплохо было бы все-таки возложить не на экипаж и не на пассажиров, а на российские наземные службы. При этом в преддверии публикации окончательной версии отчета МАК со стороны Польши звучали угрозы не принять документ, если замечания не будут в него включены.

Кадр из видеоролика МАК с реконструкцией полета Ту-154 (красный макет самолета - предполагаемое местоположение лайнера в случае его захода на второй круг, белый макет - реальное положение при посадке). В правом верхнем углу - показания приборов

Кадр из видеоролика МАК с реконструкцией полета Ту-154 (красный макет самолета - предполагаемое местоположение лайнера в случае его захода на второй круг, белый макет - реальное положение при посадке). В правом верхнем углу - показания приборов

Lenta.ru

Как отметил Алексей Морозов, большая часть польских замечаний не имела отношения к технической стороне случившегося, а следовательно, никоим образом не могла быть учтена специалистами МАК. Как отмечается в тексте самого доклада, он подготовлен для предотвращения подобных происшествий в будущем и "не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности". Тем не менее - и это нельзя воспринимать иначе, нежели как попытку компромиссного решения, все замечания польской стороны будут приложены к докладу без изменений. Это значит, что копия замечаний на польском языке будет приложена и к тексту отчета, отправленному в Госкомиссию РФ, и, что немаловажно, в Следственный комитет РФ. Именно следователям предстоит выяснить, кто виноват в случившемся.

Результаты расследования авиакатастрофы впервые были представлены настолько наглядно и детально: руководство МАК не стало ограничиваться публикацией документов, но провело пресс-конференцию для журналистов с демонстрацией наглядной реконструкции случившегося. Безусловно, все это потребовало значительных усилий, но они оправданны - как Россия, так и Польша придают огромное значение выяснению причин крушения президентского самолета. В ходе пресс-конференции не раз подчеркивалось, что расследование велось межгосударственной организацией на основе международных норм, установленных Чикагской конвенцией, и что в нем участвовали не только российские, но и польские, а также американские специалисты.

Несмотря на это, доклад был воспринят в Польше неоднозначно. Складывалось впечатление, что официальные представители польской стороны изначально настроены по отношению к выводам МАК негативно. Окончательную версию доклада польские дипломаты получили еще до пресс-конференции и на встречу с журналистами, к удивлению представителей польской прессы, не пришли.

Уже после пресс-конференции брат погибшего в катастрофе президента Ярослав Качиньский сказал, что вина была возложена на польских пилотов односторонне и бездоказательно. А глава государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих и вовсе нашел в докладе фактические ошибки. Так, он заявил, что возможности уйти на запасной аэродром и там совершить безопасную посадку у экипажа не было. Следует отметить, что в отчете рассказывается о российском самолете Ил-76, который незадолго до польского Ту-154 не смог приземлиться на "Северном" и после двух неудачных попыток благополучно приземлился на запасном аэродроме.

Выступивший позже глава министерства внутренних дел Польше и вовсе рассказал о некоей имеющейся в его распоряжении расшифровке переговоров смоленских диспетчеров с Москвой, из которой якобы следует, что диспетчеры неправильно реагировали на сложившуюся ситуацию (эта расшифровка, по словам министра Ежи Миллера, получена им не от МАК). Наконец, Дональд Туск, прервавший отпуск, явно намеревается подготовить официальное заявление по поводу отчета. Мнение главы правительства нам еще предстоит услышать.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше