22 января подмосковный судья Валерий Сас попал в Ульяновске в автомобильную аварию, в результате которой погибли два человека. Предполагается, что судья был пьян и выехал на встречную полосу. За неполные три недели, прошедшие с момента ДТП, коллеги Саса успели официально признать его поведение неэтичным, а сам судья подал в отставку. Уголовное дело по факту аварии возбуждено, но обвинений Сасу пока не предъявили. Превратить судью в подсудимого в РФ очень сложно, и даже отставка в данном случае мало на что влияет.
Валерий Сас работал федеральным судьей по уголовным делам в Щелковском городском суде Московской области. Этой зимой он взял отпуск и отправился в Ульяновск в санаторий. 22 января судья на внедорожнике Toyota Highlander выехал на Императорский мост Ульяновска. В городе этот мост через Волгу чаще всего называют "Старым", чтобы отличить от "Нового" моста, открытого в 2009 году. Императорский мост построили в 1916 году как железнодорожный. В 1950-х годах его реконструировали, приспособив для автомобильного движения. На мосту есть две полосы, по одной в каждую сторону. Обгон в этой зоне запрещен.
Навстречу "Тойоте" Саса ехал автомобиль ВАЗ-21124. "Ладой" управлял 23-летний житель Ульяновска, имя которого журналисты до сих пор не выяснили. Пассажирами "Лады" были брат водителя Марат Беляев, его 52-летняя мать Альфия Беляева и 23-летняя Альбина Шарафутдинова.
Об обстоятельствах ДТП пока абсолютно точно известно только одно - "Тойота" и ВАЗ-21124 столкнулись. В результате водитель "Лады" погиб на месте, а Шарафутдинова и Альфия Беляева получили тяжелые ранения. Марат Беляев и Сас пострадали не очень сильно. Беляев ненадолго потерял сознание, но вскоре пришел в себя и самостоятельно вызвал скорую помощь. Судья же, как утверждают свидетели, выглядел явно нетрезвым и распространял сильный запах спиртного. Свидетели говорят, что вместо оказания помощи пострадавшим Сас начал разыскивать отлетевшее при аварии запасное колесо.
"Скорая помощь" приехала примерно через полчаса. Как утверждают родственники пострадавших, медики действовали неэффективно: они повезли Альбину Шарафутдинову не в расположенный рядом Областной травматологический центр, а в Центральную городскую больницу, которая находилась гораздо дальше. По мнению родственников, именно из-за этого через несколько часов девушка умерла. Альфию Беляеву сначала довезли до Областного травматологического центра, но там ее не приняли и направили в Центральную городскую больницу. Родственники утверждают, что, пока история не получила огласку в СМИ, медики относились к Беляевой крайне невнимательно и требовали плату за большинство процедур.
Сотрудники ГИБДД тем временем расследовали причины аварии. Предварительный вердикт был прост: милиционеры заключили, что "Тойота" выехала на встречную полосу. Особое внимание сотрудники ГИБДД обратили на то, что Сас отказался пройти освидетельствование на алкоголь и вскоре вообще самовольно уехал с места ДТП (хотя на следующий день он зачем-то по собственной инициативе приехал в медицинское учреждение и прошел освидетельствование).
Однако затем ситуация начала запутываться. Следственный комитет РФ, возбудивший по факту аварии уголовное дело, объявил, что однозначно определить, какая из машин выехала на встречную полосу, пока не получается. Довольно странные комментарии следователи дают по поводу такого, казалось бы, однозначного доказательства, как запись камер видеонаблюдения. Неискушенный человек полагает, что вариантов в данном случае немного: авария или была зафиксирована камерами, или не была; если была - то запись свидетельствует в пользу того или другого водителя. Однако в представлении следователей все вовсе не так просто.
"Известно, что запись велась. Но был ли зафиксирован сам момент аварии, можно будет сказать только после того, как просмотр станет возможным", - сказал "Российской газете" старший помощник руководителя ульяновского управления Следственного комитета Александр Сорокин. В беседе с "Комсомольской правдой" Сорокин уточнил: "В настоящее время изъят сервер, на который производилась запись со всех видеокамер, расположенных на мосту. Сейчас он находится в Самаре, где проходит изучение материала. Процесс этот не быстрый, поэтому результат будет известен не скоро. Сразу добавлю, что сделано это не для 'подтирок' изображения, а для более досконального изучения причин случившегося ДТП". Зачем сервер нужно было везти за 300 с лишним километров и почему изучить видеозапись настолько сложно, представитель следствия не пояснил.
Гораздо более оперативно на произошедшее отреагировали подмосковные коллеги Саса. Совет судей Московской области уже в начале февраля попросил квалификационную коллегию судей привлечь Саса к дисциплинарной ответственности за нарушение норм судейской этики. Правда, в чем именно состоит проступок судьи, совет не уточнил. Во всяком случае, не стоит думать, что таким образом коллеги косвенно признали Саса виновником ДТП. Судейская этика охраняется весьма строго, и для получения взыскания вовсе необязательно в пьяном виде выезжать на встречную полосу. Достаточно и гораздо более мелких нарушений. Например, недавно за несоблюдение этики уволили бурятскую судью Ирину Левандовскую, которая допустила попадание в интернет довольно безобидных фотографий с отдыха. Коллеги сочли, что судья даже в нерабочее время не имеет права целовать бутылку водки за столиком в ресторане или позировать возле бассейна, наглухо закутавшись в полотенце.
Сас не стал дожидаться санкций со стороны квалификационной коллегии и 7 февраля самостоятельно подал прошение об отставке. Впрочем, своей вины в ДТП судья при этом не признает. Он утверждает, что ехал трезвым и не нарушал правила.
Увольнение Саса мало повлияет на расследование уголовного дела. 15-я статья закона "О статусе судей в Российской Федерации" гласит: "За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу". Согласно 16-й статье, стать фигурантом уголовного дела федеральный судья может лишь по решению председателя Следственного комитета РФ, который предварительно должен заручиться согласием квалификационной коллегии судей. Практика показывает, что для этой процедуры требуется очень много времени. Например, уголовное дело в отношении бывшего казанского судьи Эдуарда Солдатова, который в июне 2010 года в пьяном виде насмерть сбил пешехода Марата Гайнутдинова, возбудили лишь 20 января 2011 года.
Немного ускорить процедуру мог бы общественный резонанс. Чтобы привлечь внимание общественности, родственники Беляевых и Шарафутдиновой вместе с активистами ряда политических движений провели в Ульяновске пару пикетов и попробовали собрать подписи под несколькими возмущенными обращениями к органам власти. Но большого успеха они пока не добились. Хотя новости о Сасе более или менее регулярно появляются в СМИ и вызывают гневную реакцию отдельных блогеров, до Анатолия Баркова или Анны Шавенковой судье еще очень далеко. Вероятно, это объясняется тем, что ДТП в Ульяновске случилось в субботу, а в понедельник, 24 января, произошел теракт в аэропорту "Домодедово", надолго отвлекший внимание россиян от любых других новостей.
Хотя на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны - нельзя сказать, чтобы широчайший общественный резонанс сильно помог людям, которые стремятся засудить вице-президента "Лукойла" и дочь бывшей главы иркутского областного избиркома. В случае с Барковым виновницей ДТП в итоге все-таки признали погибшую женщину - водителя "Ситроена". В настоящее время ее родственники пытаются добиться пересмотра дела через Европейский суд по правам человека - однозначное свидетельство того, что в российском правосудии они полностью разочаровались. Шавенкову же, как известно, приговорили за наезд на двух женщин к колонии-поселению с отсрочкой до достижения ее новорожденным сыном 14-летнего возраста. Пока семья погибшей и пострадавшей женщин пытается обжаловать приговор, дочь экс-главы областного избиркома готовится родить еще одного ребенка. Если даже один ребенок заставил судью отнестись к Шавенковой более чем снисходительно, то можно предположить, что осудить мать двоих детей у него вообще не поднимется рука.