22 марта суд в Тель-Авиве огласил вердикт по делу бывшего президента Израиля Моше Кацава, которого ранее признали виновным в изнасиловании. 65-летний политик был приговорен к семи годам лишения свободы. Приговор может быть обжалован, однако Кацав уже вошел в историю Израиля как первый глава государства (пусть и бывший), осужденный на тюремный срок.
До 31 июля 2000 года, когда в израильском парламенте прошли выборы восьмого президента страны, практически никто не верил, что главой государства станет Моше Кацав. Противником малозаметного политика из правой партии "Ликуд" был сам Шимон Перес - нобелевский лауреат, многократный глава израильского правительства, государственный деятель с пятидесятилетним на тот момент стажем. Однако Кнессет выбрал Кацава, и многие сочли, что решение парламентариев объяснялось именно желанием видеть на президентском посту (должность эта в Израиле скорее символическая) кого-нибудь потише.
Предшественником Кацава на этой должности был Эзер Вейцман - боевой летчик, дослужившийся до главнокомандующего ВВС, ветеран и герой всевозможных войн, словом, фигура яркая (в попытке урегулировать израильско-палестинский конфликт Вейцман охотно встречался с палестинскими лидерами, утверждая, что "ради мира готов хоть самого дьявола пригласить в гости"). Однако его президентство закончилось скандалом - в июле 2000 года Вейцман подал в отставку в связи с обвинениями в коррупции, хотя от уголовного преследования его освободили.
С Моше Кацавом все должно было быть по-другому. Скромный политик, занимавший в правительствах правых посты министра транспорта и министра по делам туризма, примерный семьянин (к тому моменту Кацав уже 30 лет состоял в браке и был отцом пятерых детей) должен был стать гарантом семи лет спокойного президентства. Если депутаты Кнессета действительно руководствовались такими соображениями, то они здорово прогадали. Моше Кацав стал фигурантом одного из самых громких политических скандалов в истории Израиля.
В 2006 году президент Кацав обратился в израильскую полицию, заявив, что его пытаются шантажировать. По словам политика, его бывшая подчиненная, сотрудница президентской резиденции, ложно обвиняла его в сексуальных домогательствах. Полицейские, взявшиеся расследовать дело по поручению главы государства, вскоре пришли к выводу, что обвинения женщины имеют под собой основания.
Постепенно следствие заключило, что речь идет не только о домогательствах, но и об изнасиловании, что непозволительное поведение по отношению к подчиненным Моше Кацав позволял себе не единожды, как в должности главы государства, так и находясь на посту министра туризма. Обвинения в адрес президента множились с каждым часом, и, когда дело было передано в прокуратуру, главе государства инкриминировали, помимо преступлений сексуального характера, целый ряд эпизодов превышения служебных полномочий, а также мошенничество, прослушивание телефонных разговоров и торговлю президентскими помилованиями.
Когда дело дошло до суда, Моше Кацава обвиняли уже по двум эпизодам домогательств по отношению к двум сотрудницам президентской резиденции (в материалах дела они фигурируют как Х. и Л.), а также по двум случаям изнасилования, совершенным, по версии обвинения, еще в 90-х годах. Жертвой выступала А., работавшая с Кацавом в министерстве туризма. По ее словам, министр изнасиловал ее дважды: один раз на рабочем месте, другой - в гостинице в Иерусалиме. Кроме того, женщина утверждала, что Кацав - "серийный насильник и сексуальный маньяк, терроризировавший ее тело и душу и превративший ее в сексуальную рабыню".
Президент отрицал все обвинения в свой адрес. По его словам, с А. его связывали романтические отношения, и об изнасиловании речи не шло, а работавшие в президентской резиденции Х. и Л. обвиняют его ложно. В ходе следствия Кацав собрал две пресс-конференции, на которых утверждал, что стал жертвой самого крупного заговора в истории Израиля. В фабрикации обвинений он обвинил нескольких высокопоставленных полицейских и судебных чиновников, а также лично юридического советника правительства (эквивалент должности главного прокурора) Менахема Мазуза.
Обвинение неоднократно предлагало президенту сделку. В конце концов в 2007 году Моше Кацав согласился признать себя виновным по некоторым, наименее значительным эпизодам дела и уйти в отставку с поста президента. За это ему обещали снятие обвинений в изнасиловании и замену тюремного заключения условным сроком. Впоследствии, однако, политик изменил свое решение и заявил, что готов доказать свою невиновность в суде и надеется добиться полного оправдания. Тем не менее, с должности главы государств Кацав ушел, уступив место Шимону Пересу.
14 мая 2009 года начался суд. Процесс, проходивший за закрытыми дверями, длился более полутора лет. Все это время страна ждала, что будет. Окончательно судьба Моше Кацава не прояснилась даже в декабре 2010 года, когда окружной суд Тель-Авива признал бывшего президента виновным в изнасилованиях и сексуальных домогательствах, а также в запугивании свидетелей и создании помех правосудию. Оглашение приговора было отложено на два с половиной месяца.
Наконец, 22 марта суд объявил вердикт. Бывшего президента приговорили к семи годам лишения свободы, плюс к двум годам условно; кроме того, Моше Кацава обязали выплатить 100 тысяч шекелей (около 28 тысяч долларов) жертве изнасилования и по 25 тысяч шекелей двум другим потерпевшим. Сообщается, что судья Юдит Шевач (кстати, одна из двух женщин в судейской коллегии по делу Кацава) предлагала ограничиться четырьмя годами тюрьмы, но остальные судьи вынесли решение в пользу максимально возможного наказания.
"Ни один человек не стоит выше закона, - объявил судья Джордж Карра. - Высокое положение обвиняемого не может служить ему оправданием, напротив, его статус делает совершенные им преступления еще более тяжкими. Воля суда должна быть четкой".
Говорят, что, услышав приговор, Моше Кацав заплакал. Он до последнего настаивал на своей невиновности, однако суд счел его показания не заслуживающими доверия. "Вы не дали мне шанса защитить себя, - цитируют экс-президента СМИ. - Решение суда было ошибкой, женщины лгут и знают об этом. Когда-нибудь правда восторжествует".
Приговор должен вступить в силу 8 мая. У защитников бывшего президента будет 45 дней на то, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Израиля. Однако даже если адвокатам удастся добиться отмены вердикта, Моше Кацав уже вошел в историю страны как первый глава государства, осужденный на тюремный срок.