Уэса Крэйвена смело можно назвать живым классиком жанра "фильм ужасов". Именно он познакомил зрителей с Фредди Крюгером, а также снял оригинальные версии картин "У холмов есть глаза" и "Последний дом слева". Кроме того, Крэйвен выступил в качестве режиссера "Крика", одного из самых популярных слэшеров 90-х годов. Первая серия этого фильма оказалась настолько успешной, что за ней довольно скоро последовали два сиквела. Затем Крэйвен, видимо, решил немного отдохнуть от "Крика". В результате четвертая часть вышла на экраны только в апреле 2011 года, после 11-летнего перерыва.
Самый первый "Крик", снятый за 15 миллионов долларов, вышел на экраны в конце 1996 года. Главной героиней картины являлась студентка колледжа Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), на которую вдруг начал охотиться маньяк в нелепой маске и черном балахоне. По ходу фильма из друзей Сидни и прочих второстепенных персонажей выпускали кишки, а ближе к концу ленты выясняется, в чем же заключалась причина ненависти убийцы к героине. То есть "Крик" вроде как вписывался в знакомые рамки и вполне мог бы затеряться среди других представителей жанра, если бы Крэйвен не решил проявить при создании фильма чувство юмора.
Крэйвен не то чтобы снял несерьезный фильм. Просто между сценами с убийствами у режиссера нашлось время для того, чтобы посмеяться над характерными для жанра клише. Зрителям такой подход очень понравился. Мировые сборы картины превысили 170 миллионов долларов. Разумеется, в сложившейся ситуации создатели ленты решили не тянуть с сиквелом, и "Крик 2" был выпущен в прокат уже в 1997 году. Формулу решили не менять: во второй части все та же Нив, то есть, простите, Сидни бегает от маньяка в маске. До финала она добирается вполне живая, хотя и не без травм. Судьба других героев складывается менее удачно. Из заметных нововведений тут присутствует разве что "Удар ножом" ("Stab”), фильм в фильме. Эту выдуманную картину, как бы основанную на событиях оригинального "Крика", смотрят персонажи "Крика 2". То есть Крэйвен начал отпускать шутки не только в сторону чужих хорроров, но и по поводу собственной работы всего-то годовалой давности.
Как и оригинал, фильм был тепло встречен критиками и зрителями. Все сошлись на том, что продолжение получилось как минимум не хуже первой части. Сборы остались на том же уровне - 170 с чем-то миллионов. Правда, стоит отметить, что затраты на съемки слегка выросли (до 24 миллионов).
Третья серия "Крика" вышла в 1999 году. К этому времени авторы вымышленного "Удара ножом" догнали Крэйвена. (В фильме "Крик 3" речь идет о съемках ужастика "Stab 3".) Сидни Прескотт по-прежнему остается самым живучим персонажем; как и раньше, играет ее Нив Кэмпбелл. Сборы третьего "Крика" оказались ниже доходов от предыдущих фильмов (около 160 миллионов), а вот затраты опять выросли (40 миллионов). Впрочем, это все равно более чем достойный результат.
С учетом того, что финансовые показатели серии были вполне на уровне, не очень понятно, почему Крэйвен выдержал десятилетнюю паузу между третьим и четвертым "Криками". Вот авторы "Удара ножом", например, не стали тянуть с сиквелами. В "Крике 4" упоминается аж седьмая серия "Stab". Правда, по словам самих героев фильма (настоящего, а не выдуманного), "Удар ножом" с каждой новой частью становится все хуже. "В 'Stab 5' вообще были путешествия во времени, такой бред", - заявляет один из персонажей за минуту до того, как маньяк наносит ему удар ножом. Кстати, кроме вымышленной ленты, в новом фильме Крэйвена упоминаются и существующие в действительности фильмы: "Зомби по имени Шон", "Пила" и еще несколько десятков наименований.
При этом сам "Крик 4" остается на удивление близким к трем предыдущим выпускам. Сидни Прескотт продолжает небезуспешно скрываться от убийцы. Только теперь она, разумеется, не студентка. Сидни образца 2011 года - начинающая писательница, только что опубликовавшая биографическую книгу. До финала фильма вместе с ней по традиции добирается еще парочка героев. Остальные же персонажи, появляющиеся на экране, оказываются либо пушечным мясом, либо собственно маньяками. Помнится, до выхода фильма Крэйвен сообщал, что при работе над новой серией учтет вкусы современных зрителей и постарается снять актуальный фильм. Как вышло на самом деле? Да, лексикон героев осовременили, теперь они знают слова "Twitter", "Facebook" и "YouTube". Да, в кармане у каждого лежит по смартфону. Но в остальном же очередной "Крик" выглядит примерно так же, как и снятый 15 лет назад оригинал.
Нельзя сказать, что "Крик 4" уж совсем не удался. Фильм Крэйвена умнее, чем определенная часть его потенциальной аудитории. В четвертой серии "Крика" есть пара действительно удачных шуток (например, про Роберта Родригеса в качестве режиссера одного из выпусков "Удара ножом"), а также куча цитат, припасенных для киноманов. Сцены убийств если и не пугают, то по крайней мере вызывают определенный дискомфорт. Сценаристы придумали более-менее неожиданный, хотя и довольно нелепый финал. Более того, у создателей картины даже есть своя общественная позиция - они вроде как выступают с критикой в адрес современных СМИ и социальных сетей.
И все-таки просмотр "Крика 4" в кинотеатре - процесс довольно мучительный. Во-первых, это весьма сомнительное удовольствие - под дружный гогот малолетних зрителей наблюдать за тем, как человека превращают в решето при помощи холодного оружия. Во-вторых, говорят, шутка портится уже после того, как ее повторили дважды. Крэйвен же повторяет шутку уже 15 лет, пускай и с перерывами.
И напоследок несколько слов о Сидни. Мисс Прескотт столько раз демонстрировала потрясающую живучесть, что за ее судьбу, если честно, уже как-то не хочется переживать. Как только она появляется на экране, сразу становится ясно, что все у нее будет в порядке. Если бы Крэйвен и компания действительно хотели снять фильм с неожиданным финалом, они могли бы для разнообразия убить Сидни Прескотт. Но проблема в том, что героиня Нив Кэмпбелл стала своего рода талисманом "Крика", залогом успеха. Крэйвен не может от нее избавиться хотя бы потому, что ему еще предстоит снимать "Крик 5" и "Крик 6". Режиссер опасается, что без Сидни фильмы получатся не столь привлекательными для аудитории. Удивительно, но человек, 40 лет снимающий фильмы ужасов, на самом деле боится сделать что-нибудь действительно непредсказуемое.