В среду, 18 мая, стало известно о задержании в Москве и высылке из России израильского военного атташе полковника Вадима Лейдермана, проработавшего на этой должности более двух лет. Военного дипломата заподозрили в шпионской деятельности. Первым об этом объявило министерство обороны Израиля, а затем историю подхватили израильские газеты.
Как удалось выяснить израильским журналистам, Вадим Лейдерман был задержан 12 мая в московской кофейне, где дипломат встречался с неким офицером российской армии. Задержание, как пишет "Гаарец", может быть расценено как нарушение дипломатического иммунитета. На протяжении нескольких часов Лейдермана допрашивали сотрудники ФСБ, а потом дипломату и его семье дали традиционные в таких случаях двое суток на то, чтобы уехать за пределы России. 14 мая он прилетел в Израиль, где был вынужден объясняться с министерством обороны и Шин-Бет - Общей службой безопасности Израиля, а также пройти проверку на детекторе лжи. Задержание и депортация Вадима Лейдермана произошли на фоне визита в Россию бывшего министра обороны Израиля Шауля Мофаза, которого сопровождали члены комитета Кнессета по международным отношениям и обороне.
Два расследования, проведенные независимо силовыми ведомствами Израиля, дали один и тот же результат: обвинения российской стороны в адрес Вадима Лейдермана были безосновательными. Хотя до завершения проверки официальные лица держали в тайне факт высылки дипломата, израильским СМИ удалось узнать о назревающем скандале.
Уже 19 мая в СМИ появилась неофициальная точка зрения Москвы: неназванный сотрудник российских спецслужб рассказал, что дипломат слишком активно продвигал некоторые израильские компании, производящие оружие, на российском рынке, а вмененная ему в вину деятельность сводилась к промышленному шпионажу. Днем в четверг с официальным заявлением выступил российский МИД: в документе говорилось, что Лейдерман был задержан с поличным при получении секретной информации от гражданина РФ, объявлен персоной нон грата и покинул страну.
О работе 49-летнего Лейдермана в России известно немногое. Как сам дипломат рассказывал в интервью "Еврейской газете", он уехал в Израиль из Молдавии в 1977 году в возрасте 15 лет. Впоследствии он получил докторскую степень в Технологическом институте Технион в Хайфе, был сотрудником технического отряда ВВС Израиля и несколько лет работал в США по линии военно-воздушных сил.
В 2008 году Лейдерман, хорошо владеющий русским языком, был назначен на должность военного атташе в Москве. Срок действия его полномочий истекал в июле 2011 года. В обязанности дипломата входил мониторинг официальных заявлений Кремля на тему оборонного комплекса, а также осуществление посредничества в контактах между российскими властями и израильскими компаниями - поставщиками оружия. Преемником Вадима Лейдермана должен был, по сведениям IzRus, стать медик Коби Хавив, в чьем соответствии этой должности анонимные источники издания сомневались из-за незнания Хавивом языка и специфики работы на постсоветском пространстве.
Израильские высокопоставленные силовики заверяют журналистов в том, что никаких последствий у задержания военного дипломата не будет. Официальный Иерусалим воздержался от резких заявлений в адрес России. Газетам остается делать выводы из скудной обнародованной информации. В частности, журналисты сочли, что даже если Лейдермана действительно уличили в сборе секретной информации, угрозы для безопасности России его деятельность не представляла, поскольку дипломата выслали вместо того, чтобы предъявлять ему обвинения и судить.
Специалист по израильско-российским отношениям Яков Кедми в беседе с газетой "Едиот Ахронот" высказал предположение, что задержание Вадима Лейдермана стало следствием соперничества между ГРУ и ФСБ. Так, считает Кедми, когда специалисты Главного разведывательного управления узнали о встрече дипломата с российским военным, они решили задержать его, не располагая серьезными доказательствами шпионажа, просто чтобы доказать свою эффективность. Сотрудникам ФСБ нельзя было отставать, и они подыграли коллегам из ГРУ. Заодно всем прочим российским офицерам намекнули, что встречаться с иностранными дипломатами, не заручившись согласием руководства, им не следует.
Издание Globes со ссылкой на свои источники приводит другую версию: российские спецслужбы пытались завербовать Лейдермана в качестве двойного агента, а выдворение стало ответом на отказ сотрудничать.
В связи с депортацией Вадима Лейдермана израильские СМИ вспоминают другие дипломатически-шпионские конфликты между Россией и Израилем, например, задержание в декабре 1995 года представителя "Моссада" Рувена Динеля, которого заподозрили в покупке у российских офицеров спутниковых снимков. Израильтянина выслали на родину, а его подельников обвинили в разглашении государственной тайны. Депортации Динеля предшествовали жесткие допросы в ФСБ, в том числе, как считает израильская сторона, с применением физического насилия.
Вероятнее всего, значимых последствий международного масштаба у депортации дипломата действительно не будет. Возможно, его преемник приедет в Россию несколько раньше, чем предполагалось, если в Израиле еще не передумали относительно кандидатуры нового военного атташе. Ни по сравнению с историей Динеля, ни сама по себе высылка Вадима Лейдермана на шпионский скандал не тянет. Самое большее - на шпионское недоразумение. Самый интересный вопрос на данный момент - кем был офицер, передававший израильскому атташе секретную информацию, и чем грозит ему поимка с поличным.