Помоги себе сам

Минтранс предложил авиапассажирам доплатить за выполнение рейсов

Российские чиновники, постоянно заявляющие о необходимости удешевить авиабилеты, на деле, похоже, только придумывают новые способы поднять их стоимость. Так, в Минтрансе предложили гражданам самим позаботиться о том, чтобы перелет в нужный им пункт назначения состоялся в любом случае. Как считают в министерстве, гарантировать доставку пассажиров в случае отмены рейса можно путем создания специального фонда, сформированного за счет дополнительных сборов с путешествующих россиян.

По данным источников газеты "Коммерсантъ" в Минтрансе, еще 31 мая на совещании Минтранса и Минэкономразвития были разработаны предложения по законопроекту "О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров". В частности, в нем предусмотрено создание фонда, из которого будет оплачиваться перевозка пассажиров в случае отмены их рейса.

Как подсчитали чиновники, если к стоимости билета прибавить всего 30 рублей, то за два ближайших года можно собрать в фонд три миллиарда рублей. Управление фондом будет осуществлять новая организация, созданная при Минтрансе или Росавиации.

Ожидается, что фонд заработает в 2012 году. Как отметил заместитель руководителя комитета по транспорту Госдумы Сергей Гаврилов, "некоторые сложности" могут возникнуть с его статусом. Скорее всего, по мнению Гаврилова, фонд будет организован в форме автономной некоммерческой организации.

Законопроект еще должен быть утвержден в правительстве, прежде чем он попадет на рассмотрение в Госдуму. Документ пока никак не прокомментировали ни в Минтрансе, ни в Минэкономразвития. Как пояснил собеседник "Коммерсанта", "вопрос создания фонда - щепетильный и требует изменения Воздушного кодекса и Федеральных авиационных правил".

Создание фонда поможет чиновникам снизить нагрузку на федеральный бюджет, из которого сейчас финансируются перевозки пассажиров в случае банкротства авиакомпании. Эта статья расходов появилась после дефолта перевозчиков, входящих в альянс AiRUnion, в 2008 году. В 2009 году на эту статью в бюджете было зарезервировано пять миллиардов рублей, но в 2011 году на эти цели было выделено всего 300 миллионов. На 2012 год подобные расходы вообще не запланированы, видимо, потому что власти рассчитывают на создание нового фонда.

Щепетильность же вопроса, очевидно, заключается в первую очередь в предложении властей переложить вопрос затрат на плечи конечных потребителей. Ранее в Минтрансе планировали создавать фонд за счет авиакомпаний, однако крупнейшие перевозчики выступили против такой идеи, указав, что объем финансирования должен быть пропорционален доле рынка компаний.

В 2010 году, по данным Росавиации, на пять самых больших перевозчиков страны пришлось более 52 процентов общего пассажиропотока. Как заявил эксперт Госдумы Виталий Бордунов, взнос в фонд, к примеру, "Аэрофлота", крупнейшей российской авиакомпании, составил бы около 300 миллионов рублей, а "Трансаэро" - примерно 200 миллионов.

Все равно подорожают

Увеличение бюджетных затрат на обеспечение стабильности авиасообщения беспокоит чиновников так же, как и рост цен на билеты. Как заявил в начале июня вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Каганер, подорожание авиабилетов происходит ежегодно. "В ближайшее время такая тенденция продолжится, причем независимо от того, будет ли расти или опускаться цена на нефть. Как показывает наша практика, авиабилеты дорожают и в том, и в другом случае", - передает его слова РИА Новости.

Кроме того, на стоимости авиабилетов скажется и создание фонда, предложенного Минтрансом, если власти одобрят идею чиновников. Среди других причин роста цен на билеты также неоднократно называлось применение НДС на внутрироссийских маршрутах.

В апреле текущего года в Минэкономразвития поддержали идею об отмене НДС при авиаперевозках внутри страны, что позволило бы уменьшить стоимость билетов почти на 20 процентов. С идеей согласились также в Минтрансе и Минфине.

Среди других мер по снижению цен на авиабилеты в Минэкономразвития прорабатывались еще две. Одной из них являлось расширение списка услуг, стоимость которых может не включаться в основной тариф, а взиматься в виде отдельного сбора. Второй мерой могло бы стать увеличение категорий применяемых тарифов, в том числе с ограничениями по возврату денег в случае отказа пассажира от полета, другими словами, так называемых "невозвратных билетов".

Тогда же, в апреле, в Минтрансе также предложили вернуть в Воздушный кодекс понятие невозвратного тарифа, исключенное из документа в октябре 2007 года. Как предполагается, поправки сделают дешевые авиабилеты, приобретенные в рамках распродаж и спецакций, невозвратными, а также уменьшат срок, в течение которого пассажир может расторгнуть договор перевозки без штрафных санкций.

Сейчас пассажир может вернуть билет (даже купленный по минимальной цене у бюджетных авиакомпаний) без штрафов не позднее чем за сутки до вылета. Поправки в Воздушный кодекс предусматривают, что возместить полную стоимость обычного авиабилета можно будет не позднее чем за пять суток до вылета вместо 24 часов.

16 июня на Петербургском международном экономическом форуме, по сообщению агентства ПРАЙМ, заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил, что поправки Минтранса в Воздушный кодекс о невозвратных билетах уже подготовлены и направлены в правительство.

В Европе

По большому счету, нововведения российских чиновников фактически означают уменьшение сферы ответственности авиакомпаний перед пассажирами. Надо сказать, что примерно такие же шаги с прошлого года предпринимают и перевозчики, к примеру, в Европе.

В апреле 2010 года сообщалось, что европейские власти задумались о внесении корректив в постановление 261/2004, в котором прописаны общие правила помощи и возмещений пассажирам при отмене или задержках рейсов.

Причиной послужили компенсации почти на 250 миллионов евро, которые авиакомпании Европы должны были выплатить пассажирам за отмены рейсов, вызванные извержением исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. Учитывая, что и в 2011 году страны ЕС пострадали от извержения - на этот раз исландского Гримсвотна, перевозчики еще упорнее будут защищать свои интересы, чтобы не допустить дополнительных затрат.

В России своих вулканов практически нет, но чиновники задумываются о реорганизации правил перевозок, похоже, только после разных ЧП: все нововведения Минтранса появились после предновогоднего коллапса 2010 года, вызванного "ледяным дождем".