Президент России Дмитрий Медведев за несколько дней дважды обмолвился о снижении проходного барьера на выборах в Госдуму с нынешних семи процентов до пяти, а впоследствии, может быть, и до трех. После заявлений он внес соответствующий законопроект в Госдуму. Медведев уже говорил об этом раньше, но сейчас важнее не то, что он сказал, а то, как он это сказал. Тем более что сами изменения в законодательстве рассчитаны на весьма отдаленное будущее.
В четверг, 23 июня, президент приехал поздравлять с 70-летием агентство РИА Новости и заодно зашел на "летучку" в редакцию "Московские новости", где сделал несколько политических заявлений. Дмитрий Медведев сказал, что рано или поздно возглавит партию, и пообещал в ближайшее время подготовить законопроект о снижении проходного барьера до пяти процентов.
"В парламенте должны быть представлены все политические силы, которые имеют существенную поддержку граждан. Это не означает, что и маргиналы должны присутствовать в Думе. Для этого и существует проходной барьер. Но 7 процентов - это реально много. А вот 5 процентов - более реальная планка. Если и это окажется много, сделаем 3 процента", - заявил президент. На следующий день он внес соответствующий законопроект в Госдуму.
Заявление о снижении планки прозвучало из уст Дмитрия Медведева не впервые. Неделю назад он сказал о целесообразности уменьшения барьера до пяти процентов в интервью The Financial Times, а еще раньше - в 2009 году на встрече с руководством "Справедливой России" - президент говорил о трех процентах. Другое дело - как именно он сейчас высказался на эту тему. Медведев сказал "сделаем", и это в принципе не исключает, что он сам хочет воплотить избирательную реформу в жизнь. Но для этого ему необходимо остаться во главе государства.
По замыслу президента, декабрьские выборы в Госдуму должны пройти по нынешнему законодательству с семипроцентным барьером, а следующие - в 2016 году - уже по новому закону, то есть с планкой в пять процентов. Ну а дальше, "если и это окажется много", барьер понизят до трех процентов. Получается, к 2021 году.
Если Дмитрий Медведев станет президентом во второй раз на выборах в марте 2012 года, то его полномочия истекут в 2018 году. Далее можно предположить, что он возглавит одну из партий или создаст свою ("как будет называться эта партия и будет ли это действующая партия, или партия, которую создам я сам, или объединение нескольких партий, пока судить сложно"), с которой поучаствовует в выборах в Госдуму в 2021 году. С другой стороны, Медведев может стать лидером какой-нибудь партии и раньше, ведь он уже говорил, что в партийном президенте ничего страшного нет.
Стоит отметить, что Медведев считает оправданным повышение барьера с пяти до семи процентов, произошедшее в 2005 году (тогда президентом был Владимир Путин). По словам Медведева, в то время это было необходимо для "структуризации политических сил". Практически слово в слово смысл реформ объяснял тогдашний глава ЦИКа Александр Вешняков. "С целью структурирования и дальнейшего поступательного развития российского политического пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7 процентов голосов избирателей", - писал он в газете "Государственная власть".
Результаты последующих (и на данный момент последних, где применялся семипроцентный барьер) выборов показали, что, в принципе, этого можно было и не делать. Ни одна оппозиционная партия не набрала не то что семи, а даже пяти процентов. Впрочем, чего там - даже до трех никто не дотянул. Самый высокий результат после четырех грандов получила Аграрная партия России - 2,3 процента. "Яблоко", имевшее в Госдуме четвертого созыва четырех депутатов (да и то по одномандатным округам) получило полтора процента голосов, а "Союз правых сил" - вообще меньше процента.
Здесь уместно напомнить, что в 2002 году, когда повышение барьера только обсуждалось, СПС выступал за повышение барьера до семи процентов, несмотря на то, что на выборах 1999 года партия получила 8,52 процента голосов, то есть, собственно, планку преодолела с трудом. Тогда же - в 2002 году - лидер фракции "Единство", а ныне видный единорос Владимир Пехтин высказывался против повышения барьера для партий, он предлагал поднять планку только для избирательных блоков. Как бы то ни было, барьер был увеличен для "структуризации", избирательные блоки запретили, а заодно и убрали графу "против всех", за которую в 2003 году проголосовали 4,7 процента избирателей - почти три миллиона человек.
В итоге в 2007 году "Единая Россия" с Путиным во главе списка получила по итогам выборов конституционное большинство в Госдуме, что позволило ей и дальше принимать законы без учета мнения остальных партий. Глава высшего совета "Единой России" Борис Грызлов, комментируя инициативу снижения барьера, заявил, что это будет заботой депутатов уже следующего созыва парламента, который будет избран в декабре. Кроме того, по его мнению, порог и так уже был снижен достаточно. Действительно, по инициативе Медведева нынешний закон скорректировали таким образом, что теперь партия, получившая от пяти до шести процентов голосов, сможет рассчитывать на один мандат в парламенте, а та, за которую проголосуют от шести до семи процентов, - на два.
В то же время, как показывают социологические опросы, партий, которым по силам взять планку в пять или даже в три процента, в России нет. За исключением, конечно, парламентских, да и то "Левада-центр" обещает "Справедливой России" всего четыре процента голосов, а по данным ВЦИОМа, ЛДПР получит только семь процентов голосов, то есть едва преодолеет нынешний барьер.
Выходит, что действительно Дмитрий Медведев пытается смотреть в будущее. "Я почти уверен, что через десять лет большинство наших партий проведет ребрендинг", - заявил он "Московским новостям". Через десять лет - в 2021 году - в России как раз пройдут очередные выборы в Госдуму. И тогда, быть может, партиям станет по силам преодолеть хотя бы трехпроцентный барьер, тем более, что президент высказался за уведомительный порядок их регистрации.