Компания News Corp. медиамагната Руперта Мердока в среду, 29 июня, за 35 миллионов долларов продала социальную сеть MySpace компании Specific Media, специализирующейся на размещении рекламы, и поп-певцу Джастину Тимберлейку. По словам новых владельцев, они постараются переориентировать MySpace и вернуть сайту утраченную славу места, где музыканты могут общаться со своими поклонниками.
Компания MySpace была создана летом 2003 года предпринимателями Томом Андерсоном (Tom Anderson) и Крисом ДеВолфом (Chris DeWolfe) как хостинг для хранения данных, но вскоре стала крупнейшей социальной сетью в мире.
В 2005 году компания медиамагната Руперта Мердока оценила потенциал развития социальных сетей и ту прибыль, которую они могут приносить, и подписала с Андерсоном и ДеВолфом соглашение о покупке MySpace за 580 миллионов долларов. Мердок не ошибся - в 2007 году стоимость MySpace оценивалась уже в 12 миллиардов долларов. Пик популярности myspace.com пришелся на 2007-2008 годы, когда ежемесячный показатель посещаемости ресурса достиг 76 миллионов уникальных пользователей.
Страничка на myspace.com была в то время почти у всех лидеров музыкальных рейтингов. Платный сервис соцсети позволял артистам размещать в своем профиле массу рекламной информации, а самое главное - музыки, за которой как раз и тянулись на MySpace миллионы пользователей.
Сайт стал раем для начинающих музыкантов - бесплатный аккаунт позволял разместить в профиле исполнителя достаточное количество информации о себе, а главное - выложить собственную музыку.
Однако в 2008 году, после стремительного роста популярности MySpace стала так же резво терять очки, уступая набиравшему обороты Facebook Марка Цукерберга. Свою социальную сеть Цукерберг с товарищами запустили всего на полгода позже MySpace - в феврале 2004 года. Но благодаря грамотному и дальновидному выбору стратегии развития Facebook быстро удалось покорить миллионы пользователей по всему миру вне зависимости от их социального статуса, рода занятий или увлечений. На сегодняшний день количество уникальных пользователей, ежемесячно посещающих Facebook, насчитывает свыше 700 миллионов человек, а оценочная стоимость компании в случае публичного размещения акций может составить 100 миллиардов долларов.
По данным Associated Press, Facebook сумел сместить MySpace с лидирующих позиций благодаря внедрению в свой сервис различных развлекательных приложений, в частности, популярнейшей игры "FarmVille" ("Веселая ферма"). Кроме того, компании Цукерберга без труда удалось заманить в свою сеть все тех же музыкантов, предоставив им возможность размещать в профилях музыку, видео и информацию о предстоящих выступлениях.
Кроме того, MySpace был еще и территориально ограничен - абсолютное большинство пользователей сервиса представляли США и Канаду. Владельцы MySpace осознали необходимость выхода на международный рынок. Представительства социальной сети открылись, в частности, в Китае, Великобритании, Аргентине, Бразилии, Канаде, Франции, Индии, Италии, Мексике, Испании, Швеции и России.
Эксперимент потерпел неудачу. В 2009 году компания объявила о массовых сокращениях штата в зарубежных представительствах в связи с колоссальными убыткам. Так, российская версия MySpace, созданная в июне 2008 года, не смогла составить конкуренцию "Одноклассникам" и "ВКонтакте". К декабрю 2008 года количество пользователей русскоязычного раздела MySpace достигла около полумиллиона человек, что было примерно в пятьдесят раз меньше, чем у двух крупнейших российских соцсетей в тот же период. А где нет пользователей - нет и рекламной прибыли.
Свое положение в мире социальных сетей MySpace попыталась реанимировать в октябре 2010 года. С целью привлечения новых пользователей администрация сайта решила изменить дизайн и добавить сервису новых полезных функций. Так, пользователям дали возможность обновлять статусы, в профилях появились кнопки "Like", "Share" и "Comment" и другие функции, знакомые пользователям Facebook. В результате, администрации ресурса удалось привлечь в соцсеть более 3 миллионов новых аккаунтов, а также вернуть часть старой аудитории.
Тем не менее, MySpace продолжала нести убытки, которые по данным на начало 2011 года составили 165 миллионов долларов. В период с 2010 по 2011 год количество зарегистрированных аккаунтов сократилось почти вдвое - со 110 до 63 миллионов. Дабы хоть как-то компенсировать финансовые потери, компания объявила о сокращении более половины персонала - с 1100 человек до 500.
Решение о продаже убыточной компании Мердок принял еще зимой 2011 года. К лету News Corp. определилась с покупателями социальной сети, суммой и условиями сделки. Покупателем стала компания Specific Media, созданная в 1999 году в калифорнийском городе Ирвин братьями Тимом, Крисом и Расселом Вандерхук (Tim, Chris, Russel Vanderhook).
Как сообщает АР, основную часть стоимости MySpace, оцененной в 35 миллионов долларов, Specific Media выплатила Мердоку своими акциями. При этом News Corp. сохранила в своем распоряжении около 5 процентов акций социальной сети. Какое количество акций MySpace в ходе сделки досталось Тимберлейку - не известно.
Согласно условиям передачи социальной сети новым владельцам, Specific Media обязались в очередной раз сократить штат компании, который на сегодняшний день составляет полтысячи человек. В ходе переговоров с новыми владельцами также была достигнута договоренность о том, что генеральный директор социальной сети Майк Джонс уйдет со своего поста только через два месяца - по окончании переходного периода после смены владельца сайта.
Стоит отметить, что переход MySpace к новым хозяевам вызвал у аналитиков недоумение. Разумеется, не сам факт продажи убыточного ресурса, а то, кому он достался и по какой цене. Так, глава аналитической компании Altimeter Group Шарлин Ли (Charlene Li) в своем интервью АР назвала цену в 35 миллионов долларов "невероятно низкой". По ее словам, стоимость каждого американского пользователи социальной сети таким образом оценили в 1 доллар США. При таком раскладе новые владельцы сайта смогут окупить затраты на социальный сервис, даже если каждый пользователь кликнет на рекламный баннер всего 20 раз за всю свою жизнь.
Другой особенностью сделки с MySpace стало, разумеется, участие в ней Джастина Тимберлейка. Так, Los Angeles Times предположила, что новые владельцы социальной сети хотят привлечь внимание к ребрендингу сайта, задействовав "тяжелую артиллерию" в лице поп-звезды.
С другой стороны, участие Тимберлейка в новой жизни MySpace не стало чем-то из ряда вон выходящим. У него уже есть опыт управления бизнес-проектами. В свое время Тимберлейк стал владельцем марки текилы, нескольких ресторанов и линии одежды William Rast. Да что уж там, и в социальных сетях он не новичок. В фильме Дэвида Финчера "Социальная сеть" певец сыграл создателя музыкального сервиса Napster Шона Паркера, который после провала своего проекта перешел на работу к Марку Цукербергу.
По данным ряда СМИ, основная задача Тимберлейка, скорее всего, будет заключаться в идейном преобразовании MySpace. Новые хозяева соцсети намерены вернуть когда-то крупнейшую социальную сеть назад к ее истокам, когда сайт помогал раскрутиться малоизвестным группам и расширить круг своих поклонников. Но с учетом того, что сегодня музыканты могут заявить о себе и не выходя из Facebook, задача перед Specific Media и бывшим участником бойз-бэнда стоит не самая легкая.
Как бы то ни было, Тимберлейку в обновленной компании поручили штат из шести человек. Хотя, по собственным словам музыканта, в ближайшее время он не готов каждый день ходить в офис. Гораздо больше его интересует поход на бейсбольный матч с участием любимой команды Los Angeles Dodgers или игра в баскетбол с друзьями.