Переживший чаепитие Андрея Лугового признали потерпевшим по делу Литвиненко

Спустя пять лет после гибели в Лондоне Александра Литвиненко в российском деле по этому происшествию появился новый потерпевший. Им стал депутат Госдумы и бизнесмен Андрей Луговой, который в британском расследовании проходит главным подозреваемым. Отказ в его выдаче послужил причиной крупнейшего дипломатического скандала, отголоски которого чувствуются до сих пор.

Дело об убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко было возбуждено Генпрокуратурой РФ в начале декабря 2006 года. Первоначально по нему проходили в качестве потерпевших сам покойный - несмотря на бегство в Великобританию и получение тамошнего подданства, считающийся российским гражданином - и бизнесмен Дмитрий Ковтун. Андрей Луговой долгое время числился в статусе свидетеля, хотя и называл себя в многочисленных интервью потерпевшим, но не в юридическом, а в бытовом смысле.

Теперь же в СК, к которому за прошедшее время перешло расследование этого дела, нашло доказательства того, что россиянин получил отравление радиоактивным элементом полоний-210, причем произошло это в октябре и ноябре 2006 года во время нескольких встреч с Литвиненко. Это стало поводом для возбуждения дела о покушении на убийство Лугового общественно опасным способом. В итоге его объединили с уже имеющимся делом о покушении на Ковтуна и убийстве Литвиненко.

В российском расследовании до сих пор нет подозреваемых. В нем фигурируют только неустановленные следствием лица. Ни СК, ни сам Луговой не стали уточнять, почему потребовалось пять лет, чтобы изменить статус депутата-бизнесмена со свидетеля на потерпевшего. Вполне возможно, что речь идет о некоем процессуальном нюансе, поскольку каких-либо новых подробностей о смерти Литвиненко в последнее время не появлялось ни в России, ни в Великобритании, несмотря на небольшой ажиотаж, сопровождавший годовщину этого странного происшествия.

Александр Литвиненко незадолго до смерти. Фото из архива (c)AFP

Александр Литвиненко незадолго до смерти. Фото из архива (c)AFP

Lenta.ru

Чтобы понять контекст, придется немножко вспомнить события конца 2006 года - начала 2007 года. 1 ноября 2006 года Литвиненко, написавший несколько разоблачительных книг о путинской России, почувствовал признаки отравления. В этот день у него была деловая встреча в баре гостиницы Millenium Mayfaire с Луговым и Ковтуном. Спустя несколько дней Литвиненко потребовалась госпитализация. Несмотря на усилия врачей, ему становилось все хуже и хуже, и 23 ноября он скончался. Незадолго до смерти медики пришли к выводу, что причиной болезни стало попадание в его организм сильнодействующего радиоактивного вещества, которым, как впоследствии установили, оказался полоний-210.

Окружение Литвиненко, включая эмигрировавшего в Лондон предпринимателя Бориса Березовского, стало утверждать, что беглый экс-офицер ФСБ был отравлен по приказу российских властей. Даже демонстрировалась предсмертная записка, в которой Литвиненко обвинял в своей смерти Владимира Путина. Официально британские правоохранительные органы воздержались от обвинений в адрес Москвы на государственном уровне, но в прессе началась массированная кампания на тему об угрозе национальной безопасности со стороны российских спецслужб.

В Великобритании дело об отравлении Литвиненко расследовали специалисты антитеррористического отделения Скотланд-Ярда. Именно они первыми указали на связь между встречей покойного с Луговым и наступившими последствиями. В дальнейшем, по заявлениям британских правоохранительных органов, в баре гостиницы, где проходило общение подозреваемого и потерпевшего, обнаружили заварочный чайник со следами радиоактивного вещества. Так родилась версия о чае с полонием, который будто бы выпил Литвиненко. Также следы этого вещества были обнаружены в гостиничном номере, который занимал Луговой, и еще в ряде мест.

В конце концов дело было передано Королевской прокурорской службе, руководитель которой заявил о намерении предъявить Луговому обвинение в убийстве Литвиненко и потребовал от России его выдачи для проведения процесса в британском суде. Москва ответила отказом, так как по Конституции РФ выдача российских граждан для суда над ними в другой стране запрещена. В Лондоне наверняка знали об этой правовой коллизии, но, тем не менее, скандал вышел на дипломатический уровень и привел к беспрецедентному за последнее время охлаждению отношений между двумя странами.

Параллельно британскому расследованию следствие велось и в России. Правоохранительные органы двух стран довольно активно сотрудничали на первоначальном этапе. Британские следователи навестили в московской больнице Лугового и Ковтуна и взяли у них показания. В Лондоне под присмотром своих местных коллег российские правоохранители провели беседы с Березовским и чеченским эмигрантом Ахмедом Закаевым. Но затем кооперация сошла на нет.

Москва предлагала судить Лугового на территории России, в случае если собранные британцами факты окажутся достаточными для предъявления обвинения. Однако, по заявлениям российских правоохранительных органов, никаких существенных доказательств его причастности к убийству британские коллеги так и не предоставили. В частности, не было официально обнародовано заключение о смерти Литвиненко. Британская сторона ссылалась на то, что это личная информация, не подлежащая разглашению.

В итоге британцы отвергли саму возможность уголовного преследования Лугового на российской территории и в мае 2007 года передали по дипломатическим каналам запрос о заведомо невыполнимой экстрадиции. К запросу был приложен ордер на арест россиянина и "детализированный отчет о собранных уликах", который, впрочем, ничуть не удовлетворил любопытство российских следователей. Любопытно, что Луговой до сих пор не объявлен в розыск через Интерпол, несмотря на тяжесть предъявляемых ему обвинений. Поэтому теоретически он может вполне без опаски передвигаться по тем местам, на которые не распространяется юрисдикция Соединенного королевства.

За минувшие пять лет единственное, в чем сошлись российская и британская стороны, так это в том, что Литвиненко все-таки умер и его смерть не была инсценировкой. Правоохранительные органы обеих стран также пришли к мнению, что речь идет именно об убийстве. Однако подробности того, как полоний проник в организм Литвиненко, по-прежнему остаются без официального подтверждения. Также присутствует значительное расхождение в оценках, кому и зачем понадобилось убивать беглого чекиста. Официальные органы в Москве и Лондоне избегают давать оценки мотивам преступления, а СМИ по-прежнему предлагают большой спектр версий. В Великобритании наибольшей популярностью пользуются предположения о причастности у убийству российских спецслужб или русской мафии, а в России, наоборот, все валят на МИ-5, МИ-6 и до кучи на Березовского. Кроме того, британская пресса запустила слух о том, что подозреваемым могут объявить и Ковтуна и потребовать его экстрадиции. Впрочем, если это и произойдет, то наверняка с тем же результатом, что и в случае с Луговым.

Новые шансы если не докопаться до истины, то хотя бы найти какую-то логику в убийстве Литвиненко, появились с возобновлением в Лондоне коронерского следствия - особой британской юридической процедуры, которая должна дать заключение о причинах смерти, и в частности о том, являлась ли она насильственной. Коронер Эндрю Рид распорядился о проведении полномасштабного дознания, в ходе которого будут затребованы отчеты британских спецслужб о том, грозила ли Литвиненко опасность, и если да, то почему было допущено его убийство. Но пока что не назначена даже дата новых судебных слушаний. Также неизвестно, какая толика озвученной на них информации станет достоянием общественности. Все-таки шпионское дело такое шпионское.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше