Казахстанские власти определились с вопросом о выборах в Жанаозене - городе на юго-западе страны, где месяц назад произошли беспорядки. В начале января Конституционный совет республики, а затем и ЦИК объявили, что из-за действующего в городе режима ЧП назначенные на 15 января выборы (в этот день в Казахстане будут избирать депутатов парламента, а также местных органов власти) там проводить нельзя. Однако вскоре после этого власть - уже в лице президента Нурсултана Назарбаева - обозначила другую позицию: голосование в Жанаозене все-таки будет, поскольку граждан нельзя лишать избирательных прав.
11 января с решением президента согласился Конституционный совет. Теоретически этот орган мог бы преодолеть президентское вето, но делать этого не стал. Председатель КС Игорь Рогов сообщил, что постановление от 6 января (по которому предлагалось не проводить голосование в Жанаозене) отменено.
Режим ЧП в Жанаозене, введенный в середине декабря (на следующий день после беспорядков), вообще-то должен был действовать лишь до 5 января. К этому времени обстановка в городе стабилизировалась, власти приняли ряд мер по улучшению социальной обстановки, уволенным нефтяникам (их акции протеста в декабре вылились в беспорядки) предложили новую работу.
Несмотря на это, власти решили перестраховаться. Режим ЧП помимо прочего предусматривает запрет на митинги и другие подобные акции. Учитывая, что декабрьские беспорядки произошли на фоне акций протеста, а власть считает эти беспорядки спланированными (в окружении Нурсултана Назарбаева не исключали, что к этому причастны внешние силы), у Астаны есть основания опасаться повторения декабрьских событий. Тем более что вопрос об организаторах волнений в Жанаозене остается открытым. По подозрению в организации беспорядков вроде бы задержали несколько человек, но имена этих людей официально названы не были (Назарбаев при этом заявлял, что "организаторов будем искать, в какой точке мира они бы ни скрывались").
За день до истечения срока ЧП Назарбаев продлил его до конца января.
Нерешительность властей в вопросе о том, проводить в Жанаозене выборы или нет (едва ли можно поверить, что первоначальные решения КС и ЦИКа были приняты без ведома президента), вполне объяснима. Недостатки - и весьма существенные - имеют оба варианта. Отказавшись от выборов в Жанаозене, власть дала своим оппонентам (которые после подавления беспорядков обвинили ее в "расстреле своего народа") повод для новых обвинений - на этот раз в том, что "народ лишили избирательного права".
Обвинения не заставили себя ждать. В частности, оппозиционный альянс "Народный фронт", близкий к проживающему в Великобритании опальному банкиру Мухтару Аблязову (последний после событий в Жанаозене назвал правление Назарбаева "оккупационным режимом" и потребовал "освободить" от него Казахстан), заявил, что отмена выборов "лишает жанаозенцев их конституционных прав". Более того, оппозиционеры утверждали, что выборы в целом из-за этого будут незаконными.
В итоге голосование в Жанаозене власти все же отменять не стали. Однако режим ЧП выборам, разумеется, не способствует. Учитывая, что в городе ограничена работа СМИ и запрещены массовые акции, избирательная кампания там фактически сорвана. Неясно, как там смогут работать журналисты и наблюдатели в день голосования. Все это станет лишним поводом для тех, кто захочет поставить под сомнение итоги выборов. Отдельный вопрос - на какой результат там сможет рассчитывать возглавляемая Назарбаевым партия "Нур Отан" ("Свет Отечества").
Впрочем, власти по крайней мере приняли меры, призванные снизить в городе социальное недовольство. После того как в городе произошли беспорядки, чиновники различных уровней стали чуть ли не ежедневно отчитываться о том, какие меры принимаются для улучшения жизни жанаозенцев.
В городе, жители которого среди прочего жалуются на недостаточно развитую инфраструктуру, правительство пообещало построить новые школы, больницы и детские сады (принят соответствующий план развития Жанаозена на 2012-2015 годы). Для восполнения дефицита водоснабжения (в Жанаозене и регионе в целом) будут построены новые опреснительные установки (областной центр Актау и близлежащие населенные пункты снабжаются опресненной водой из Каспийского моря). В городе будет создан дополнительный стабилизационный продовольственный фонд. Планируется также создание новых предприятий (что призвано снизить безработицу).
Местным бизнесменам обещают возможность обучения передовым бизнес-технологиям в Назарбаев Университете (вуз в Астане), а также стажировки за рубежом. Что касается тех предпринимателей, имущество которых пострадало в результате беспорядков, то они смогут получить льготные кредиты (под ноль процентов - для индивидуальных предпринимателей; под 0,1 процента - для юридических лиц) для восстановления своего бизнеса.
Нефтяникам, лишившимся работы, обещаны новые рабочие места. От бывших сотрудников местного предприятия "Озенмунайгаз", а также их коллег из Актау (также уволенных в связи с забастовкой) поступило уже более полутора тысяч заявок на трудоустройство. В Жанаозене они будут работать в новом управлении буровых работ. Часть желающих уже трудоустроена. В фонде "Самрук-Казына", который управляет государственными активами в Казахстане, сообщили, что им уже начисляется зарплата.
10 января глава правительственной комиссии по нормализации обстановки в Жанаозене Умирзак Шукеев заявил, что ее работа фактически завершена (глава правительства Казахстана Карим Масимов, в свою очередь, предложил пока отложить вопрос о завершении работы).
Когда может быть завершено расследование беспорядков, пока неизвестно. По данным прокуратуры на конец декабря, в связи с волнениями в Жанаозене были арестованы около 20 человек. Согласно версии, которую озвучил Назарбаев, беспорядки были организованы наемными провокаторами по заданию неких "преступных групп, которые делили деньги" (президент, комментируя эту тему, также заявил о наличии некоего зарубежного следа). Насколько продвинулось расследование в отношении упомянутых "преступных групп", не сообщалось.
Оппозиционные СМИ, в свою очередь, утверждают, что в Жанаозене преследуют людей, участвовавших в акциях протеста нефтяников, что полиция задерживает непричастных к беспорядкам людей, а затем выбивает из них признания. С обвинениями в адрес властей также выступили журналисты видеопортала "Стан", активно освещавшие события в Жанаозене. Редакция заявила, что ее сотрудники подвергаются давлению со стороны силовых структур и что за ними постоянно ведется слежка. Журналисты обратились к Назарбаеву с требованием вмешаться в ситуацию.