Прокуратура Швейцарии задержала в Женеве чеченского бизнесмена, владельца футбольного клуба "Ксамакс" из Невшателя Булата Чагаева. Предпринимателя обвиняют в подделке документов, а именно предоставлении фальшивой справки о кредите из Bank of America. Практически одновременно сам клуб, исключенный из швейцарской футбольной лиги, подал заявление о банкротстве. Арест Чагаева стал логичным продолжением череды скандалов, тянущихся за ним с момента покупки "Ксамакса".
Опыт руководства футбольным клубом Булат Чагаев получал у себя дома, в Чечне, где был вице-президентом и спонсором "Терека". С осени 2010 года он обещал грозненскому клубу золотые горы и сверхдорогие покупки. В частности, он объявил о намерении пригласить в команду одну из суперзвезд английской премьер-лиги. Обещание зависло в воздухе - "Терек" в межсезонье 2010-11 года неплохо потратился для середняка, но предполагаемые трансферные бомбы так и не взорвались.
В свою очередь, "Ксамакс" из маленького швейцарского городка Невшатель переживал не лучшие времена. Этим клубом, в прежние годы дважды выигрывавшим национальное первенство, владел местный строительный магнат Сильвио Бернаскони (почти полный тезка владельца "Милана" и бывшего премьер-министра Италии). Дела в бизнесе у Бернаскони в последние годы шли так себе, и футбольный клуб, на который нужно было ежегодно тратить миллионы франков, стал для него обузой. В общем, "Ксамакс" в мае 2011 года сменил владельца за символическую сумму всего в один франк.
Болельщики команды смотрели в будущее с оптимизмом. В конце концов, все знают об успехах "Манчестер Сити" или "Челси". Приход инвесторов из России или арабских стран почти всегда сулит тому или иному клубу процветание. Конечно, фаны "черно-красных" и представить себе не могли, что короткое правление Чагаева ввергнет клуб в финансовую пропасть и закончится для "Ксамакса" вылетом из высшего футбольного общества Швейцарии.
"Вайнахский" стиль
Первые подозрения у швейцарцев зародились после целого ряда весьма экстравагантных выходок нового владельца. Так, в перерывах матчей на стадионе "Ксамакса" "Стад де ля Маладьер" начали крутить чеченскую этническую музыку, а на большом экране транслировались ролики с чеченскими танцами. Дальше - больше: через пару месяцев после своего прихода Чагаев распорядился переименовать клуб в "Ксамакс-Вайнах". Здесь, однако, у него не вышло - швейцарская федерация футбола отказала ему в реализации этой идеи, сославшись на то, что документы были поданы слишком поздно перед началом чемпионата.
Швейцарцы, народ довольно замкнутый, крайне настороженно относятся к попыткам назойливого продвижения у себя чужой культуры - достаточно вспомнить историю с запретом в стране минаретов. Но все-таки все вышеописанные действия воспринимали как стандартные чудачества иностранца. А вот дела Чагаева, непосредственно связанные с управлением клубом, вызывали куда большее беспокойство.
Во-первых, как и в "Тереке", Чагаев обещал привезти на "Стад де ля Маладьер" мировых футбольных звезд. Этого, однако, так и не случилось, а те трансферы, что были проведены, оказались неудачными. Кроме того, началась настоящая тренерская чехарда. За полгода в клубе сменилось пять наставников, кроме того, владелец из России разогнал всю менеджерскую команду, назначив своих людей. Среди уволенных был и знаменитый в прошлом бразильский нападающий Сонни Андерсон, проработавший в клубе меньше месяца.
Ну и больной вопрос "Ксамакса" о деньгах так и не был решен. Долги клуба не то что не исчезли, а наоборот, выросли в несколько раз, превысив 8 миллионов швейцарских франков (очень большая сумма для середняка швейцарского чемпионата). В октябре в прессу стали просачиваться слухи о том, что футболистам команды задерживают зарплату.
Швейцарские правоохранительные органы стали сомневаться, а есть ли у нового владельца "Ксамакса" хоть что-то за душой. Начались проверки, в итоге которых швейцарцы выяснили, что один из ключевых финансовых документов, предъявленных Чагаевым при покупке клуба - справка из Bank of America о наличии у предъявителя 32,5 миллиона долларов на счету, оказался подделкой.
В ноябре по факту мошенничества и еще четырем видам преступлений было возбуждено уголовное дело. Несмотря на это, Чагаев еще достаточно долгое время оставался на свободе. То ли он искусно скрывался, то ли швейцарские правоохранители медлили с ордером на арест. Между тем, дела в клубе продолжали идти из рук вон. Из-за задержек зарплаты команду оштрафовали, а в середине января федерация, скрепя сердце, приняла решение исключить "Ксамакс" из местной Суперлиги. Мало того, клуб лишили профессионального статуса и отправили даже не дивизионом ниже (как обычно делают в таких случаях), а сразу в пятую по счету лигу страны, к деревенским любителям.
Чрезвычайно жесткая реакция швейцарских футбольных функционеров во многом объясняется очень неприятными слухами, которые ходили вокруг клуба. В частности, по утверждению бывшего футболиста клуба (выступавшего за него в 70-е) англичанина Уолтера Гэгга, в перерыве финального матча на Кубок Швейцарии Чагаев ворвался в раздевалку клуба, пригрозив футболистам и тренерскому персоналу расстрелом в случае неудачи. Скорее всего, Чагаев выражался фигурально (благо, что несмотря на итоговое поражение, никто из команды не пострадал), но игроки в этот момент таких тонкостей не уловили.
26 января очередь дошла и до самого Чагаева, который был арестован швейцарской полицией в Женеве. На следующий день та же участь постигла и его заместителя - Ислама Сатуева. И буквально тут же погрязший в долгах "Ксамакс" начал процедуру своего банкротства. Швейцарско-чеченская футбольная эпопея на этом завершилась.
Арестант-загадка
Сейчас, по большому счету, осталось узнать ответ лишь на один вопрос - есть ли у Булата Чагаева деньги на самом деле, или же он является чеченской вариацией на тему Остапа Бендера. Его предыдущая жизнь представляет собой белое пятно, хотя кое-какие сведения в прессу все-таки проникали, и эти факты для владельца "Ксамакса" были совсем нелестными. В частности, в 1997 году утверждалось, что Чагаев, которого тогда называли зятем последнего секретаря компартии Чечено-Ингушской АССР Доку Завгаева, участвовал в махинациях с фальшивыми авизо в начале 90-х.
Во время краткосрочного возвращения Завгаева на пост главы Чечни в 1996 году Чагаева обвиняли в том, что при поддержке своего тестя он пытался захватить контроль над нефтегазовым комплексом республики. Сам Завгаев эти слухи, впрочем, опровергал. Неизвестно, чем бы это все закончилось, но тут случился Хасавюртовский мир и начался новый передел власти в Чечне, в ходе которого у Чагаева особых шансов чем-либо завладеть не было.
В самой Швейцарии Чагаев находился с 1993 года. Он был связан с некоторыми банкирами, которые впоследствии попались на отмывании денег в крупных размерах. Тем не менее, ни о какой собственности, принадлежащей ему в этой стране, до сих пор ничего не известно. Когда же в прессе Чагаева обвиняли в наличии у него "грязных денег", он сам бравировал тем, что швейцарцы никогда не узнают, откуда взялось его состояние.
При таком отношении финал истории "Ксамакса" и Булата Чагаева был вполне предсказуем. А догадываясь о скрупулезности швейцарских следователей, можно предположить, что в ближайшее время всплывет достаточно сенсационных сведений о действиях загадочного бизнесмена из горного региона на юге России.