В Афганистан пришла весна: заметно потеплело, в горах начал таять снег. Открылись перевалы, существенно облегчив передвижение местным жителям. Движение "Талибан" поспешило воспользоваться новыми возможностями: его лидеры объявили о начале новой кампании и провели первую в этом году крупномасштабную операцию.
Зимой в Афганистане воевать плохо. Резкоконтинентальный климат, морозы и снег в сочетании с неприветливыми пейзажами и отсутствием дорог делают пешие прогулки по местным горам не только крайне неприятным, но и в высшей степени трудоемким занятием. Если же еще на себе приходится таскать, например, пулемет, то всякая охота к джихаду (или войне против террора - кому как) отпадает. Вся активность - и террористическая, и антитеррористическая - сосредотачивается в городах, где хоть погреться можно.
Именно поэтому боевые действия в зимний период обычно замирают - стороны собирают деньги, копят силы, лечат раны, строят планы на лето, ведут идеологическую обработку населения, вербуя новых сторонников, и так далее. Многие талибы, например, на зимний период уходят в северо-западный Пакистан, где могут чувствовать себя в относительной безопасности. Там же, по смутным предположениям американской разведки, зимуют лидеры боевиков, на которых в Афганистане идет постоянная охота.
Но с приходом весны все радикально меняется. Вместе со всеми нормальными людьми теплу и солнцу радуются и талибы. Для них, как и для местных крестьян, выращивающих опиаты, начинается новый сезон. Через открывшиеся перевалы из Пакистана в Афганистан начинают идти вереницы отдохнувших и посвежевших боевиков. На себе, на осликах и в старых "Тойотах" они везут на родину автоматы Калашникова, гранатометы, взрывчатку и другие необходимые в обиходе талиба предметы. Весенняя кампания начинается.
В этом году боевые действия открылись 15 апреля. Одновременно в Кабуле и еще нескольких городах страны десятки боевиков напали на правительственные объекты и здания иностранных представительств. В столице, не мудрствуя лукаво, талибы применили свою старую тактику. Они заранее выбрали в центре города недостроенные здания повыше, забрались в них и уже оттуда принялись обстреливать парламент, посольства Германии, Великобритании и Японии, штаб сил НАТО и другие интересные для них здания. Из-за того, что атака началась в трех местах одновременно, звуки стрельбы и взрывов слышались по всему городу, что, в свою очередь заставило изрядно перенервничать местных жителей.
Афганские полицейские и военные, однако, не растерялись и быстро организовали осаду зданий, выбранных боевиками в качестве "крепостей". Особо стоит отметить местных депутатов, у многих из которых за спиной - бурные годы в рядах моджахедов. Услышав звуки стрельбы и пуль, попадающих в здание парламента, некоторые из них похватали автоматы и с азартом стали отстреливаться.
Боевики, однако, тоже оказались тертыми калачами: последний очаг сопротивления в Кабуле был подавлен только к утру понедельника. При этом сражение велось не совсем на равных, поскольку полицейских и военных было значительно больше и они были намного лучше вооружены. К тому же ночью позиции талибов обстреляли вертолеты НАТО, направленные на помощь союзникам.
Официальные итоги боя таковы: все 36 талибов убиты, потери правительственных сил составили пять человек, мирного населения - трое, иностранцев - один. Раненых - 65 человек. Еще двух террористов-смертников удалось поймать живыми. Сами талибы, правда, приводят несколько иные цифры.
Согласно их данным, в кабульской операции участвовали 13 "жаждущих мученической смерти моджахедов", которым удалось убить 93 человека - как "марионеток" (афганских полицейских), так и "иностранных захватчиков", то есть натовцев.
Поскольку ни властям Афганистана, ни талибам полностью доверять нельзя, реальные цифры, видимо, располагаются где-то посередине. Для сравнения: в сентябре 2011 года в аналогичном нападении в центре Кабула принимали участие шесть человек, которым удалось убить более десятка правительственных солдат.
Впрочем, итогами первого весеннего боя оказались довольны обе стороны. Талибы не скрывают, что целью операции была не военная победа - сейчас это попросту невозможно. Они хотели продемонстрировать, что в любой момент могут провести скоординированную атаку на наиболее охраняемые объекты по всей стране и на сутки прервать обычное течение жизни в столице. В общем, это у них получилось. Власти и американцы, в свою очередь, на все лады нахваливают полицию и военных, которые быстро отреагировали на ситуацию и смогли одолеть противника (почти) без помощи иностранных военных.
В то же время у президента Афганистана Хамида Карзая все-таки возникли вопросы по поводу произошедшего. Ему очень не понравилось, что в центре его столицы целые сутки шел бой с применением боевых вертолетов. Как водится, вину за это он возложил на своих западных союзников. По мнению президента, натовская разведка проморгала готовящееся нападение, поэтому именно она во всем и виновата. О том, что все подступы к Кабулу охраняются его родной афганской полицией, "не заметившей" ввоза в город десятков стволов (не говоря уже о гранатометах), Карзай предпочел не вспоминать.
Озабоченность афганского лидера вполне объяснима. Однако произошедшее вызывает споры не только о том, кто виноват, но и о том, что вообще происходит и что с этим делать. Совершенно очевидно, что вопреки бодрым рапортам западных политиков и военных талибы становятся все сильнее и сильнее. Хуже того, при анализе последнего по времени нападения все чаще всплывает слово "Хаккани" - название группировки, за которую сражаются те же талибы, но руководят ею (разумеется, неофициально) кадровые сотрудники пакистанской Межведомственной разведывательной службы (МРС).
О том, что нападение на Кабул готовилось не в заоблачном кишлаке, а в куда более приспособленном для этого месте, сейчас в Афганистане не говорит только ленивый. В качестве доказательства приводятся такие факты: атака была почти идеально спланирована, а боевики действовали исключительно профессионально и со знанием дела. Такой уровень подготовки и обеспечения - не совсем рядовое явление для дремучих горцев.
В том случае, если анонсированное талибами "весеннее наступление" планировалось в сотрудничестве с офицерами МРС, воскресное нападение будет только своего рода пробой пера, разминкой перед более серьезными операциями. Времени до ухода иностранных войск из Афганистана остается совсем немного, поэтому желающим свалить Карзая и занять его место после 2014 года надо срочно брать инициативу в свои руки.