26 апреля в американском посольстве в Пекине укрылся слепой китайский диссидент Чэнь Гуанчэн, который за несколько дней до этого сбежал из-под домашнего ареста. 2 мая, после того как Вашингтон заключил соглашение с китайскими властями, он покинул посольство, пожелав остаться в стране. Почти сразу Чэнь, однако, передумал и попросил Барака Обаму вывезти из Китая его и его семью. Пока что Вашингтон ведет себя крайне осторожно - США решают, что для них важнее: защита прав человека или хорошие отношения с КНР.
Побег из-под домашнего ареста в провинции Шаньдун 40-летний Чэнь Гуанчэн (Chen Guangcheng) совершил при помощи своих сторонников 22 апреля. После этого он записал видеообращение, в котором просил премьер-министра КНР Вэнь Цзябао расследовать нарушение прав его семьи. О том, при каких обстоятельствах диссидент попал в посольство США, американские чиновники долго говорили лишь на условиях анонимности. В комментарии Reuters один из них рассказал, что слепой диссидент попросил в посольстве медицинской помощи, поскольку поранился, пока добирался до Пекина из своего деревенского дома (по данным СМИ, он сломал кости в ступне). Чэню пришлось преодолеть около 300 километров. Как именно он добрался до столицы, не уточняется. Известно лишь, что ему помогли друзья.
Помощь в посольстве, как рассказал американский чиновник, диссиденту была оказана по гуманитарным соображениям. Ему также разрешили "временно остаться". Чэнь, по словам американского чиновника, "с самого начала дал понять, что хочет остаться в Китае", а свое пребывание в посольстве считал временным (посол США в Китае Гэри Лок, впрочем, позднее утверждал, что диссидент был готов провести в дипмиссии годы, если китайские власти не удовлетворят его просьбы). Чэнь заявлял, что хочет воссоединиться с семьей и переехать из своей провинции в другое место в Китае. Он также говорил, что намерен попросить помощи у центрального правительства Китая. Чэнь также жаловался на плохое обращение властей своей провинции с ним и его семьей.
Чэнь Гуанчэн, юрист-самоучка, стал известен благодаря тому, что рассказывал о принудительных абортах, которые, как утверждают правозащитники, проводятся в Китае в рамках политики "одна семья - один ребенок". В 2006 году он был приговорен более чем к четырем годам тюрьмы. Чэня обвинили в уничтожении собственности, а также в том, что он собрал толпу для перекрытия движения. После освобождения Чэнь содержался под домашним арестом вместе с женой, дочерью и матерью. В западных СМИ этот арест называют незаконным, поскольку новых обвинений диссиденту, насколько известно, не предъявляли.
Из слов источника агентства следует, что посольство диссидент покинул после того, как от китайских властей было получено обещание обращаться с ним гуманно. Кроме того, правительство Китая обязалось перевести Чэня и его семью в некое безопасное место и позволить ему учиться в университете. Из посольства правозащитник отправился в столичную больницу, где встретился с женой и двумя детьми (с сыном он не встречался уже несколько лет). Кроме того, китайские власти вроде бы согласились провести проверку по поводу обвинений, выдвинутых диссидентом в адрес администрации провинции Шаньдун. Представители США также попросили китайских коллег не наказывать друзей Чэня, которые помогли ему добраться до Пекина. Во всей этой истории, как рассказал американский чиновник, США поступали "в соответствии с американскими ценностями и нашей приверженностью правам человека, а также в контексте американо-китайского партнерства".
Партнерство это, впрочем, было поставлено под вопрос довольно быстро. Китай потребовал от США извинений за то, что Чэню позволили войти в посольство. С этим заявлением выступил пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая. Он подчеркнул, что Пекин требует от США провести расследование по этому поводу, наказать виновных и сделать так, чтобы подобное не повторялось. При этом пресс-секретарь отметил, что США уже пообещали не допускать подобных эпизодов в будущем. "То, что сделала американская сторона, является вмешательством во внутренние дела Китая, - заявил представитель внешнеполитического ведомства КНР. - И китайская сторона никогда с этим не согласится".
Произошедшее не может не раздражать Пекин. По данным Associated Press, в больницу из посольства диссидента сопровождал лично посол США. Причем, по данным NBC News, посол, а также помощник госсекретаря США Курт Кэмпбелл (Kurt M. Campbell) находились с Чэнем и в лечебном заведении. У правозащитника также состоялся телефонный разговор с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Он поблагодарил ее и на ломаном английском сказал, что "хочет ее поцеловать". Американцы, очевидно, действительно добились от Пекина каких-то уступок в деле диссидента. По словам адвоката Чэня, правозащитник позвонил ему и сообщил, что "свободен" и "получил ясные гарантии".
С другой стороны, и Китай сохранил лицо. Ведь пока что США занимают в деле Чэня примирительную и даже в чем-то робкую позицию. Прием Чэня в посольстве объясняют медицинскими, а не политическими соображениями. Американцы, очевидно, не захотели омрачать визит в Пекин Хиллари Клинтон и министра финансов Тимоти Гайтнера, который начался на этой неделе. В Пекине Клинтон призвала уважать права граждан, однако о Чэне не упомянула. Она, правда, выступила с отдельным заявлением по этому делу. Однако в нем выражалось лишь удовлетворение по поводу того, что американцы смогли помочь диссиденту. Пекин же, напротив, позволяет себе публично отчитывать Вашингтон.
Если бы Чэнь действительно хотел остаться в Китае, предпринятые США шаги, вероятно, можно было бы счесть достаточными. Однако вскоре правозащитник заявил, что передумал и теперь хочет уехать из страны как можно скорее. Он надеется, что ему вместе с семьей удастся "улететь в США на самолете Хиллари Клинтон" и закончить лечение за океаном. Правозащитник пожаловался на то, что американцы, пришедшие вместе с ним в больницу, вскоре оставили его. Как заявил Чэнь в интервью Agence France-Presse, он не думает, что США его защищают. Диссидент считает, что из больницы его уже не отпустят.
Более того, Чэнь рассказал, что, находясь в посольстве, подвергался давлению со стороны неких американских чиновников (не самих работников посольства, а каких-то других). Они убеждали его покинуть диппредставительство как можно скорее. Вдобавок ему стало известно об угрозе отослать его жену обратно в их дом в Шаньдуне (угроза, очевидно, исходила от китайских властей). После этого диссидент, по его словам, и решил покинуть посольство. Гэри Лок, впрочем, настаивает на том, что диссидент ушел добровольно (о том же говорил и пресс-секретарь Госдепартамента). В этой истории есть интересная деталь. Как рассказал эксперт по Китаю Джером Коэн (Jerome Cohen), знакомый с ходом переговоров, Гуанчэн согласился покинуть посольство после заверения в том, что с заявлением по его делу выступит президент США.
Китайские власти диссидента из страны вряд ли отпустят так просто. Более того, они могут отказаться соблюдать условия соглашения с американцами, если таковое вообще имело место. И тогда США окажутся в крайне неудобном положении. Конгрессмен-республиканец Крис Смит (Chris Smith) уже обвинил администрацию Барака Обамы в неспособности помочь Чэню. Он подверг сомнению условия соглашения, достигнутого американскими властями по этому поводу. "В Китае нет безопасного места, если вы диссидент, - отметил он. - Его не существует. Это оксюморон".
По данным Fox News, Чэнь, насколько известно, просил Смита помочь ему покинуть Китай. В интервью CNN правозащитник попросил вытащить из Китая всю его семью самого Обаму. В США это дело и без того привлекло к себе большое внимание. Защитить Чэня требовал экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни, наиболее вероятный кандидат в президенты от республиканцев. Вполне возможно, теперь он попытается представить дело так, будто администрация Обамы выдала диссидента китайским властям на расправу. История эта, в любом случае, явно еще не закончилась.