Индиец Вишванатан Ананд в третий раз защитил звание чемпиона мира по шахматам. В чемпионском матче в Москве Ананд одержал победу над израильским гроссмейстером Борисом Гельфандом на тай-брейке, после того как 12 основных партий завершились вничью. После матча Ананд сказал, что не считал себя фаворитом и до самого последнего момента не был уверен в победе. Гельфанд лишь посетовал на то, что плохо распоряжался временем.
Право сыграть против Ананда Гельфанд получил после победы на турнире претендентов в Казани в 2011 году. На этом турнире, проводившемся по нокаут-системе, Гельфанд последовательно обыграл Шахрияра Мамедьярова, Гату Камского и Александра Грищука в финале. Гроссмейстер уверенно шел к этой победе: на чемпионате мира в Мексике в 2007 году он разделил второе место с Владимиром Крамником, а в 2009 году выиграл Кубок мира по шахматам, в финале на тай-брейке обыграв Руслана Пономарева.
Что касается Вишванатана Ананда, то после победы на том же чемпионате мира в Мексике он дважды защитил свой титул: в 2008 году в матче против Крамника и в 2010 году в поединке с Веселином Топаловым. После этого Ананд регулярно принимал участие в крупных турнирах, на которых несколько раз подтвердил свою форму. В 2011 году чемпион мира выиграл Мемориал Ботвинника в Москве и два турнира по быстрым шахматам: международный турнир в Леоне и турнир "Корсика Мастерс".
На момент начала чемпионского матча, который проводился в Третьяковской галерее, ни Гельфанд, ни Ананд не входили в первую тройку рейтинга ФИДЕ. И если индийский гроссмейстер по состоянию на май 2012 года занимал в этом рейтинге четвертое место, то Гельфанд был лишь на 20-й строчке, причем первую десятку израильтянин покинул еще в марте 2010-го. Однако матч за чемпионский титул стал лишь еще одним подтверждением того, что рейтинг, какой бы то ни было, - штука довольно условная.
Матч Гельфанда и Ананда, состоявший из 12 партий, начался не слишком задорно. Шесть довольно коротких и невыразительных ничьих подряд, каждая не больше 40 ходов, смотрелись скучно и развеяли надежды зрителей на драматизм. Оба соперника гораздо больше внимания уделяли защите, причем Гельфанд c первых игр демонстрировал выдающуюся подготовку, особенно при игре черными, успешно применяя нехарактерную для него защиту Грюнфельда.
В седьмой партии матча для претендента наступил момент истины. Играя белыми, Гельфанд сумел грамотно использовать серию неудачных ходов соперника. Получив выигрышную позицию после 23-го хода, он довел дело до конца и на 38-м ходу вынудил Ананда сдаться. При такой игре одной победы могло быть достаточно для выигрыша, и уже после завершения матча чемпион мира признался, что это поражение стало для него сильным ударом и что ему очень повезло отыграться в следующей партии.
Эта партия, ставшая в своем роде решающей, представляла собой редкое для поединков такого уровня зрелище. Гельфанд, игравший черными, начал довольно нестандартно, и уже к седьмому ходу позиция на доске не была похожа ни на один пример из учебников по теории. Продолжая играть без оглядки на теорию, на 14-м ходу Гельфанд допустил нелепый зевок, после которого Ананду оставалось только оформить победу. На 17-м ходу, в свете неизбежной потери ферзя, Гельфанд сдался.
Оставшиеся четыре партии шахматисты свели вничью, и судьба титула решалась на тай-брейке, который состоял из четырех матчей в быстрые шахматы. В отличие от 12 партий основного матча, проводившихся с классическим контролем времени, на тай-брейке шахматисты в каждой партии имели лишь 25 минут на ходы, то есть времени на раздумья у них было в несколько раз меньше, чем в "классике". До этого тай-брейка Ананд и Гельфанд сыграли в быстрые шахматы девять партий, и результат был далеко не в пользу израильтянина: чемпион мира выигрывал с общим счетом 8:1.
Однако к этой стадии матча стало абсолютно ясно, что Ананд чувствует себя не слишком уверенно и может ошибиться, а Гельфанд отлично подготовлен, поэтому несмотря на удручающую статистику шансы игроков были примерно равны. Исход поединка решил опыт: Ананд доказал, что не зря считается одним из лучших в мире игроков в рапид. В каждой партии у него было комфортное преимущество по времени над соперником: в эндшпиле на часах у Гельфанда стабильно оставалось в несколько раз меньше времени на ходы, чем у соперника.
После ничьей в первой партии тай-брейка во второй Ананд белыми загнал соперника в жесточайший цейтнот. К 30-му ходу у Гельфанда оставалось на часах всего 30 секунд, в то время как Ананд имел больше четырех минут. За эти 30 секунд израильский шахматист сделал больше 40 ходов и в конце все-таки ошибся, оставив сопернику проходную пешку. В третьей партии Гельфанд к 25-му ходу получил большое преимущество, но - возможно, опять из-за недостатка времени - не увидел выигрышный ход и дал Ананду шанс выравнять позицию и свести дело к ничьей. Ничейным результатом завершилась и последняя четвертая партия.
На пресс-конференции после тай-брейка Гельфанд был не слишком эмоционален. Он лишь с сожалением заметил, что в четырех партиях тай-брейка не сумел грамотно распорядиться отпущенным временем и это стало решающим фактором. "Когда отстаешь от соперника по времени, трудно делать все сильнейшие ходы", - заявил гроссмейстер.
Ананд после матча говорил больше о том, что чувствует облегчение - по его словам, Гельфанд был ничуть не слабее, и в по сути ничейном матче удача была на его стороне. Индиец искренне радовался, что ему удалось сдвоить ладьи в четвертой партии тай-брейка - прямо скажем, не первый повод для гордости, когда ты чемпион мира. Как бы то ни было, матч Ананд выиграл. Он сохранит чемпионское звание как минимум до 2014 года, когда с ним сыграет следующий победитель турнира претендентов, среди которых, кстати, числится и Борис Гельфанд.