Средство передвижения

По уровню автомобилизации Россия оказалась между Мексикой и Сербией

По уровню автомобилизации населения Россия оказалась между Мексикой и Сербией. В стране на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая и коммерческий автотранспорт. Со временем этот показатель может увеличиться: спрос на машины в России постоянно растет, причем жители страны для покупки нового авто все чаще готовы пользоваться кредитованием. Впрочем, до лидеров - Монако и США, где на каждую тысячу граждан приходится 908 и 802 автомобиля соответственно, России еще далеко.

Аналитическое агентство "Автостат" опубликовало рейтинг ста самых обеспеченных автомобилями стран. Государства ранжировались по количеству автомобильного транспорта на тысячу человек. При этом в расчет брался и коммерческий транспорт. Лидером по этому показателю стало королевство Монако, где на каждую тысячу жителей приходится 908 автомобилей. Второе место в рейтинге заняли США с 802 машинами, а третье - Исландия с 746 автомобилями.

В десятку крупнейших по уровню автомобилизации населения стран также попали Люксембург (739 машин на тысячу жителей), Новая Зеландия (718), Австралия (688), Мальта (679), Кипр (675), Италия (672) и Канада (602). России в рейтинге "Автостата", доступном по подписке, досталось 46-е место - 271 автомобиль на тысячу человек. По этому показателю страна расположилась между Суринамом (44-е место, 282 авто), Мексикой (45-е место, 276 авто), Сербией (47-е место, 252 авто) и Антигуа (48-е место, 230 авто).

Любопытно, что Китай, чей автомобильный парк считается крупнейшим в мире, занял в рейтинге только 86-е место с 47 автомобилями на тысячу жителей. Уровень автомобилизации страны, отраженный в рейтинге "Автостата" и в других похожих исследованиях, следует воспринимать скорее как один из косвенных показателей обеспеченности населения, покупающего эти самые машины. При этом прямого отношения к "автомобильному" развитию государства такой рейтинг не имеет.

Дело в том, что при подсчете следует учитывать размер автомобильного парка, количество населения в стране, возраст (старики и дети вряд ли могут являться покупателями и водителями автомобилей) и множество других факторов.

Например, население Китая составляет, по данным CIA World Factbook, 1,34 миллиарда человек. При этом, по разным оценкам, автомобильный парк страны насчитывает 61-64 миллиона автомобилей. Для сравнения, в Монако, самом автомобилизированном государстве, проживают всего 30510 человек, почти 61 процент из которых находятся в возрасте от 15 до 64 лет. Если верить рейтингу "Автостата", автомобильный парк этой страны насчитывает около 28 тысяч машин.

В 2011 году Всемирный банк обнародовал статистику обеспеченности населения стран мира автотранспортом. Последние расчетные показатели для нее были взяты за 2009 год. При этом в расчет брались легковые автомобили, автобусы, а также легкий и средний грузовой транспорт. Любопытно, что показатели, обнародованные Всемирным банком, поразительно совпадают с более свежими расчетами "Автостата".

Самыми малообеспеченными автомобилями странами, по данным Всемирного банка, являются Уганда (8 автомобилей на тысячу человек), Нигер (8), Мьянма (7), Руанда (5) и Бангладеш (3). В замыкающую десятку также попали Индия, Мали, Пакистан, Мозамбик и Буркина-Фасо. В большинстве стран мира, включенных в статистику банка, на протяжении трех лет - 2007-2009 годы - наблюдался рост показателя автомобилизации.

Так, в Монако число автомобилей на тысячу населения увеличилось с 874 до 908 единиц, в Австралии - с 677 до 688 единиц, а в Канаде - с 597 до 607 единиц. В первой десятке рейтинга показатели автомобилизации сократились только у США, Исландии, Люксембурга и Новой Зеландии - в 2007 году в этих странах на тысячу жителей приходилось 820, 772, 741 и 729 машин соответственно. Сокращение может быть связано со списанием части автомобилей в парке стран, а также с последствиями финансово-экономического кризиса, удар которого пришелся на осень 2008 года. Первые три из перечисленных стран наиболее пострадали от него.

В России же за три года произошло улучшение показателя автомобилизации, причем эта тенденция началась еще в середине 1990-х годов, но наибольшие темпы прироста машин в автопарке были достигнуты в 2000-е годы. В 2004 году на тысячу россиян приходилось 202 автомобиля, в 2005-м - 213, в 2006-м - 223, в 2007-м - 244, а в 2008-м - 264. Отчасти это было связано с ростом экономики, а также с активным приходом на рынок иностранных компаний, открывавших совместное производство с российскими фирмами.

В ближайшие несколько лет рост обеспеченности населения России автомобильным транспортом продолжится. Так, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в мае 2012 года, 19 процентов россиян намерены приобрести автомобиль. В 2011 году об этом заявили только 11 процентов респондентов. 47 процентов жителей России уже имеют собственную машину, причем четыре процента из них - не одну. Позднее ВЦИОМ опубликовал уточняющий опрос, согласно которому каждый пятый россиянин намерен приобрести машину в ближайшие три года.

Так, 11 процентов респондентов заявили, что хотят купить автомобиль в ближайшие два-три года, пять процентов - в течение года, два процента - в течение полугода, а один процент - в ближайший месяц. Потратить на покупку автомобиля в среднем планируется 12922 доллара. Для сравнения, годом ранее россияне готовы были покупать машины не дороже 13361 доллара. При уменьшении средней суммы, которую жители России готовы потратить на покупку автомобиля, количество желающих воспользоваться автокредитованием увеличилось.

В 2012 году покупку машины в кредит планировали 46 процентов респондентов ВЦИОМа, хотя еще год назад прибегнуть к автокредиту собирались только 37 процентов опрошенных. Чуть менее трех четвертей респондентов заявили, что хотят приобрести иномарку, в то время как на отечественный автомобиль согласны только 26 процентов россиян. Эти показатели согласуются с исследованием "Автостата", обнародованным в начале мая 2012 года. По данным агентства, доля иномарок в общем автопарке России к началу 2012 году достигла 46,3 процента. Годом ранее этот показатель составлял 43 процента ровно, а пять лет назад доля иномарок составляла всего 31,5 процента.

В первом квартале 2012 года доля иномарок в общем объеме производства автомобилей в России достигла 68,9 процента. В общей сложности за первые три месяца российские автозаводы выпустили 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысяч - иномарки. По сравнению с первым кварталом прошлого года производство "иностранцев" в стране выросло на 42,7 процента. Объемы выпуска машин в ближайшие годы также сильно возрастут. Этому будет способствовать обновление автопарка России, особенно юридическими лицами, под давлением новых утилизационных сборов и коэффициентов расчета транспортного налога.

В апреле 2012 года президент России Владимир Путин одобрил введение в России утилизационного сбора с автомобилей российского и иностранного производства, который будет рассчитываться исходя из возраста машины. Предполагается, что такой сбор позволит компенсировать снижение ввозных пошлин на подержанные машины после вступления России во Всемирную торговую организацию. Точные ставки утилизационного сбора пока не рассчитаны.

Между тем, Министерство промышленности и торговли России подготовило законопроект, предусматривающий повышение транспортного налога на старые и неэкологичные автомобили. Так, если машина старше 15 лет, ставка транспортного налога будет увеличиваться втрое, а если экологический класс авто ниже "Евро-3", то налог будет увеличиваться в полтора раза. Правда, в отличие от утилизационного сбора, повышение ставки транспортного налога будет касаться только машин, находящихся в собственности юридических лиц.

В целом же, несмотря на введение новых налогов и изменения методики расчета старых, уровень автомобилизации России в ближайшие несколько лет будет расти, но едва ли дотянет до первой десятки наиболее автомобилизированных стран. Обеспечат рост прежде всего наиболее финансово состоятельные регионы, в первую очередь, Москва и Подмосковье, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область.