Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Разные миры

В Москве прошел форум "Медиа будущего"

19 июня в здании РИА Новости состоялось знаковое для российской медиа-отрасли событие: второй международный форум "Медиа будущего".

Организаторам удалось собрать ключевых теоретиков и практиков, предсказателей и аналитиков, исследователей и менеджеров, евангелистов и визионеров. В частности, присутствовали: идеолог информационного общества Мануэль Кастельс, автор книги "Newsonomics: Twelve New Trends That Will Shape the News You Get" Кен Доктор, экс-президент CBS News Эндрю Хейворд, вице-президент The Boston Globe Джефф Мориарти, бывший гендиректор ИД "Коммерсантъ холдинг" Демьян Кудрявцев и многие другие.

Собственно будущему медиа, тенденциям в их развитии, а также соприкосновению традиционных бизнес-моделей с новыми была посвящена первая часть форума. Она показала, что цели и задачи американских и российских медиа не просто отличаются друг от друга. Это разные миры с разным восприятием и направлением движения.

Главный мотив выступлений иностранных медийщиков – выживание традиционных СМИ и поиск новых бизнес-моделей. Этот поиск настолько активен, что слово newsroom практически не слетало с их уст. Зато трансформация бизнеса обсуждалась чрезвычайно широко.

Дедушка-2020

Отец "Ньюсономики" Кен Доктор предложил сразу 5 истин и 3 лжи, касающихся этой, длящейся уже не один год, дискуссии. Он уверен в следующем. Во-первых, за контент должны взиматься деньги, и это правильное направление развития. Во-вторых, доля выручки от читателей растет и продолжит расти. В-третьих, приоритет в производстве контента действительно теперь отдается или должен отдаваться онлайновым версиям, а не бумажным.

В-четвертых, к существующей концепции экранов присоединятся новые. Новостной контент попадет не только в обычные компьютеры, ноутбуки, смартфоны, планшеты и интернет-телевизор. Доктор предположил, что следующим шагом станет подключение к сети автомобилей. Как при этом будут доставляться новости, в какой форме и какие, он не уточнил. Лучше всего продавать доступ ко всему сразу, считает аналитик. В-пятых Кен Доктор сообщил, что акции, скидки и другие подобные вещи более ценны для читателя, чем реклама. В ту сторону он и предложил изданиям направить свое развитие.

Три лжи Доктора звучат более провокационно. Во-первых, он не верит во всепобеждающую силу мобильных решений. Во-вторых, не верит в возрождение традиционных газет. В-третьих, отговаривает от слепого доверия Google, Facebook и другим гигантам, на которых приходится 67 процентов рекламного инвентаря. Но меньше всего он верит в долгую смерть бумажной прессы. Аналитик уверен, что уже в 2020 году дедушка будет рассказывать внукам о том, что когда-то в мире были бумажные ежедневные газеты. Эта нарисованная им под конец выступления картина так сильно разнится с российской действительностью, что появляется сомнение и в применимости изложенных им истин к рынкам за пределами Штатов.

Правила жизни топ-менеджера

Эндрю Хейворд, лауреат 12 "Эмми", член многих советов директоров, медиа-консультант, а также профессионал в любых вопросах, связанных с новостями и телевидением, был краток. Он не стал говорить о прогнозах, а обратился к управленцам с советами, которые во многом применимы не только к медиа-отрасли. Хейворда особенно интересовало эффективное использование платформ для публикации контента, постройка связей между этими платформами, анализ данных как процесс для генерации контента и поиск новых идей по обработке и отработке новостей.

Добрая половина его выступления состояла из списков ссылок на полезные ресурсы и компании. Тут и пионер в онлайновом видео Newsy, и торгующий лицензионными статьями NewsCred, и издательская платформа нового поколения Contently, и многие другие, включая NarrativeScience, роботы которой пишут новости. Позднее, в кулуарах, он ловко ушел от вопроса, касающегося возможности NarrativeScience отражать не только спортивные и экономические события, но и эффективно формировать политическую повестку дня. Эту тему уже активно обсуждают в зарубежных отраслевых изданиях и блогах как вторую большую угрозу, которую NarrativeScience представляет собой для индустрии. Первая - это, конечно, угроза рабочим местам спортивных и экономических обозревателей. Правда, Хейворд уверен, что никакого вреда от NarrativeScience ждать не стоит. Напротив, роботы расширят возможности журналистов.

В чем-то схожим с хейвордовским оказалось и выступление Джеффа Мориарти, который недавно запустил BostonGlobe.com. Замаскированный под наследника обычных газет, сайт на деле напичкан самыми последними и модными технологиями. Исполнен в HTML5. Использует адаптивный дизайн (более известный как responsivedesign), что позволяет один и тот же ресурс красиво показывать на всех устройствах. За короткий срок онлайновая версия набрала 19 тысяч подписчиков, а каждый из них - это пять долларов в месяц. Джефф не упомянул, что при всей ощутимости суммы не стоит преувеличивать ее значимость: она обеспечит всего 15-20 рабочих мест.

Новая цель Мориарти - адаптивный контент, который приспосабливается к любому экрану. Он справедливо заметил, что уже сейчас кое-кто потребляет контент на экране с диагональю в 1 дюйм, а кто-то - в 100 дюймов.

Эти радужные перспективы, безусловно, важны для BostonGlobe. Но то, что слово newsroom при всей его важности для концепции адаптивного контента практически не звучало и тут, настораживает.

Бежать как можно быстрее

Если иностранцы в основном говорили о бизнесе, российские эксперты посвятили значительную часть своих выступлений этике. Бывший гендиректор ИД "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев, например, добрую половину своей речи посвятил судьбе журналистики в эпоху повсеместного прямого эфира, а также изменению роли журналиста как фильтра, стоящего между событием и сообщением.

Кудрявцев подчеркнул падение качества журналистских материалов, проистекающее от нехватки времени на подготовку. В доказательство своего тезиса он привел собственное же выступление без презентации. Из-за этой импровизированности, по мнению Кудрявцева, его выступление проигрывает по качеству остальным, подготовленным.

Действительно, в этой части выступления он, кажется, был не вполне понят зарубежными коллегами. Зато вторая часть оказалась гораздо ближе к общему направлению дискуссии.

Как и любой эффективный медиа-менеджер, Демьян Кудрявцев запустил не один и не два проекта. Разбирая эти проекты, он сделал важный вывод: стал очень сильно заметен поколенческий разрыв между теми, кто умеет читать газеты (в частности, "Коммерсантъ") и теми, кто этим никогда не занимался.

Раньше в издательском доме считали, что охватили почти всю свою аудиторию (аудиторией "Коммерсанта" Кудрявцев считает людей, получающих более пяти тысяч долларов в месяц). Однако запуск радио изменил это мнение. Оказалось, что десятки тысяч людей были готовы воспринять аудио-материалы, но не читали или не интересовались газетой. Бывший гендиректор издательского дома на этом примере показал возможную медиа-стратегию для холдингов и изданий: инвестировать и реинвестировать деньги не обязательно в новые, но в другие носители. Это позволит расширить аудиторию, если, как он выразился, бежать быстрее.

Отдельное внимание он уделил "Коммерсантъ ТВ". Сделать дешевое ТВ, которое можно смотреть без звука, создателям проекта удалось. Но позднее, признался Кудрявцев, выяснилось, что нанять "болвана, способного болтать без перерыва четыре часа" выходит дешевле.

Мертвые души

Пожалуй, самым сильным докладом оказалась презентация руководителя Медиа лаборатории РИА Новости Василия Гатова. Он выразил озабоченность тем, что большое число (иногда десятки процентов) подписчиков на аккаунты СМИ и знаменитостей в социальных сетях либо ничего не пишут, либо ведут себя странно, либо похожи на ботов. Собственно, ботами такие учетные записи называть не стоит, это недоказуемо. Но чем их больше, тем больше вопросов возникает у медиа-отрасли. Сам Гатов, рассмотревший в презентации самые популярные твиттеры, метко назвал эту аморфную массу "мертвыми душами".

В твиттере Дмитрия Медведева таких странных "мертвых душ" оказалось больше, чем активных подписчиков. Много их и у Владимира Жириновского с Михаилом Прохоровым, а также у Тины Канделаки. У самого РИА Новости доля "мертвых душ" превышает 40 процентов.

Свое беспокойство Гатов объясняет просто. Не секрет, что агентства, занимающиеся маркетингом в соцсетях, часто накручивают показатели сообществ с помощью ботов. Но вот накрутка аккаунтов СМИ, которые не закупали ботов - тревожный сигнал. Медиа-аналитик предположил, что в будущем армии "мертвых душ" могут приводиться кем-то в движение для формирования нужной заказчику повестки дня. Тогда нельзя будет точно сказать, действительно ли новость интересна обществу, или этот интерес искусственно подогрет. Гатов призвал разработать открытые метрики для анализа этой тенденции и оценки качества сообществ.

Доклад, по-настоящему интересный российской медиа-тусовке, оказался неактуальным для зарубежных коллег. Когда их попросили прокомментировать обстановку, они были особенно невнятны. Ограничились словами о том, что, конечно, надо бороться с киберпреступностью всеми возможными средствами. Разные миры сблизились на полтора часа, промчавшись друг мимо друга на большой скорости, и разлетелись в противоположных направлениях.

Интернет и СМИ00:03 5 сентября

«Раком — это по-русски»

Россиянка учит тысячи женщин «правильному» сексу. И готова на все ради лайков