В конце июня 2012 года компании Bioware и Electronic Arts провели беспрецедентную акцию: начали распространять бесплатное DLC к вышедшей за несколько месяцев до того игре Mass Effect 3. Дополнения, за которые не требуют денег, появлялись на рынке и раньше. Однако в случае с ME3 все гораздо интересней: DLC было разработано по требованиям фанатов трилогии, недовольных финалом.
Напомним, что у ME3 ранее было три концовки. С визуальной точки зрения они отличались друг от друга не слишком сильно. Автор этого текста, например, не был уверен, какой именно из эпилогов ему показали, до тех пор, пока не прочитал разъясняющие статьи в интернете. Основным отличием между финалами был цвет взрывов в мультике - остроумные интернет-пользователи тут же ввели в обиход термин "космическая магия" (space magic).
Поклонников ME, впрочем, расстроило не только единообразие концовок трилогии. Геймеры были возмущены появлением в финале игры "звездного ребенка" - похожего на голограмму мальчика, который появлялся буквально из ниоткуда на последних минутах и объяснял Шепарду, что к чему. Объяснения его были весьма расплывчатыми, но многие игроки сочли, что эта новая информация никак не соответствует знаниям, полученным за время прохождения трех частей Mass Effect.
Кроме того, разработчики ME, как известно, хвалились тем, что в их играх очень многое зависит от решений геймеров. Отчасти это правда: игроки могут выбирать, в каких именно диалогах и с кем принимать участие, а также проходить миссии в относительно свободном порядке (в третьей серии ME3, впрочем, свободы поубавилось). Штука в том, что решения игроков фактически не отражались ни на одном из трех финалов.
Дополнение, получившее название Mass Effect 3: Extended Cut, было призвано все эти недочеты исправить. То есть Bioware и EA все же были напуганы реакцией геймеров и пошли у них на поводу. Правда, компании решили, что сильно напрягаться ради поклонников не стоит.
Да, в диалоге со "звездным ребенком" появились некоторые новые фразы. Голографический мальчик чуть более подробно объясняет Шепарду, что именно случится в результате выбора каждого из вариантов концовок. Да, все три финала стали чуть продолжительней - в основном благодаря статичным картинкам и закадровому тексту. Нет, решения игроков, сделанные за время прохождения трех серий ME3, на концовку по-прежнему не оказывают прямого влияния. Фактически все действия геймеров всего лишь оцениваются, баллы затем подсчитываются, и на основе получившейся суммы игра решает, какие именно финалы будут доступны пользователям. По имеющимся данным, количество баллов, необходимых для разблокировки всех концовок, снизилось. Но смысл не поменялся: у кого больше очков, тот и победил.
Пожалуй, самое интересное нововведение, появившееся в ME3: Extended Cut, это четвертый вариант концовки. Самые упертые геймеры получили возможность отказаться от всех трех вариантов, предложенных "звездным ребенком". В результате они увидят самый короткий и, откровенно говоря, довольно бессмысленный финальный ролик - зато он уж точно будет отличаться от остальных эпилогов.
Наверно, можно предположить, что Bioware и EA стоило повременить с выпуском ME3 и сразу выпустить игру с более развернутыми концовками. Финалы и сейчас не кажутся идеальными, но Mass Effect - всего лишь видеоигра, до конца жизни расстраиваться из-за того, что она завершилась не так, как вам хотелось бы, довольно бессмысленно. При этом приходится признать, что качать ME3: Extended Cut ради просмотра чуть более продолжительных роликов совсем не обязательно. Все финалы уже выложили на YouTube, и этого вполне достаточно. Тем более что весит DLC аж 1,85 гигабайта.
Геймеров, кстати, такой размер дополнения поначалу удивил. Целые сюжетные миссии весят в среднем раза в три меньше. Как вышло, что несколько дополнительных неинтерактивных сцен и кусков диалога раздулись до почти двух гигабайтов? Но довольно быстро самые пытливые пользователи выяснили, что в Extended Cut, оказывается, включили некоторые файлы из пока официально не анонсированного сюжетного дополнения - которое будет, очевидно, распространяться за деньги. Точных сведений о том, какую часть от 1,85 гигабайта составляют эти файлы, нет. Кроме того, не очень понятно, что именно Bioware и EA планируют делать дальше. Например, возникает логичный вопрос: придется ли пользователям, решившим купить будущее DLC, качать еще и Extended Cut?
Понятно зато вот что: Bioware в последнее время довольно часто подсовывает потребителям не совсем то, что обещает. Проблема тут в том, что компания специализируется на разработке RPG - то есть игр, на прохождение которых обычно требуются десятки часов. Можно предположить, что геймерам, готовым по полдня (или полночи) просиживать перед экранами, хотелось бы хотя бы немного доверять разработчикам.