Центробанк Евросоюза на своем заседании 5 июля принял ожидаемое решение понизить базовую ставку до 0,75 процента годовых, что, тем не менее, является рекордом. Снижение ставки до исторического минимума - одно из немногих оставшихся в арсенале европейских регуляторов средств для поддержки оказавшейся в глубоком кризисе экономики. В то же время эффект от этой меры будет скорее моральный, чем практический.
Практически сразу после резкого обострения кредитного кризиса 2008 года американская Федеральная резервная система снизила базовую ставку до диапазона в 0-0,25 процента годовых. Европейцы, в свою очередь, снижали ставки куда медленнее и менее радикально. В итоге ЕЦБ под руководством Жан-Клода Трише опустил ее только до 1 процента в 2009 году.
Причины, по которым европейцы были более осторожны, очевидны - евро уже тогда считалось более уязвимой валютой, чем доллар, и слишком сильное снижение могло бы в теории запустить гиперинфляционные процессы. Тем не менее, Трише со товарищи впоследствии досталось на орехи. Критики обвиняли его в нерешительности, приводя в пример те же США, где восстановление экономики, будучи далеким от идеала, все же получилось куда более бодрым.
Как бы то ни было, но Евросоюз и ЕЦБ продемонстрировали свой консерватизм перед лицом глобального финансового кризиса. Однако сейчас экономическая ситуация в ЕС еще больше ухудшилась по сравнению с теми временами, хотя тогда это казалось невозможным. Но в течение полутора лет Брюсселю пришлось по очереди спасать от финансового краха четыре страны. Последний такой случай, когда в мае экстренную помощь пришлось выписать Испании, показал всю серьезность положения: на грани оказалась одна из ключевых экономик Евросоюза.
Трише в своих взглядах был чрезвычайно упорен, но то же самое можно сказать и о новом главе ЕЦБ Марио Драги, от которого не ждали никаких шагов в сторону смягчения политики ставок. Тем не менее, обстоятельства принудили его действовать. Помимо угрозы дефолтов по государственным долгам, еврозона столкнулась еще и с повторной рецессией. По сути, лицам, принимающим ключевые финансовые решения, была поставлена классическая шахматная вилка: жестко блюсти меры экономии и организовать масштабную депрессию, либо же заняться стимулированием и довести множество государств до банкротства. В отличие от 2008 года, когда пространство для маневра было, сейчас ситуация выглядит безвыходной.
Снижение ставок ЕЦБ - один из немногих способов улучшить положение. По идее, снижение ставок на уровне центробанка должно побудить банки поступить точно так же, поскольку ликвидность им стала доступна по более низкой цене. Одновременно до нуля была понижена и ставка ЕЦБ по депозитам, что также будет стимулировать банкиров увеличить кредитование - ведь держать запасы ликвидности (сейчас около 800 миллиардов евро ежедневно) на счетах в Брюсселе стало совсем невыгодно.
Но это все лишь "по идее". Как все сработает на самом деле - покажет только время. Аналитики считают, что эффект будет невелик, так как возможности и, что не менее важно, стремление кредитовать реальный сектор остаются по-прежнему слабыми. Скорее, снижение ставок может быть полезно как мера психологического воздействия, показывающая, что европейский Центробанк готов идти практически на все ради поддержки экономики и банковского сектора.
Для рынка в краткосрочной перспективе ход ЕЦБ выглядит весьма благоприятно, поскольку совпал с важными решениями, принятыми финансовыми регуляторами в Пекине и Лондоне. Народный банк Китая также понизил базовую ставку - как это принято в Поднебесной, на 0,31 процентного пункта. Банк Англии ставки решил не трогать, зато существенно расширил программу закупки облигаций - на 50 миллиардов фунтов стерлингов. В Брюсселе открещиваются от слухов, что предпринятые действия были согласованы, но кумулятивный эффект так или иначе должен будет сказаться.
Тем не менее, особого воодушевления у инвесторов на фондовых рынках пока не обнаружилось. Акции на биржах США и Европы торгуются в небольшом минусе, и даже позитивные известия с американского рынка труда эту ситуацию не изменили. Впрочем, здесь, по всей видимости, сработал принцип "покупай на слухах, продавай на новостях" - трейдеры ожидали снижения ставок и, судя по росту котировок в последние дни, этот фактор уже был учтен.
Если же говорить о более долгосрочной перспективе, то тот же Марио Драги, согласившись на снижение ставок, подверг сомнению пользу этой меры в данной обстановке. Если посмотреть историю вопроса на примере тех же США, то в прошлом регулирование экономической и финансовой активности при помощи ставок действительно работало неплохо. Но сейчас положение сложилось во многом уникальное.
Во-первых, еще никогда не было так, чтобы ставки оказывались на столь низких уровнях. Даже во время весьма острого кризиса начала 2000-х, связанного с крахом "дот-комов", ФРС США ограничилась снижением лишь до 1 процента. Во-вторых, длился период сверхнизких ставок, как правило, недолго. Та же однопроцентная ставка в Америке держалась чуть более года. Сейчас нулевая ставка не меняется 3,5 года, и ни малейших намеков на то, что ситуация поменяется в обозримом будущем, нет.
Единственный пример по-настоящему длительной политики низких ставок - это Япония 90-х и 2000-х годов. Но едва ли этот пример воодушевит европейцев и американцев. Все это время японская экономика переживает стагнацию, выхода из которой не видно - такое состояние фактически стало перманентным, а чувствительность системы к считавшимся ранее "сильным лекарствам" падает. Между тем, глубинные проблемы с долгами, пенсионной системой и структурными трудностями за счет низкой ставки не решаются, так как она лишь позволяет увеличить объемы ликвидности. Посему и ждать какого-либо толчка, способного привести к восстановлению экономики, не приходится и сейчас.