В четверг власти Эквадора объявили о предоставлении политического убежища основателю WikiLeaks Джулиану Ассанжу, который уже почти два месяца скрывается в посольстве этой страны в Лондоне. Несмотря на формальную победу, Ассанж по сути ничего не добился, кроме дипломатического скандала. Между тем власти Великобритании уже пообещали, что не допустят отъезда основателя сайта в Эквадор.
В посольстве латиноамериканской страны Джулиан Ассанж находится с 19 июня, когда он обратился к Кито за помощью. Просить политического убежища у Эквадора основатель WikiLeaks решился после того, как исчерпал все возможности оспорить свою экстрадицию в Швецию, где его обвиняют в сексуальном домогательстве и изнасиловании. Опасаясь, что реальным планом Стокгольма является его выдача Вашингтону, который Ассанж привел в бешенство публикацией массы секретных документов, австралиец предпочел прибегнуть к нестандартным методам. Правда, у создателя ресурса еще оставался вариант, при котором он мог обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, но его экстрадиция была бы отложена только в том случае, если бы суд согласился принять его заявление. Вероятно, идти на такой, пусть даже и небольшой риск Ассанж не захотел.
Изначально эквадорские дипломаты заявили, что примут решение в течение суток. Однако поняв всю сложность и неоднозначность своего положения, в Кито решили сбавить темпы и не называть конкретных сроков. Тем более что не за горами была Олимпиада, хозяевами которой выступала Великобритания. Пытаясь придать весомости своим словам, эквадорские лидеры пытались всячески заверить Лондон и Вашингтон, что ни в коем случае не собираются принимать решение в пику им. Напротив, уверяли эквадорцы, они не хотят кого-либо обидеть и внимательно выслушают доводы всех сторон. Правда, они тут же напоминали, что Эквадор все-таки не чья-то марионетка, а суверенное государство, и что если решение окажется неприятным для других, то только по этой причине.
Впрочем, то были сугубо официозные речи, тогда как в менее формальной обстановке эквадорские политики позволяли себе более свободные высказывания, раскрывающие их истинные симпатии. Самым их ярким проявлением стали слова, сказанные на пресс-конференции 5 июля министром иностранных дел Рикардо Патиньо (Ricardo Patino), который назвал предъявленные Ассанжу обвинения "смехотворными", а причиной возбуждения против него дела - "порванный презерватив". Еще одним проявлением симпатий Кито стала просьба властей Эквадора к своим шведским коллегам провести допрос Ассанжа на территории посольства. При этом латиноамериканские дипломаты в открытую говорили, что прежде всего пекутся о безопасности австралийца. Впрочем в Швеции ожидаемо ответили отказом.
С приходом августа ситуация вокруг Ассанжа начала понемногу накаляться. В прессе стали появляться обещания неких эквадорских чиновников, что решение будет принято со дня на день, а во вторник, 14 августа, президент страны Рафаэль Корреа сообщил, что вердикт объявят уже на текущей неделе. Сразу после этого The Guardian опубликовала слив, где говорилось, что Кито уже все решил и намерен взять Ассанжа под свою опеку. Впрочем, в Эквадоре это заявление опровергли, пообещав озвучить официальную позицию 16 числа.
Тем временем британцы решили не дожидаться развязки и решили пойти ва-банк. Накануне объявления, 15 августа, Форин-офис обратился к властям Эквадора, потребовав выдать Ассанжа и пригрозив, что в противном случае Лондон может и пренебречь дипломатическим статусом посольства. Британцы пояснили, что для этого они могут воспользоваться мало кому известным законом от 1987 года, который позволяет нарушать неприкосновенность дипмиссии в том случае, если у принимающей стороны есть свидетельства, что здание используется не по назначению. Весомости этим угрозам придала отправка к посольству наряда полиции. В Кито к тому моменту, вероятнее всего, уже знали, как поступить с Ассанжем. Но даже если предположить, что Корреа не захотел предоставлять ему убежище, действия Лондона, которые явно вывели президента из себя, заставили его изменить позицию. На следующий день Патиньо объявил, что Эквадор берет Ассанжа под свою защиту.
По словам министра иностранных дел латиноамериканской страны, президент принял такое решение, так как не смог добиться от Лондона, Стокгольма и Вашингтона гарантий, что основателя WikiLeaks не передадут в итоге США. Кроме того, он выразил уверенность, что суд над Ассанжем в Швеции вряд ли будет справедливым, повторив, что считает обвинения несерьезными.
Реакция британских и шведских властей не заставила себя ждать. Глава британского МИДа Уильям Хейг тут же заявил, что решение эквадорских властей "ничего не меняет": Лондон по-прежнему обязан передать австралийца шведам, что он и намерен сделать. Правда, министр пошел на попятную, признав, что штурмовать эквадорское посольство, конечно же, никто не собирается. Однако при этом намекнул, что дипмиссия может оставаться в осаде неограниченное время.
Закон о консульских и посольских помещениях, позволяющий лишать посольства дипломатического статуса, был принят в 1987 году. Поводом к его разработке стал инцидент, произошедший в 1984 году, когда сотрудники ливийского посольства в Лондоне обстреляли собравшихся перед зданием демонстрантов. Тогда в результате ранения погибла сотрудница британской полиции Ивонн Флетчер. Во ответ полиция организовала штурм дипмисии, который продлился 11 дней. В итоге всем сотрудникам посольства позволили покинуть пределы Великобритании, после чего Лондон разорвал дипломатические отношения с Триполи.
Выразила свое возмущение и Швеция, в чей МИД был вызван эквадорский посол, от которого потребовали объяснений, с какой стати в Кито решили, что суд над Ассанжем будет несправедливым. Что касается США, которых явно подозревали в давлении на Лондон, то они предпочли занять отстраненную позицию: по словам пресс-секретаря Госдепартамента Виктории Нуланд (Victoria Nuland), решать вопрос относительно судьбы основателя WikiLeaks Лондону, Стокгольму и Кито предстоит самостоятельно. Аналогичным образом на конфликт отреагировала и глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, которая отказалась давать какие-либо оценки происходящему. Между тем в Латинской Америке сложившейся ситуации решили уделить больше внимания: по просьбе Эквадора о скором проведении экстренной встречи уже объявил Союз южноамериканских наций (UNASUR), одним из участников которого является такой активный критик США, как Венесуэла.
Между тем сложившаяся ситуация по сути оказалась патовой. Ассанжу его победа по сути не принесла ничего: как отмечают эксперты, шансы на то, что он сумеет покинуть Великобританию, ничтожно малы, так как он вряд ли сумеет даже покинуть пределы посольства. Дело в том, что дипмиссия занимает не все здание, а только его часть. В связи с этим у него нет собственной огороженной территории, куда полиция не имеет доступа и где можно было бы посадить Ассанжа в машину. Как только австралиец окажется на крыльце здания, рассуждают юристы, его тут же могут арестовать. В связи с этим в СМИ проявляют особый интерес к ожидающемуся заявлению Ассанжа, которое, по некоторым данным, он собирается дать именно на улице. Однако даже если бы основателя сайта и удалось доставить в аэропорт, его вряд ли сумеют посадить на самолет, так как этому наверняка помешают местные силовики.
Тем временем в прессе уже начали предлагать экзотические способы вывоза Ассанжа за рубеж. Кто-то говорит, что ему надо выдать эквадорское гражданство и назначить дипломатом в британской миссии. Кто-то считает, что Ассанж мог бы стать представителем Кито в ООН. Наконец предлагаются и такие сценарии, как попытка выдать его за другого человека с помощью грима, либо транспортировка в контейнере для дипломатической пересылки.
Впрочем, аналитики сходятся, что все эти способы слишком ненадежны, а часть из них и вовсе скорее относятся к разделу фантастики. Что же касается реальности, то наиболее вероятным сценарием представляется долгое и безрезультатное препирательство между Эквадором и Великобританией.