Надежды юношу питают Михаил Прохоров рвется в политику после череды неудач

За последние полтора года 47-летний Михаил Прохоров на политической сцене поочередно перепробовал несколько амплуа - лидера кремлевского партийного проекта, жертвы кремлевских интриг, политического клоуна, гипотетического мэра Москвы, лидера протестного голосования на выборах президента РФ (собравшего голоса скорее вопреки работе своего штаба, чем благодаря ей). К осени 2012 года Прохоров вновь вышел из политической спячки, возглавив собственную партию. Не исключено, что постепенно она сможет занять свое место на карте российских политических движений - как и ее лидер.

В июне 2011 года Прохоров уже попробовал себя в качестве партийного лидера, возглавив полуживое "Правое дело". Но к сентябрю он покинул его из-за конфликта с первым заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым, а затем принимал участие в акциях протеста против фальсификации выборов в Думу. Позже, во время президентской кампании, по итогам которой Прохоров занял третье место с 8 процентами голосов, бизнесмен заявил о создании собственной партии. И даже объявил конкурс на ее название.

Вряд ли Прохорова до президентских выборов кто-то всерьез рассматривал в качестве самостоятельной политической фигуры. Но олигарх настаивал, что он независим, в меру оппозиционен власти и настроен на то, чтобы все-таки трансформировать свой политический капитал в осязаемый и понятный партийный проект. Мартовский опрос ВЦИОМ показал, что 42 процента россиян считают: Прохоров мог бы стать популярным лидером одной из ведущих партий. А учитывая, что российская внесистемная оппозиция после президентских выборов впала в прострацию, было понятно, что прохоровский проект власти скорее выгоден, поэтому если Кремль и не станет ему помогать, то и препятствия чинить вряд ли будет. Однако после выборов Прохоров, что называется, стал чудить, вызвав у наблюдателей обоснованные подозрения не столько уже в своей самостоятельности в качестве политика, сколько по поводу своей способности разбираться в сути партийного строительства.

Всю весну Прохоров раздумывал, стоит ли ему создавать партию. Результаты этих раздумий шокировали даже видавших виды российских политологов. Летом в Москве в закрытом режиме прошел учредительный съезд партии Прохорова. Сам бизнесмен на съезд не явился, и вскоре стало понятно, что создаваемую структуру партией назвать можно лишь с большим трудом, тогда как в понятие юридической богадельни она укладывается с легкостью. Во-первых, выяснилось, что "Гражданская платформа" станет партией нового типа - без идеологии и без лидера. Во-вторых, то, что членами партии будут 500 человек, преимущественно профессиональных юристов, чья цель - наладить работу партийных штабов на местах. И все это, говорил Прохоров, для того, чтобы проводить во власть достойных лидеров через процедуру выборов, прежде всего региональных. В июле партия "Гражданская платформа" была успешно зарегистрирована.

"Я смело могу утверждать, что партийные конструкции всех стран себя изжили", - со звериной серьезностью заявлял Прохоров, являя сторонникам новую концепцию партийного строительства. В результате часть политологов, комментировавших заявления Прохорова, сочла, что новоявленный политик стал жертвой шарлатанов, другая - что таким образом бизнесмен, резко снизивший после президентских выборов градус критики в адрес Кремля, пытается самоустраниться из политического процесса. Сейчас уже можно с уверенностью заявить, что хотя бы во втором пункте они ошиблись: уходить из политики Прохоров явно не собирается.


(c)AFP

В сентябре газета "Коммерсантъ" сообщила, что Прохоров решил вернуться к традиционной схеме партийного устройства, отказавшись от концепции "500 юристов". В конце октября, писала газета, состоится съезд "Гражданской платформы", на котором предстоит утвердить новый политсовет, а также изменить саму партийную структуру. Здравый смысл, казалось бы, победил, однако из-за своих метаний бизнесмен продолжал терять политические очки, заработанные в ходе президентских выборов. Свою позицию на летнем еще съезде организации "Деловая Россия" Прохоров объяснял следующим образом: до окончания нового шестилетнего срока Владимира Путина существенных перемен в политической жизни России не предвидится (если только провал в подготовке к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи не обернется "диким политическим кризисом"), поэтому необходимо постепенно выстраивать партийную структуру.

Однако сам Прохоров, видимо, дожидаться 2018 года не намерен - после триумфа на президентских выборах он принимал дозированное участие в общественной жизни страны, обкатывая инициативы, непосредственно связанные с его партийной песочницей. Среди прочего, предприниматель принял деятельное участие в выборах мэра не чуждого для него Красноярска (в Красноярском крае располагаются "Норникель" и предприятия группы "Русал") и подмосковных Химок, а также выступил с предложением принять Религиозный кодекс по аналогии с Гражданским кодексом, чтобы урегулировать отношения власти, общества и РПЦ. Видимо, таким образом Прохоров надеялся в том числе ускорить процесс перестройки своей партии. Участие "Гражданской платформы" в выборах особенно успешным не назовешь (партия не выдвигала своих кандидатов на осенних выборах, делая ставку на беспартийных политиков), а обещания лоббировать в Думе принятие какого бы то ни было кодекса силами 500 внесистемных юристов звучали глуповато.

К середине октября, когда "Гражданская платформа" намеревалась провести съезд, стало известно, что у партии Прохорова в одних региональных парламентах появились сразу несколько фракций (в Калининградской области), а в других (в Ярославской и Костромской) закрепились одномандатники. Партия, как и надеялся Прохоров, стала прорастать снизу. Однако заявить, что мечущийся Прохоров полноценно включился в политическую борьбу, по-прежнему было сложно. Все политологи в унисон соглашались с тем, что, как метко подметил журнал "Коммерсантъ-Власть", восхождение Прохорова к вершинам политики сопровождается слишком уж частыми приступами одышки.

Второй съезд "Гражданской платформы" прошел в Большом зале Российской академии наук 27 октября и очевидно задумывался как ответ критикам Прохорова и знак его сторонникам (в этом же зале бизнесмена выгнали из "Правого дела" годом ранее). На съезде миллиардер объявил, что оставляет бизнес и будет заниматься исключительно политикой, приняв пост руководителя недавно созданной партии "Гражданская платформа". Все свои активы, оцениваемые журналом Forbes в 13 миллиардов долларов, политик (теперь, похоже, Прохорова следует называть просто политиком) передал в трастовое управление своим партнерам по группе "Онэксим". На съезде также был избран политкомитет партии, а ее численность стала неограниченной

В двух списках - сторонников и участников "Гражданской платформы" - представлено несколько давних соратников Прохорова, например его сестра Ирина, певица Алла Пугачева и Евгений Ройзман, известный своими радикальными методами борьбы с наркотиками и наркоманией. На съезде сторонники Прохорова радовались его решению возглавить работу "Гражданской платформы", игнорируя его же собственные многочисленные заявления о том, что он не стремится к партии вождистского типа. "Я очень надеюсь, что поезд, который пойдет с этой платформы, нас приведет к победе не коммунизма, а удивительной жажде творить, любить…" - рассказывала Алла Пугачева, отмечая, что стране нужен "честный человек, хозяин, которому мы могли бы верить". Бывший министр финансов Алексей Кудрин, персонаж, в политическом смысле крайне похожий на Прохорова, приветствовал решение лидера "Гражданской платформы" посвятить себя политике через твиттер.

Выступление самого Прохорова, если оставить за рамками его политический пируэт, особенных сенсаций не содержало. Едва ли пусть и любопытное, но практически нереальное предложение ликвидировать национальные республики (по Прохорову, "национальные гетто", в которых унижают россиян) можно считать заслуживающим серьезного анализа. Не было ничего нового и в том, что Прохоров подверг умеренной критике национальную и религиозную политику Кремля, а также пресловутую "стабильность", за которой, по его словам, скрываются коррупция и стагнация. Не стал Прохоров декларировать на съезде и свое участие в выборах президента РФ в 2018 году, да и про новый курс развития страны также ничего сказано не было. Но в целом нельзя не отметить, что речи Прохорова, равно как и его цели, стали более понятны по сравнению с тем, что было год назад - тогда программные документы, исходившие из штаба политика, были откровенным информационным шлаком.

Михаил Прохоров, обещавший стать третьей силой российской политики, полтора года спустя наконец-то ответил на вопрос о том, собирается ли он идти во власть. Теперь ему предстоит ответить на другой, более сложный вопрос: хочет ли он ее на самом деле взять? Если ответ - да, то конфигурация российской политики, учитывая финансовые ресурсы Прохорова и степень его узнаваемости, становится куда интереснее навязшей в зубах дихотомии "власть-оппозиция". Но если ответ будет отрицательным, то это означает, что "Гражданская платформа" готова удовольствоваться скромным оппозиционным местечком в российском парламенте, а Михаил Прохоров - определенной высоты властным креслом. И как-то уже все равно, каким именно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше