Служебный вопрос Пилотов обяжут получать визы из-за несговорчивости Москвы и Брюсселя

Разговоры об отмене виз между Россией и самими разнообразными зарубежными странами ведутся с завидной регулярностью. Время от времени эти разговоры приводят к каким-то результатам: так, США ввели для россиян трехлетние визы, а некоторые страны Шенгенского соглашения - пятилетние. Вот уже несколько лет Москва обсуждает полную отмену виз с Брюсселем. В рамках этих переговоров в декабре 2011 года был согласован пошаговый план отмены, однако реализация первого же шага столкнулась с такими препонами, что Москва взамен отмены виз отменила мораторий на визовый въезд членов экипажей самолетов.

Срок моратория истекает 1 ноября, и МИД РФ безапелляционно заявил, что продлевать его не собирается: мол, о возможности такого развития событий мы европейцев предупреждали. Действительно, 3 октября возвращением виз для гражданских экипажей Москва угрожала на очередном заседании Постоянного партнерства Россия-ЕС, прошедшем на Кипре. Эта мера - ответ на нежелание Брюсселя разрешить свободный доступ в страны ЕС обладателям служебных паспортов. Нежелание, о котором было известно как минимум с марта 2012 года.

Началось все в декабре 2011 года, когда Москва и Брюссель согласовали документ под названием "Совместные шаги по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан РФ и ЕС". В открытом доступе этого документа нет (из-за того что он в теории может навредить отношениям между ЕС и РФ), хотя европейский омбудсмен и признал это неправильным. Общественность знает о "Совместных шагах..." исключительно со слов "Коммерсанта", в чье распоряжение попал план. Как пишет газета, согласно этому документу, обе стороны должны ввести у себя биометрические паспорта, бороться с нелегальной миграцией, терроризмом и коррупцией, защищать представителей меньшинств от дискриминации и вообще соблюдать принцип верховенства права. В течение года предполагалось договориться о некотором упрощении визового режима: облегчить процедуру повторной подачи документов, расширить категории граждан, которым выдаются пятилетние визы, и окончательно отменить визы для членов экипажей гражданской авиации и морского флота. Но в марте 2012 года "Коммерсанту" стало известно, что упрощения в ближайшее время ждать не стоит, так как Москва хочет того, на что Брюссель пойти не готов, а именно полностью отменить визы для обладателей служебных паспортов.

Служебные ("синие") загранпаспорта в России выдаются, согласно закону, штатным сотрудникам диппредставительств и официальных представительств при международных организациях, военнослужащим, которых командируют за границу, чиновникам федерального и регионального уровней, техперсоналу и медработникам при президенте, работникам госкорпораций. Кроме того, служебные загранпаспорта полагаются тем гражданам, члены семей которых уже являются обладателями таких документов и находятся за пределами родины дольше года. По некоторым данным, сейчас в России около 120 тысяч обладателей "синих" паспортов.

Правила въезда иностранцев в страны Шенгенского соглашения регулируются многостраничным "Визовым кодексом Евросоюза" (.pdf). При этом Великобритания, входящая в ЕС, в Шенгенскую зону не входит и сама регулирует правила въезда в страну. А вот Норвегия, Швейцария и Исландия входят в Шенген, не являясь при этом членами ЕС (первые две о вступлении в единую Европу даже и не задумываются).

Брюссель, впрочем, сомневается в том, что все эти паспорта действительно были получены в соответствии со всеми правилами. "Получить служебный паспорт в России, как, впрочем, и в большинстве стран ЕС, гораздо проще, чем дипломатический. У нас есть сомнения в соблюдении порядка выдачи подобных документов", - заявил "Коммерсанту" неназванный европейский дипломат.

В начале октября российский МИД согласился пойти на неслыханную уступку - сохранить необходимость оформления визы для обладателей служебных паспортов старого образца, а безвизовый въезд требовать только для тех чиновников, у которых на руках будет биометрический документ. При этом Москва пообещала сократить число обладателей "синих" биометрических паспортов и не выдавать их самым многочисленным категориям - военным и техперсоналу посольств.

Однако Брюссель эти уступки не убедили, и в ход пошли иные аргументы. Как рассказал "Коммерсанту" некий европейский дипломат, все дело в том, что у стран - членов ЕС нет единой позиции по поводу служебных паспортов. Против отмены виз выступают Германия и прибалтийские страны. При этом во время официальных встреч Германия, конечно, говорит о том, как она мечтает отменить визы для всех и вся.

Российский МИД видит в непреклонности Брюсселя исключительно политику. Как заявляют представители внешнеполитического ведомства, затягивание решения о служебных паспортах Евросоюз "увязывает с ситуацией с правами человека в России". Кроме того, ЕС якобы не хочет отменять визы для россиян раньше, чем для украинцев, молдаван, грузин, азербайджанцев, армян и белорусов. "В ЕС есть мнение, что политически неприемлемо предоставление РФ безвизового режима до того, как он будет предоставлен странам Восточного партнерства. Если это так, то это политизированный подход", - приводит "Коммерсантъ" слова главы российского МИДа Сергея Лаврова. При этом Украина и Армения в одностороннем порядке уже отменили визы для граждан Евросоюза и стран - членов Шенгенского соглашения.

Однако первыми от "политизированных" разногласий между Москвой и Брюсселем пострадали вовсе не политики, а члены экипажей регулярных авиарейсов: с 1 ноября им вновь придется получать визы в Россию, даже если они не собираются покидать пределы своего самолета, приземлившегося на российской земле.

Впрочем, как тут же уточнил неназванный источник РИА Новости в МИД, у России и без того есть сепаратные договоры об упрощении визового режима с 17 из 27 стран Евросоюза, так что проблемы могут возникнуть только у пилотов и бортпроводников из Бельгии, Венгрии, Греции, Латвии, Люксембурга, Португалии, Словакии, Финляндии, Чехии и Эстонии. Правда, соглашения с Мальтой, Испанией и Швейцарией касаются лишь отдельных перевозчиков: во всех трех случаях это "Аэрофлот" и национальные авиакомпании - Air Malta, Iberia и Swissair.

С данными источника агентства не вяжутся официальные заявления ряда авиакомпаний, пожаловавшихся российскому МИДу на трудности с визами: если с Finnair и португальцами все ясно, то жалобы Alitalia (с Римом, вроде бы, соглашение у Москвы имеется) на то, что они не успели подготовиться к отмене моратория на визовый режим, понять сложно.

Евросоюз официально пока не выступил с комментариями относительно действий российских властей. Все заявления о том, что российские пилоты тоже должны будут получать визы в страны Евросоюза, принадлежат представителям российского же МИДа.

Пока на уровне Евросоюза никаких договоренностей нет, отдельные страны озвучивают уверенность в необходимости отмены виз. Об этом говорит и страдающая от финансового кризиса Греция, и принявшая миллионного туриста из России Испания, и Франция, заинтересованная в облегчении экономических взаимоотношений. Надо сказать, что все эти страны и так зарекомендовали себя среди россиян не худшим образом: летом 2012 года Греция разрешила посещение нескольких островов без визы тем, кто прибывает на них на пароме из Турции, Испания выдает визы на долгие сроки (получить меньше чем на два месяца считается серьезной неудачей), а Франция практикует (пусть нерегулярно и крайне непредсказуемо) выдачу пятилетних виз обычным туристам.

Сроки упрощения визового режима регулярно откладываются, но в последнее время российские чиновники называют 2014 год, когда в Сочи состоится зимняя Олимпиада. Вряд ли Россия сможет позволить себе устраивать такие же свистопляски с визами, какие устроила иностранцам Великобритания в 2012 году.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше