В Молдавии вновь зазвучали предложения отказаться - хотя бы временно - от борьбы за возвращение утраченного Приднестровья и сконцентрироваться на интеграции в ЕС. В очередной раз эту тему затронул один из лидеров правящей коалиции, бывший и.о. президента Михай Гимпу. Выступая на радио Europa Libera, он заявил, что Приднестровье, неподконтрольное молдавским властям, можно было бы признать "оккупированной Россией территорией". А процесс приднестровского урегулирования - "замороженной стройкой", на которую в нынешней ситуации не стоит тратить время и ресурсы.
Приднестровье
По словам бывшего главы Молдавии, процесс урегулирования конфликта на Днестре фактически зашел в тупик. Надежды на помощь Запада не оправдались ("Двадцать два года нам показали, что помочь нам не могут ни Европа, ни США, ни формат '5+2'. Все решает Российская Федерация", - жалуется он). Приднестровье, несмотря на попытки сближения со стороны Кишинева, продолжает ориентироваться на Россию ("Мы говорим о решении социальных и экономических проблем граждан по обе стороны реки, - сетует Гимпу. - А они [в Тирасполе] каждый день говорят о независимости, о Таможенном союзе, о Евразийском союзе").
Молдавия в этой ситуации, по словам Гимпу, "теряет сотни миллионов" (очевидно, имеются в виду средства, потраченные на урегулирование конфликта и сближение с Приднестровьем). А надежда на восстановление молдавского контроля над Приднестровьем остается призрачной.
"Если ничего не сдвинется, я не против подтвердить решение 92 года о том, что эта территория Республики Молдова оккупирована РФ, - рассуждает представитель коалиции. - И будем развивать эту часть (то есть территорию, подконтрольную молдавским властям - без учета Приднестровья - прим. "Ленты.ру"). Чтобы хотя бы граждане с этой стороны почувствовали, что означают демократические ценности, что значит государство и т.д.".
Говоря о решении двадцатилетней давности, Гимпу, вероятно, имел в виду постановление парламента Молдавии, принятое в июне 1992 года, в период вооруженного конфликта в Приднестровье, и объявлявшее этот регион "оккупированным" силами 14-й российской армии, которой в то время командовал генерал Александр Лебедь. Впоследствии представители руководства Молдавии (и коммунисты, и сменившие их позднее либералы), неоднократно требовали вывести из региона российские войска, оставшиеся там в качестве миротворцев. Однако тему "российской оккупации" предпочитали все же не заострять.
Молдавии теперь по сути предлагается пойти по пути Грузии и Азербайджана, где утраченные территории (Южная Осетия с Абхазией и Нагорный Карабах соответственно) официально именуются "оккупированными". В Грузии, к примеру, после проигранной августовской войны 2008 года и признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны РФ был принят специальный закон, утвердивший их "оккупированный" статус. С Россией при этом грузинские власти разорвали дипломатические отношения.
Молдавия, правда, находится в иной ситуации. В отношениях Кишинева с Тирасполем и Москвой меньше негатива, чем, к примеру, в отношениях Тбилиси с Москвой и Цхинвали (не говоря уже о Баку с Ереваном). Молдавский премьер Влад Филат посещает Приднестровье, договаривается там о возобновлении полноценного железнодорожного сообщения. Представители молдавского руководства ездят с визитами в Россию. На российский рынок, в конце концов, допущены молдавские вина.
Признав Приднестровье "оккупированным", а Россию - "оккупантом", Кишинев дал бы себе формальный повод отказаться от борьбы за непокорный регион. Действительно, ну что можно поделать, если эта территория "оккупирована"? Не воевать же за нее с Россией. С другой стороны, такого рода установка ухудшила бы отношения Кишинева с Москвой. И едва ли стоило бы удивляться, если Россия, объявленная "оккупантом", вновь закрыла бы свой рынок для молдавских вин.
Европейский Союз
О нецелесообразности борьбы за Приднестровье - по крайне мере, в нынешних условиях, - представитель правящего альянса Молдавии заговорил не просто так. Он напомнил, что Молдавия собирается подписать соглашения с Евросоюзом - об ассоциированном членстве, зоне свободной торговли и упрощении визового режима. И выразил сомнение в том, что предусмотренные этими договорами преференции должны распространяться и на Приднестровье.
"Договор об ассоциировании означает доступ к фондам. Что будем делать? У кого будет доступ, у всех? И у тех, кто не признает Республику Молдова? - объяснил он свою озабоченность этой темой. - Соглашение о свободной и всеобъемлющей торговле означает рынки. Разрешим им [приднестровцам] продавать с печатью того или иного министерства или их таможни?".
В этой ситуации, заявляет Гимпу, молдавские власти должны определиться с отношением к Приднестровью. Сам он предложил вариант "законсервированной стройки". "Человек, который начал строить здание и у него нет денег, не может уже, что делает? Консервирует его и двигается дальше. Или консервирует и оставляет на другие дни, чтобы вернуться к этому", - объяснил бывший лидер Молдавии. Такой вариант, очевидно, будет означать, что интегрироваться в Европу Кишинев будет без Тирасполя.
Михай Гимпу. Фото ИТАР-ТАСС, Вадим Денисов
Соглашения об ассоциировании и зоне свободной торговли, как сообщил недавно председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, могут быть подписаны между Молдавией и ЕС уже к концу 2013 года. В любом случае, как отмечал глава миссии ЕС в республике Дирк Шубель, при заключении договоров можно будет обойтись без участия Приднестровья. "Очевидно, что ЕС может интегрировать и Приднестровье в эти соглашения, если будет желание, но мы должны быть готовы и к сценарию, когда Молдова подпишет без Тирасполя", - заявил он.
Возможность отказа от претензий на Приднестровье в Молдавии обсуждалась и ранее. За это выступали, в частности, сторонники сближения с Румынией и Евросоюзом (курс на Бухарест поддерживает и возглавляемая Гимпу Либеральная партия). Они отмечали, что попытка воссоздать общее государство с Приднестровьем, находящимся под российским влиянием, приведет лишь к "приднестровизации" Молдавии - созданию некоего государственного образования, в котором и Приднестровье, и Молдавия окажутся под контролем Москвы.
Сам Гимпу год назад, когда европейская интеграция Молдавии получила поддержку со стороны Европарламента, заявил, что "Приднестровье не должно загораживать нам путь" в Европу. "Правые политические силы Молдовы начинают смиряться с тем, что Приднестровье, по сути, потеряно, - констатировал тогда источник в Либеральной партии. - Вместо того, чтобы оставаться заложниками нерешенного конфликта, куда проще оставить эту проблему России. И двигаться более интенсивным курсом в ЕС".
Правда, ведущую роль в руководстве Молдавии играет не Либеральная партия, а возглавляемая Филатом Либерально-демократическая партия. А Филат настаивает на том, что отказываться от Приднестровья нельзя. И что необходимо сделать "все возможное и невозможное", чтобы вернуть регион под молдавскую юрисдикцию. В молдавской прессе минувшим летом циркулировали слухи, что премьер рассматривает некий план создания федеративного государства, в которое должно войти Приднестровье. Однако до официальных переговоров дело не дошло.
Москву в этой ситуации вполне устраивает статус-кво, который сохраняет Приднестровье в орбите РФ и при этом дает российской стороне определенные рычаги для влияния на Молдавию. Определение же четкого статуса Приднестровья, как выразился спецпредставитель по этому региону, вице-премьер Дмитрий Рогозин, можно "отложить до лучших времен".
В случае же, если Молдавия решит изменить свой статус (например, стать блоковым государством), Москва, по его словам, будет "реализовывать свои национальные интересы вне контекста урегулирования". А попытка объединиться с Румынией, как предупредил представитель российского руководства, грозит Молдавии новыми территориальными потерями. "Не только Приднестровье, но, возможно, и другие части Молдавии не захотят уходить в Румынию, - сказал он. - Говорю это прямым текстом".