В конце декабря в России состоялась одна из самых любопытных сделок года: Сбербанк приобрел три четверти "Яндекс.Денег" за 60 миллионов долларов. Ранее поисковик сообщал, что намерен привлечь стратегического партнера в капитал своей платежной системы или купить долю в банке. Стороны пока не раскрывают, что изменится для клиентов Сбербанка и "Яндекс.Денег" после этой сделки, но в интернете уже прогнозируют появление "Яндекс.Очередей".
"Яндекс.Деньги" появились в 2002 году. Как рассказывал глава поисковика Аркадий Волож, сначала рост количества пользователей платежной системы исчислялся сотнями процентов, а потом постепенно стал замедляться, что естественно при наращивании базы. Сейчас у "Яндекс.Денег" более 11 миллионов зарегистрированных счетов - в принципе, это сравнимо с крупным региональным банком. Выручка сервиса в структуре доходов поисковика занимала в последние годы всего 2-3 процента.
По данным группы TNS, с сентября 2011 года по февраль 2012-го услугами этой платежной системы более одного раза воспользовались 2,1 миллиона человек. TNS провела опрос среди 3,5 тысячи пользователей интернета в возрасте от 18 до 45 лет и выяснила, что 15 процентов из них пользуются "Яндекс.Деньгами". Еще по 10 процентов у Qiwi и WebMoney.
Государство всегда с большим любопытством относилось к "Яндексу". В 2009 году, чтобы избежать возможных сложностей с продажей активов, поисковик решил передать одной из госкомпаний "золотую акцию" - она давала возможность блокировать сделки с более чем 25 процентами акций "Яндекса" до того, как куплю-продажу начали бы рассматривать антимонопольщики или правительственные комиссии по инвестициям. Выбор пал на Сбербанк, и с тех пор стало понятно, что именно его в "Яндексе" рассматривают как своего главного потенциального партнера.
О следующем этапе сотрудничества "Яндекса" и Сбербанка стало известно только в феврале 2011 года, когда
стороны договорились о совместном проекте. По условиям этого соглашения, владельцы любых банковских карт могут пополнить свой счет в терминалах и банкоматах Сбербанка с комиссией в 1,5 процента.
Для финансовой организации заключение соглашения стало первым опытом сотрудничества с платежной системой, чего нельзя сказать о "Яндекс.Деньгах", которые до этого уже договорились о пополнении счетов через терминалы и банкоматы "Альфа-банка" и "ВТБ24".
Вскоре после достижения договоренностей со Сбербанком стало известно и о возможной продаже "Яндекс.Денег". В конце октября прошлого года гендиректор поисковика Аркадий Волож сообщил, что рассматриваются разные варианты развития системы. "Переговоры идут с разными компаниями. У нас есть вариант, что мы его [сервис] продадим целиком или частично, купим кого-то. Есть вариант, что мы получим лицензию, но мы рассчитываем, что будет что-то еще", - рассказывал руководитель. Скорее всего, "Яндекс" заговорил о продаже сервиса из-за принятия закона "О национальной платежной системе", который обязал все системы электронных денег с конца сентября 2012 года работать либо как банки, либо как небанковские кредитные организации (НКО).
По всей видимости, у "Яндекса" все же был запасной вариант, предполагавший самостоятельное развитие "денег": в июле стало известно, что "Яндекс. Деньги" планируют стать НКО. Руководитель сервиса Евгения Завалишина объясняла такое решение тем, что банковская лицензия слишком "тяжеловесна" для системы электронных денег, которая не собирается заниматься кредитованием. При этом она отмечала, что получение лицензии не отменяет планов по поиску стратегического инвестора. Центробанк выдал платежной системе лицензию НКО в начале сентября.
Слухи о продаже "Яндекс.Денег" начали распространяться с новой силой в конце октября, когда поисковик опубликовал финансовую отчетность по итогам третьего квартала 2012 года. В документах "Яндекс" указал платежную систему как актив на продажу с балансовой стоимостью в 1,7 миллиарда рублей (56 миллионов долларов) и обязательствами на 1,3 миллиарда рублей (42,7 миллиона долларов). В отчете сообщалось, что контроль в платежной системе может быть передан стратегическому инвестору.
О конкретных переговорах с потенциальными покупателями в "Яндексе" ничего не говорили. Переход платежной системы в разряд активов на продажу объяснили правилами US GAAP (американские стандарты бухгалтерской отчетности), в соответствии с которыми компания обязана предупреждать инвесторов о действиях с активом, если предполагается, что сделка может состояться. Считается, что актив квалифицируется как выставленный на продажу, если у руководства есть основания ожидать сделку в течение 12 месяцев. Года ждать не пришлось - о продаже объявили 19 декабря.
Президент Сбербанка Герман Греф, гендиректор "Яндекс.Денег" Евгения Завалишина, глава "Яндекса" Аркадий Волож. Фото пресс службы "Сбербанка"
Троллинговый комитет
На пресс-брифинге, где президент Сбербанка Герман Греф, Волож и Завалишина объявили о сделке, о подробностях ее почти ничего нового известно не стало. Стороны расхваливали друг друга; Греф обещал сохранить бренд и команду "Яндекс.Денег", а Завалишина настаивала, что сделку надо называть не продажей актива Сбербанку, а стратегическим партнерством двух компаний. При этом Сбербанк получит три места в совете директоров платежной системы, а поисковик - два. Фактически это означает, что все решения в "Яндекс.Деньгах" теперь будут принимать финансисты, а не интернетчики.
Новость о сотрудничестве Сбербанка с "Яндекс.Деньгами" вызвала немалый ажиотаж: пользователи интернета сразу же начали прикидывать, что может получиться из такого партнерства. "Сбербанк покупает Яндекс.Деньги. Теперь переводы с 13:00 до 14:00 работать не будут", - написал в своем твиттере пресс-секретарь "ВКонтакте" Владислав Цыплухин. "Греф, как говорят, купивший Яндекс.Деньги задерживается. Как говорят, на Яндекс.Такси в Яндекс.Пробке," - прокомментировал корреспондент "Эха Москвы" Александр Плющев опоздание президента Сбербанка на пресс-брифинг. "Если вы пришли в Сбербанк за Яндекс.Деньгами и заблудились в Яндекс.Очередях - вам поможет Яндекс.Навигатор", - пишет пользователь Изя Шниперсон (орфография и пунктуация авторов сохранены - прим. "Ленты.ру").
Евгению Завалишину попросили прокомментировать шутки интернетчиков и возможные репутационные риски для сервиса от партнерства со Сбербанком, который в народе часто критикуют за очереди и не самых вежливых операционистов. Гендиректор "Яндекс.Денег" со всей серьезностью заявила, что в компании перед сделкой был создан "троллинговый комитет". Его задачей якобы стало "прогнозирование" всевозможных шуток на тему сотрудничества с финорганизацией. Завалишина сообщила, что пока пользователи Сети не придумали и пятой части того, на что хватило фантазии у "комитета" (правда, как это связано с репутационными рисками, так и осталось неясным).
На самом деле риски для репутации "Яндекса" таит в себе не партнерство со Сбербанком, а как раз сама платежная система и, в частности, возможность открыть анонимный счет. Сервисом активно пользуются оппозиционеры для сбора средств на свои митинги и другие инициативы. В мае прошлого года ФСБ запрашивала у "Яндекс.Денег" данные спонсоров проекта Алексея Навального "РосПил", которые затем оказались доступны третьим лицам (как выяснили блогеры - нашистке Юлии Дихтяр). В итоге интернет-компания оказалась в щекотливом положении.
В результате партнерства Сбербанка и "Яндекс.Денег" появятся новые продукты, однако что это будут за продукты, стороны не сообщили. Гендиректор платежной системы обещала предоставить подробности только в следующем году. Логичным было бы снизить или вообще отменить комиссии для перевода средств из платежной системы на карту Сбербанка и обратно, но и по этому поводу партнеры пока не смогли сказать ничего внятного. Пока, как заметил вице-президент финорганизации Денис Бугров, за перевод "Яндекс.Денег" в Сбербанк пользователи будут получать "много спасибо" - "спасибо" называется бонусная программа банка.
Для Сбербанка сделка с "Яндекс.Деньгами" - не только хорошее вложение совсем небольших для него средств (60 миллионов долларов - это чистая прибыль Сбербанка за пару-тройку дней работы), но и большая репутационная удача. Герман Греф уже несколько лет пытается "научить слона танцевать", и сотрудничество с самой успешной интернет-компанией страны поможет ему выучить несколько очень сложных па. Почти безупречная репутация "Яндекса" и всенародная любовь к нему, помноженная на такую же нелюбовь пользователей к Сбербанку, даст загадочную смесь, в которой многое будет зависеть от того, насколько трепетно продолжит относиться "Яндекс" к совместному предприятию.
Сам "Яндекс" сотрудничеством со Сбербанком защитил свою систему от возможного ужесточения законодательства; партнерство позволит сервису не только развиваться в онлайне, но и выйти в офлайн. От упреков в "сдаче" интернета государству ему, правда, никуда не деться (ведь теперь налоговикам и правоохранительным органам надо будет запрашивать информацию о переводах "Яндекс.Денег" не у "Яндекса", а у Сбербанка), но объективно иметь в качестве партнера в России крупный госбанк, а не частников и выгоднее, и безопаснее.