Более двадцати лет прошло с момента окончания вооруженного конфликта в Приднестровье. Все это время непризнанная республика существовала фактически без границы, имея с Молдавией ряд спорных территорий. И вот 12 июня президент Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук подписал закон о государственной границе, который спровоцировал крайне нервную реакцию молдаван и заставил наблюдателей заговорить о возможном размораживании конфликта на берегах Днестра.
Закон о границе должен вступить в силу 24 июня, а на 20 июня в молдавском парламенте запланированы слушания, посвященные ситуации, сложившейся после принятия указанного документа. Особое возмущение в Кишиневе вызывает то, что закон был подписан в одностороннем порядке, без каких-либо консультаций с властями Молдавии. Этот порядок, по замыслу приднестровских властей, будет теперь действовать и впредь, «до признания суверенитета и независимости республики сопредельными государствами».
Документ был принят Верховным Советом ПМР 23 мая, однако разрабатывался он последние несколько лет. Согласно его положениям, восточная граница — с Украиной — проходит по административной границе, установленной еще во времена СССР, и это направление ни у кого вопросов не вызывает. Что касается границы непризнанной республики на западе — с Молдавией — то здесь она, как решили в Тирасполе, проходит по линии, установленной в соответствии с Декларацией о суверенитете Приднестровской Молдавской ССР от 8 декабря 1990 года, Декларацией о независимости ПМР от 25 августа 1991 года и Конституцией ПМР. Все эти документы предполагают включение в состав Приднестровья районов Каменского, Рыбницкого, Дубоссарского, Григориопольского, Слободзейского, а также городов Бендеры, Дубоссары, Рыбница, Днестровск и Тирасполь.
При этом, как пишет «Коммерсант», в состав приднестровской территории оказались включены сросшееся с Бендерами село Варница на правом берегу Днестра, а также левобережные села Дубоссарского района — Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя, находящиеся в данный момент в молдавском подчинении, но относящиеся при этом к Зоне безопасности, которую контролируют силовые структуры и Кишинева, и Тирасполя.
В законе, подписанном Шевчуком, рычаги, с помощью которых власти непризнанной республики рассчитывают взять под свой контроль спорные населенные пункты, никак не оговариваются. Вместе с тем, в документе утвержден порядок пересечения госграницы ПМР лицами и транспортными средствами, а также порядок перемещения грузов, товаров и животных.
Ответ Молдавии на принятие закона о границе Приднестровья не заставил себя ждать. Поначалу, правда, в Кишиневе просто возмутились «провокационным шагом» Тирасполя. Как заявил вице-премьер правительства Молдавии по реинтеграции Евгений Карпов, административная линия, которая сегодня разделяет две республики — признанную и непризнанную, не имеет статуса границы и не может его иметь. «Эта временная и условная административная линия была согласована после вооруженного конфликта 1992 года. Документы, которые были затем подписаны, предусматривают мирное, политическое урегулирование этого конфликта на принципах суверенитета и территориальной целостности Молдовы, с разработкой особого статуса для Приднестровья», — напомнил Карпов.
В ОБСЕ и Украине, которые являются посредниками приднестровского урегулирования в формате «5+2» (Россия, Украина, ОБСЕ — посредники, ЕС и США — наблюдатели, Молдавия и Приднестровье — участники конфликта), также с неодобрением встретили закон о границе. В частности, ОБСЕ призвало стороны воздержаться от односторонних шагов, способных сорвать процесс урегулирования, который, впрочем, и так давно уже пребывает в тупике. Со своей стороны, глава МИД Украины Леонид Кожара призвал все заинтересованные стороны к консолидации усилий по недопущению эскалации приднестровского конфликта.
В настоящее время в Приднестровье располагается ограниченная группа российских войск и миротворцев, насчитывающая около полутора тысяч человек, на вооружении которых имеется тяжелая техника. В мае этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече в Москве со своим молдавским коллегой Виталие Маринуцей сообщил, что Россия готова рассмотреть вопрос о выводе из ПМР боевой техники. Общая численность вооруженных сил Приднестровья составляет от 5 до 6,5 тысячи человек. В случае мобилизации она может быть увеличена за счет резервистов до 25 тысяч человек. 14 июня президент ПМР Евгений Шевчук, инспектируя войска, заявил, что никакой военной угрозы со стороны Приднестровья для Молдавии не существует. Более того, за последний полтора года из армии непризнанной республики сокращено около 1,5 тысяч военнослужащих, также внесен законопроект о сокращении сроков службы (с 1,5 лет до года). Численность Национальной армии Молдавии на 2007 год оценивалась в 6,5 тысячи военнослужащих. Помимо этого у Молдавии имеются внутренние войска (карабинеры) численностью около 5 тысяч человек и пограничные войска, насчитывающие более двух тысяч солдат и офицеров.
Но в Молдавии решили не ограничиваться пустыми заявлениями, и уже 14 июня стало известно, что власти республики намерены штрафовать иностранцев, которые приезжают на молдавскую территорию из Приднестровья и не проходят при этом регистрацию в местных миграционных органах. За данное правонарушение предусмотрен штраф в размере 400 леев (около 33 долларов). Это решение ожидаемо возмутило приднестровцев, среди которых около 160-180 тысяч человек имеют российские паспорта, более 100 тысяч — украинские и столько же — молдавские. В связи с этим, заявили в МИД непризнанной республики, введенные молдаванами штрафы грозят большинству местных жителей, а также всем иностранным гражданам, временно въезжающим в Приднестровье.
Впрочем, и в самой Молдавии нашлись критики указанного решения. Как заявил бывший министр реинтеграции, а ныне оппозиционный депутат парламента Василий Шова, установление внутренних пунктов миграционного контроля не вписывается ни в какую логику восстановления территориальной целостности страны. Напротив, считает он, это, скорее, является попыткой узаконить границу страны по реке Днестр без территории Приднестровья.
Пока официальные лица в Тирасполе и Кишиневе своими решениями провоцировали взаимное раздражение, эксперты и наблюдатели констатировали, что впервые за последние годы ситуация в зоне конфликта обострилась настолько, что впору говорить о возможности новой фазы силового противостояния. При этом упоминались и инциденты, имевшие место в предшествующие месяцы, в частности, драка 27 апреля между приднестровскими таможенниками и молдавскими полицейскими у села Гура-Быкулуй в окрестностях Бендер, а также потасовка в конце марта между приднестровскими милиционерами и их молдавскими коллегами, которые попытались отбить у приднестровцев троих задержанных.
В Кишиневе, помимо традиционного недовольства по поводу присутствия в зоне конфликта российских миротворцев, которые, как считает президент Молдавии Николаэ Тимофти, только дестабилизируют обстановку в регионе, высказывают и такую точку зрения: к «односторонним шагам» Приднестровье подталкивает Россия, которая таким образом хочет разморозить конфликт и тем самым воспрепятствовать движению Молдавии в сторону ЕС. Эту позицию поддерживают и другие европейские политики. Так, по словам экс-спикера сейма Литвы, депутата Европарламента Витаутаса Ландсбергиса, даже если Молдавия обратится в ЕС с просьбой о вступлении по «кипрскому сценарию», то есть без территории ПМР, то Москва в любой момент может объявить Приднестровье независимой территорией под контролем России. «До тех пор, пока ситуация на берегах Днестра полностью зависит от Кремля, нет никаких шансов для решения приднестровского конфликта», — считает Ландсбергис.