Африканский континент уже давно привлекает к себе крупные оборонные компании, которые развернули активную борьбу за местный рынок вооружений и военной техники. Ожидается, что в ближайшие десять лет расходы стран Африки на покупку продукции военного назначения превысят отметку в 20 миллиардов долларов — и продолжат расти. Причин для этого несколько: имеющаяся там военная техника устаревает, количество региональных угроз растет, а государственные бюджеты постепенно наполняются деньгами.
Рост военных расходов Африки прогнозирует со ссылкой на нескольких африканских военных аналитиков портал Defense News. В частности, военный эксперт из Зимбабве, полковник в отставке Джозеф Сибанда полагает, что увеличение трат государств Африки на покупку вооружений и военной техники неизбежно в условиях борьбы с терроризмом и исламистскими повстанческими организациями, а также дальнейшей эскалации ряда локальных вооруженных конфликтов.
Военные ведомства нескольких африканских государств, включая ЮАР, Кению, Судан, Ливию и Алжир, уже заявили о необходимости повышения боевой мощи и мобильности своих вооруженных сил. На чем именно базируется оценка роста оборонных трат африканского континента, Defense News не уточняет. Между тем, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), траты государств Африки на покупку вооружений и военной техники превысили отметку в 20 миллиардов долларов еще в 2002 году и с тех пор ежегодно увеличивались в среднем на 1,7 миллиарда долларов.
В 2012 году, по данным SIPRI, страны Африки потратили на оборону и безопасность 38,3 миллиарда долларов. Впрочем, эта оценка не является точной, поскольку официальные данные по ряду стран, особенно государств, расположенных южнее Сахары, либо отсутствуют, либо сильно искажены. SIPRI делит континент на две части ─ Северную и Южную Африку. Военные траты первой в прошлом году составили 16,4 миллиарда долларов, а второй ─ 22,7 миллиарда. Для сравнения, оборонные расходы Европы по итогам 2012 года составили 407 миллиардов долларов, а обеих Америк ─ 780 миллиардов.
Больше всего африканские государства нуждаются сейчас в наземной бронированной и авиационной технике, которую можно использовать для охраны месторождений полезных ископаемых, государственных границ, а также для борьбы с различными террористическими группировками.
В начале текущего года федеральная полиция Нигерии получила из Украины четыре бронетранспортера БТР-3Е, произведенных на Киевском ремонтно-механическом заводе. Новые машины оснащены одноместными башнями с пулеметом НСВТ калибра 12,7 миллиметра. В 2006-2007 годах Нигерия получила 47 украинских бронетранспортеров БТР-3УН/УК/Е. В августе текущего года стало известно, что Судан приобрел у России 24 ударных вертолета Ми-24 и 16 многоцелевых Ми-8. Ранее эта же страна выкупила из состава ВВС России 12 отремонтированных Ми-24 и шесть Ми-8. Кроме того, Белоруссия поставила Судану 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 15 модернизированных штурмовиков Су-25/УБ.
Впрочем, наибольшее значение для стран Африки, очевидно, будут иметь не столько закупки вооружений и военной техники (крупнейшими продавцами такой продукции региону сейчас являются Россия и Китай), сколько соглашения о военно-техническом сотрудничестве с другими странами. Хотя оборонные расходы африканских государств растут постоянно, активная борьба за региональный рынок вооружений и военной техники развернулась в последние два-три года. К настоящему времени африканские оборонные предприятия уже заключили договоры о лицензионном производстве и обмене технологиями с компаниями из Швейцарии, США, России, Бразилии, Малайзии, Франции и Сербии.
В частности, в августе 2013 года такое соглашение подписала американская компания Colt Defense с южноафриканской Truvelo Armory. В ЮАР планируется выпускать практически полную линейку стрелкового оружия марки Colt для региональной полиции и вооруженных сил. Одновременно компания Denel из ЮАР заключила похожий контракт с швейцарской B&T. Соглашение предусматривает лицензионное производство пистолетов-пулеметов MP9 калибра 9 миллиметров и их модификацию, выпуск однозарядных гранатометов GL-06 калибра 40 миллиметров, а также магазинов емкостью 15 и 30 патронов.
В свою очередь Denel Aviation подписала договор с европейским консорциумом Eurocopter о ремонте и сервисном обслуживании вертолетов AS332 Super Puma, Bo 105, AS350 Ecureuil и Alouette. Машин такого типа насчитывается в Африке около 250 единиц. В конце марта 2013 года в ЮАР открылся сервисный центр ─ совместное предприятие Denel и «Вертолетов России». Он будет заниматься обслуживанием вертолетов типов Ми-8/17 и Ка-32. Парк таких машин, находящихся в эксплуатации в странах Африки, составляет около 600 единиц.
Denel договорилась и с европейским авиастроительным концерном Airbus о производстве ряда деталей и агрегатов для перспективного военно-транспортного самолета A400M Atlas. Стоимость этого контракта оценивается в два миллиарда долларов. Несколько контрактов о поставке и совместном производстве бронированной техники в текущем году также подписали сербские компании MTI, Krusik, Sloboda и Prvi Partizan. Они достигли договоренностей с оборонными предприятиями в Ливии, Египте и Алжире. В частности, в Африке планируется выпускать бронемашины Lazar BVT и самоходные артиллерийские установки Nora B-52 калибра 155 миллиметров.
Наконец, компания Tawazun Holdings из Объединенных Арабских Эмиратов намерена построить в Алжире завод по производству бронемашин NIMR. Эти броневики будут поставляться не только алжирским службам обеспечения правопорядка и вооруженным силам, но и армиям практически всех государств Северной Африки.
Рост военных расходов
Северная АфрикаЮжная АфрикаАфрика
20026,714,321
2003713,720,7
20047,615,623,2
20057,916,324,2
20067,91825,9
20078,51826,6
200810,120,230,3
20091120,531,6
20101221,633,6
201115,12237,1
201216,22238,3
По данным SIPRI в миллиардах долларов
В целом активное развитие военно-технического сотрудничества стран Африканского союза (в состав которого входят все страны Африки за исключением Марокко) с другими государствами позволит значительно усилить нестабильную экономику региона.
Во-первых, подписанные до сих пор соглашения о лицензионном производстве и передаче технологий подразумевают поставку конечной продукции не только тому государству, на территории которого расположено предприятие, но и третьим странам. Если учесть практически непрерывный рост мирового рынка вооружений (в 2012 году зафиксировано незначительное падение рынка на полпроцента до 1,75 триллиона долларов), реэкспорт позволит поставщикам стабильно пополнять государственные бюджеты.
Во-вторых, строительство новых предприятий по производству различных вооружений и военной техники будет способствовать созданию в Африканском союзе новых рабочих мест, таким образом повышая экономическую занятость и активность местного населения. Наконец, открытие совместных предприятий неизбежно приведет к притоку инвестиций в местную экономику со стороны зарубежных государств. В итоге велика вероятность того, что уже к 2025 году африканский рынок вооружений будет лишь незначительно уступать рынкам Юго-Восточной Азии или Ближнего Востока.