Хотите видеть только хорошие новости?

Лучший вид на этот город

Кризис среднего возраста, социопатия и невоспитанный ротвейлер: впечатления от GTA V

Скриншот игры Grand Theft Auto V
Скриншот игры Grand Theft Auto V

Как-то раз заходят психопат, вор и мелкий гангстер в бар и говорят бармену...

Дальше можно подставить почти все что угодно — и с определенной долей уверенности утверждать, что где-то на просторах Лос-Сантоса это уже было или даже играло определяющую роль в развитии сюжета.

Grand Theft Auto V, продолжая традиции серии, представляет собой идеальную постмодернистскую историю. Вся она состоит из прямых и косвенных заимствований, переделанных анекдотов и цитат из фильмов — из тонкого и не очень издевательства над разными типами Крутых Бандитов и Мафиози, какими они предстают в сериалах, фильмах и книгах. Но на этот раз Rockstar решила не мелочиться и вместо одного стереотипного бандита ввела в игру сразу трех.

Один из них — Майкл Де Санта, двоюродный брат Пола Витти и Тони Сопрано, вокруг биографии которого и закручивается весь сюжет. Он глава на редкость противной семейки, состоящей из типичной жены мафиози (плюшевый костюм, силиконовая грудь, роман с тренером по теннису — из-за него-то и начинаются неприятности ее мужа), дочери (чья главная мечта — попасть в телевизор любым способом) и жирного сына-игромана, чья жизнедеятельность ограничивается тремя действиями: курить траву, мастурбировать и играть в шутеры, рассказывая противникам, как и в каких позах он поимел бы их самих, их мам и их собачек.

Кроме них у Майкла есть отличный дом в хорошем районе, с бассейном и теннисным кортом, а еще — очень дорогой психоаналитик, пародирующий кинообраз терапевта мафии; с его помощью Майкл пытается справиться с кризисом среднего возраста и ощущением бессмысленности собственной растительной жизни. Так как справиться с ними он может всего двумя способами — воровством и насилием, неудивительно, что в итоге вся его благополучная жизнь со стаканом виски у бассейна выходит из-под контроля и становится, собственно, тем самым крупнобюджетным блокбастером, которого мы все от GTA V и ожидаем.

Линия второго героя, Франклина, представляет собой стеб над жизнью четкого пацана из гетто, традиционно воспеваемой в рэпе. У Франклина есть тупой блудливый ротвейлер и еще более тупой друг, из-за которого все трио постоянно влипает в неприятности. Многие миссии за Франклина строятся именно на этом — на попытках его кореша подзаработать самым типичным для гангстера из гетто способом (вроде похищения людей или покупки крупных партий кокаина), неизменно оканчивающихся провалом.

Третий герой пятой части — Тревор — представляет собой рефлексию над модой на обаятельных социопатов без моральных тормозов; это своего рода способ показать, какое расстройство скрывается за шерлоками и докторами хаусами. Тревор — наркоман, садист-убийца, и пироман с высоким интеллектом и отличным, хоть и извращенным, чувством юмора — кажется одновременно самым интересным и отвратительным из всех трех главных персонажей GTA V. Именно он фигурирует в самых омерзительных сценах в игре, именно у него лучше всего прописаны шутки и именно его мрачные и шизофренические миссии увлекательнее остальных.

Несмотря на то что формально героев у игры три, главным из них все-таки является Де Санта. Его друг-реднек и «сын, о котором я всегда мечтал» — это скорее сайдкики, пусть отлично прописанные и интересные. Движущей силой игры является именно история Майкла. А она представляет собой ироничную вариацию на тему воплощенной американской мечты — оторвать побольше материальных благ, заселиться в дом с кортом и бассейном и пить всю оставшуюся жизнь. Сын — придурок, жена — стерва, дочь — идиотка, впереди только Тихий океан, и деваться с этого последнего берега некуда. Разве что утопиться.

В определенном смысле GTA V является прямым продолжением предыдущей части: биография Нико Беллика показывала, что скрывает «страна неограниченных возможностей», где каждый может добиться успеха. А место, с которого начинается история Майкла Де Санты — это то, к чему успешные «предприниматели» с восточного побережья испокон века приходят в финале своих странствий: деньги есть, время есть, а вот ни с покоем, ни с волей так и не сложилось.

Поэтому когда его вроде бы против желания втягивают в глобальную корпоративную войну между двумя американскими спецслужбами и заставляют, пробуждая старых демонов, снова грабить, похищать людей и убивать, Де Санта ввязывается в это дело с азартом и даже интересом.

При всей стереотипности персонажей, они идеально вписаны в сюжет игры. Их отношения друг с другом, их истории не вызывают никаких вопросов и сомнений: из грабителя банков в отставке, маньяка-убийцы и мелкого жулика получается идеальное трио, чьи приключения держат в напряжении до последней минуты. В GTA V просто нет провисающих моментов, в которые игроку нечего делать. Здесь есть огромный город, где в каждый момент можно найти себе занятие по душе (от просмотра европейского артхауса в кино до классических походов по барам и стрип-клубам), но все это — приятный бонус, а не способ заткнуть дыру в сюжете.

По большому счету (великое богохульство), историю Майкла, Тревора и Франклина можно проходить, практически не отвлекаясь на собственно исследование мира, и не ощущать, что игре чего-то катастрофически не хватает. Каждому герою постоянно есть чем заняться: когда они не пытаются вместе (а все совместные миссии с мгновенными переключениями между участниками тройки захватывают и не отпускают ни на секунду) выполнить очередное невыполнимое задание, у них полно других дел. Франклин помогает друзьям детства, гоняется вместе с папарацци за знаменитостями и отгоняет машины с запасом травы по просьбе местного идеолога легализации. Майкл разбирается со своим проблематичным семейством. А Тревор общается с местными реднеками, охотится на людей ради награды, строит международную империю по торговле наркотиками и оружием и просто уничтожает все живое, что попадает ему под руку.

Но все-таки проходить GTA V, не снижая темпа и не обращая внимания на детали, значит лишать себя огромного удовольствия от изучения замечательного места, где происходят события. Серия GTA всегда влюбляла в себя вниманием к мелочам, на которые другие игры попросту плюют. GTA V эту дотошность подняла на абсолютно новый уровень — огромный игровой мир настолько продуман, что порой от иллюзии его «живости» избавиться не удается вообще. Лужу бензина можно поджечь искрами из выхлопной трубы спортивного автомобиля. Майкл ходит с местным аналогом iPhone, чернокожий гопник Фрэнклин — с «андроидом», а психопат Тревор пользуется чем-то, подозрительно похожим на Windows Phone. Районы Лос-Анджелеса, ставшие основой для вымышленного Лос-Сантоса, скопированы настолько тщательно, что по ним можно водить экскурсии: «Когда мы были на Е3, мы заезжали в этот кабак, и тут у порога стоял негр с будильником на шее». Падение с велосипеда оставляет на лице героя внушительный след, который не исчезнет долгое время (и будет украшать его даже в сюжетных вставках).

Да, здесь нельзя, как в Oblivion, зайти в каждый дом. Но здесь это и не нужно: GTA V выглядит «живее» любой другой игры в открытом мире. Простая поездка по городу одним и тем же маршрутом будет каждый раз новой: на вашем пути может произойти ограбление, пожар, драка сутенеров с проститутками и бог знает что еще.

Как бы заносчиво и смело ни прозвучало это утверждение, GTA V — самая близкая к успеху попытка создать совершенную видеоигру. Каждый цент из потраченных на разработку проекта 250 с лишним миллионов долларов игра швыряет геймеру в лицо ежесекундно и делает это блистательно.

GTA V — это по-хорошему сложная игра: некоторые миссии придется переигрывать по десять-двадцать раз, как в лучшие годы. С другой стороны, она не наказывает игрока просто так, унижения ради. Проваленный кусок миссии можно переиграть с контрольной точки, а не с самого начала. Слишком сложную часть после десятка провальных попыток можно вообще пропустить и переиграть потом, когда навыки игры улучшатся (или придет понимание того, что надо делать). Где-то в угоду идеалу разработчики пожертвовали священной коровой консервативной части игрового сообщества — реализмом. Автомобилями стало управлять гораздо легче (по сравнению с той же GTA IV, к примеру), в результате погони сделались динамичнее. Машину нельзя уничтожить, перевернувшись на крышу — игрок может вернуть ее обратно на четыре колеса. Да, нереалистично — но мы говорим об игре, где можно угнать истребитель, перебить несколько сотен полицейских и военных, а потом как ни в чем не бывало расхаживать по улицам, отсидевшись десять минут в кустах.

Кроме главной линии и побочных заданий для каждого персонажа тут полно случайных происшествий, в которых непременно надо принять участие: от эвакуации случайных прохожих из горящих автомобилей до поимки уличных грабителей и так далее. Желание помочь людям, впрочем, иногда оказывается фатальным: когда спешите на помощь истеричной дамочке, жалующейся на здоровье ребенка, держите дробовик наготове: вместо больного ребенка за углом вас вполне могут ждать полдюжины вооруженных гопников.

Но даже если вообще не обращать внимание на чужие неприятности, в Лос-Сантосе все равно найдется чем заняться: вариантов почти столько же, сколько в обычной жизни. Спорт? Пожалуйста! Бег, езда на велосипедах и покорение гор, окружающих город, займут не один час. Легальный бизнес? Сколько угодно — в Лос-Сантосе после финансового кризиса полно заброшенных зданий и компаний, которые нуждаются в чутком хозяине. Для более рисковых инвесторов существует местная биржа, на которой вполне можно играть. В конце концов, можно просто поехать куда глаза глядят — и найти лучший вид на этот город, от которого захватывает дух.

Обсудить
00:04 Сегодня

Японская бригада

Как якудза завоевывала власть и уважение в Японии: обзор Yakuza 0
00:06 25 ноября 2016
Адольф Гитлер в окружении девушек

Блудливый рейх

Как проституция поднимала боевой дух нацистов
Акция протеста во время инаугурации Дональда ТрампаПрезидент расколотой нации
В каких условиях в Вашингтоне прошла инаугурация Дональда Трампа
Crips на похоронах Туки УильямсаЧерно-красные против черно-синих
Уличная война в Лос-Анджелесе и далее везде
Клятва американскому величию
Инаугурация Дональда Трампа
Барак ОбамаБлагие намерения на неправильной стороне истории
Почему Барак Обама почти во всем потерпел неудачу
Торжественно клянусь
Инаугурации самых известных американских президентов
Заложники ситуации
Зачем США разворачивают бригаду в Восточной Европе
Наводящие мосты
Инженерные войска отмечают профессиональный праздник
CH-53K King StallionСколько стоит вертолет
В поисках шеста для технологического барьера
Достучаться до небес
Как в криминальной России разбираются с доносчиками
Осталось прикопать
Неуязвимые бактерии угрожают гибелью человечеству
Японская бригада
Как якудза завоевывала власть и уважение в Японии: обзор Yakuza 0
Адский пепел
Что сотворило с человечеством мощнейшее в истории извержение вулкана
Спиральная галактика NGC 3521Их взрывы
Найден источник инопланетных сигналов
Лица не увидать
Пользовательницы Instagram посвящают аккаунты своим пятым точкам
Пернатый премиум-класса
Турецкие коллекционеры тратят последние деньги на элитных голубей
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
«Этим парням не нужен от меня секс»
История феминистки из Абу-Даби, которая живет за счет мужчин
За сотку до центра?
Настоящие раритеты, заканчивающие жизнь в роли африканского такси
Тест-драйв самого красивого бюджетника
Длительный тест Renault Kaptur, симпатичнейшего из бюджетников: часть первая
Тест седана с динамикой суперкара
Тест Audi S8 Plus — представительского седана с максималкой 305 км/ч
5 уникальных суперкаров, погибших в авариях
Очень редкие автомобили, которые закончили жизнь в ДТП
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда