Лучший вид на этот город

Кризис среднего возраста, социопатия и невоспитанный ротвейлер: впечатления от GTA V

Скриншот игры Grand Theft Auto V
Скриншот игры Grand Theft Auto V

Как-то раз заходят психопат, вор и мелкий гангстер в бар и говорят бармену...

Дальше можно подставить почти все что угодно — и с определенной долей уверенности утверждать, что где-то на просторах Лос-Сантоса это уже было или даже играло определяющую роль в развитии сюжета.

Grand Theft Auto V, продолжая традиции серии, представляет собой идеальную постмодернистскую историю. Вся она состоит из прямых и косвенных заимствований, переделанных анекдотов и цитат из фильмов — из тонкого и не очень издевательства над разными типами Крутых Бандитов и Мафиози, какими они предстают в сериалах, фильмах и книгах. Но на этот раз Rockstar решила не мелочиться и вместо одного стереотипного бандита ввела в игру сразу трех.

Один из них — Майкл Де Санта, двоюродный брат Пола Витти и Тони Сопрано, вокруг биографии которого и закручивается весь сюжет. Он глава на редкость противной семейки, состоящей из типичной жены мафиози (плюшевый костюм, силиконовая грудь, роман с тренером по теннису — из-за него-то и начинаются неприятности ее мужа), дочери (чья главная мечта — попасть в телевизор любым способом) и жирного сына-игромана, чья жизнедеятельность ограничивается тремя действиями: курить траву, мастурбировать и играть в шутеры, рассказывая противникам, как и в каких позах он поимел бы их самих, их мам и их собачек.

Кроме них у Майкла есть отличный дом в хорошем районе, с бассейном и теннисным кортом, а еще — очень дорогой психоаналитик, пародирующий кинообраз терапевта мафии; с его помощью Майкл пытается справиться с кризисом среднего возраста и ощущением бессмысленности собственной растительной жизни. Так как справиться с ними он может всего двумя способами — воровством и насилием, неудивительно, что в итоге вся его благополучная жизнь со стаканом виски у бассейна выходит из-под контроля и становится, собственно, тем самым крупнобюджетным блокбастером, которого мы все от GTA V и ожидаем.

Линия второго героя, Франклина, представляет собой стеб над жизнью четкого пацана из гетто, традиционно воспеваемой в рэпе. У Франклина есть тупой блудливый ротвейлер и еще более тупой друг, из-за которого все трио постоянно влипает в неприятности. Многие миссии за Франклина строятся именно на этом — на попытках его кореша подзаработать самым типичным для гангстера из гетто способом (вроде похищения людей или покупки крупных партий кокаина), неизменно оканчивающихся провалом.

Третий герой пятой части — Тревор — представляет собой рефлексию над модой на обаятельных социопатов без моральных тормозов; это своего рода способ показать, какое расстройство скрывается за шерлоками и докторами хаусами. Тревор — наркоман, садист-убийца, и пироман с высоким интеллектом и отличным, хоть и извращенным, чувством юмора — кажется одновременно самым интересным и отвратительным из всех трех главных персонажей GTA V. Именно он фигурирует в самых омерзительных сценах в игре, именно у него лучше всего прописаны шутки и именно его мрачные и шизофренические миссии увлекательнее остальных.

Несмотря на то что формально героев у игры три, главным из них все-таки является Де Санта. Его друг-реднек и «сын, о котором я всегда мечтал» — это скорее сайдкики, пусть отлично прописанные и интересные. Движущей силой игры является именно история Майкла. А она представляет собой ироничную вариацию на тему воплощенной американской мечты — оторвать побольше материальных благ, заселиться в дом с кортом и бассейном и пить всю оставшуюся жизнь. Сын — придурок, жена — стерва, дочь — идиотка, впереди только Тихий океан, и деваться с этого последнего берега некуда. Разве что утопиться.

В определенном смысле GTA V является прямым продолжением предыдущей части: биография Нико Беллика показывала, что скрывает «страна неограниченных возможностей», где каждый может добиться успеха. А место, с которого начинается история Майкла Де Санты — это то, к чему успешные «предприниматели» с восточного побережья испокон века приходят в финале своих странствий: деньги есть, время есть, а вот ни с покоем, ни с волей так и не сложилось.

Поэтому когда его вроде бы против желания втягивают в глобальную корпоративную войну между двумя американскими спецслужбами и заставляют, пробуждая старых демонов, снова грабить, похищать людей и убивать, Де Санта ввязывается в это дело с азартом и даже интересом.

При всей стереотипности персонажей, они идеально вписаны в сюжет игры. Их отношения друг с другом, их истории не вызывают никаких вопросов и сомнений: из грабителя банков в отставке, маньяка-убийцы и мелкого жулика получается идеальное трио, чьи приключения держат в напряжении до последней минуты. В GTA V просто нет провисающих моментов, в которые игроку нечего делать. Здесь есть огромный город, где в каждый момент можно найти себе занятие по душе (от просмотра европейского артхауса в кино до классических походов по барам и стрип-клубам), но все это — приятный бонус, а не способ заткнуть дыру в сюжете.

По большому счету (великое богохульство), историю Майкла, Тревора и Франклина можно проходить, практически не отвлекаясь на собственно исследование мира, и не ощущать, что игре чего-то катастрофически не хватает. Каждому герою постоянно есть чем заняться: когда они не пытаются вместе (а все совместные миссии с мгновенными переключениями между участниками тройки захватывают и не отпускают ни на секунду) выполнить очередное невыполнимое задание, у них полно других дел. Франклин помогает друзьям детства, гоняется вместе с папарацци за знаменитостями и отгоняет машины с запасом травы по просьбе местного идеолога легализации. Майкл разбирается со своим проблематичным семейством. А Тревор общается с местными реднеками, охотится на людей ради награды, строит международную империю по торговле наркотиками и оружием и просто уничтожает все живое, что попадает ему под руку.

Но все-таки проходить GTA V, не снижая темпа и не обращая внимания на детали, значит лишать себя огромного удовольствия от изучения замечательного места, где происходят события. Серия GTA всегда влюбляла в себя вниманием к мелочам, на которые другие игры попросту плюют. GTA V эту дотошность подняла на абсолютно новый уровень — огромный игровой мир настолько продуман, что порой от иллюзии его «живости» избавиться не удается вообще. Лужу бензина можно поджечь искрами из выхлопной трубы спортивного автомобиля. Майкл ходит с местным аналогом iPhone, чернокожий гопник Фрэнклин — с «андроидом», а психопат Тревор пользуется чем-то, подозрительно похожим на Windows Phone. Районы Лос-Анджелеса, ставшие основой для вымышленного Лос-Сантоса, скопированы настолько тщательно, что по ним можно водить экскурсии: «Когда мы были на Е3, мы заезжали в этот кабак, и тут у порога стоял негр с будильником на шее». Падение с велосипеда оставляет на лице героя внушительный след, который не исчезнет долгое время (и будет украшать его даже в сюжетных вставках).

Да, здесь нельзя, как в Oblivion, зайти в каждый дом. Но здесь это и не нужно: GTA V выглядит «живее» любой другой игры в открытом мире. Простая поездка по городу одним и тем же маршрутом будет каждый раз новой: на вашем пути может произойти ограбление, пожар, драка сутенеров с проститутками и бог знает что еще.

Как бы заносчиво и смело ни прозвучало это утверждение, GTA V — самая близкая к успеху попытка создать совершенную видеоигру. Каждый цент из потраченных на разработку проекта 250 с лишним миллионов долларов игра швыряет геймеру в лицо ежесекундно и делает это блистательно.

GTA V — это по-хорошему сложная игра: некоторые миссии придется переигрывать по десять-двадцать раз, как в лучшие годы. С другой стороны, она не наказывает игрока просто так, унижения ради. Проваленный кусок миссии можно переиграть с контрольной точки, а не с самого начала. Слишком сложную часть после десятка провальных попыток можно вообще пропустить и переиграть потом, когда навыки игры улучшатся (или придет понимание того, что надо делать). Где-то в угоду идеалу разработчики пожертвовали священной коровой консервативной части игрового сообщества — реализмом. Автомобилями стало управлять гораздо легче (по сравнению с той же GTA IV, к примеру), в результате погони сделались динамичнее. Машину нельзя уничтожить, перевернувшись на крышу — игрок может вернуть ее обратно на четыре колеса. Да, нереалистично — но мы говорим об игре, где можно угнать истребитель, перебить несколько сотен полицейских и военных, а потом как ни в чем не бывало расхаживать по улицам, отсидевшись десять минут в кустах.

Кроме главной линии и побочных заданий для каждого персонажа тут полно случайных происшествий, в которых непременно надо принять участие: от эвакуации случайных прохожих из горящих автомобилей до поимки уличных грабителей и так далее. Желание помочь людям, впрочем, иногда оказывается фатальным: когда спешите на помощь истеричной дамочке, жалующейся на здоровье ребенка, держите дробовик наготове: вместо больного ребенка за углом вас вполне могут ждать полдюжины вооруженных гопников.

Но даже если вообще не обращать внимание на чужие неприятности, в Лос-Сантосе все равно найдется чем заняться: вариантов почти столько же, сколько в обычной жизни. Спорт? Пожалуйста! Бег, езда на велосипедах и покорение гор, окружающих город, займут не один час. Легальный бизнес? Сколько угодно — в Лос-Сантосе после финансового кризиса полно заброшенных зданий и компаний, которые нуждаются в чутком хозяине. Для более рисковых инвесторов существует местная биржа, на которой вполне можно играть. В конце концов, можно просто поехать куда глаза глядят — и найти лучший вид на этот город, от которого захватывает дух.

Обсудить
00:01 6 декабря 2016
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)

Кровавая жатва

Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
«Солнце светит потому, что там горит нефть»
Российские профессора иностранных вузов о студентах, абитуриентах и своей работе
Роковые яйца
Как случилось, что прожиточный минимум стал еще меньше
Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин и Юрий ЧайкаКто последний?
Будет ли Россия исполнять решения западных судебных инстанций
«Дорожники разорятся на штрафах»
Кто виноват в крупных автокатастрофах на федеральных трассах
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
350 кораблей и несколько вопросов
Что ждать американским военным от президента Трампа
Поднимайтесь на гору Ниитака
75 лет назад с атаки на базу Перл-Харбор началась война на Тихом Океане
Генерал Джеймс МэттисЧеловек войны
Кто станет новым министром обороны США
Пищевой блок
Смогут ли российские заключенные прокормить себя в кризис
Иван Дорн «У меня выработались антитела к политике»
Иван Дорн о перевоплощении и проверке себя
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Где живут единороги
В Лондоне прошла Неделя российского кино
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить