Скандал вокруг совместного заявления глав украинских церквей, поддержавших курс на сближение с Европой, на днях получил продолжение. Свое отношение к вопросу о евроинтеграции выразили монахи Свято-Успенской обители (село Никольское, Донецкая область). Они заявили, что «европейское цивилизационное пространство» украинскому народу не нужно и что глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) митрополит Владимир, поддержавший интеграцию с ЕС, выражал лишь свое личное мнение. Довод церковных иерархов о том, что сближение с Европой не противоречит отношениям с Россией, монахи отвергли, усмотрев в этом параллели с библейским поцелуем Иуды.
В поддержку европейского курса Украины церковные иерархи выступили в конце сентября. Они заявили, что украинский народ «с давних времен был частью европейского цивилизационного пространства» и что будущее страны должно быть соответственным — «независимое государство в кругу свободных европейских народов». Авторы обращения — в унисон со светским руководством Украины — подчеркивали, что такой выбор не противопоставляет республику «ее историческому соседу России». «Надеемся, что русский народ и государство будут признавать и уважать право Украины, как независимого государства, выбирать свой путь в будущее», — заявляли они.
Внимание к обращению привлек прежде всего тот факт, что в числе подписантов оказался митрополит Владимир, руководитель канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата). В споре о внешнеполитическом векторе Украины, как оказалось, позиция главы УПЦ — самоуправляемой части Русской православной церкви — ближе к позиции Киева, а не Москвы.
Минувшим летом, когда Украину в честь 1025-летия крещения Руси посетили глава РПЦ Кирилл и президент РФ Владимир Путин, наблюдатели оценивали их визит в том числе и в политическом контексте. В прессе тогда упоминали и соглашение об ассоциации с ЕС, которое планирует подписать Украина вопреки желанию России, и обратили внимание на то, что Путин в рамках визита посетил конференцию «Православно-славянские ценности — основа цивилизационного выбора Украины», организованную движением «Украинский выбор» Виктора Медведчука (он приходится Путину кумом, является ярым критиком евроинтеграции и сторонником Таможенного союза).
«Сегодня православие... стремительно политизируется, — рассуждал тогда политолог Вадим Карасев. — Это проявляется в навязывании западным постсоветским странам так называемых православно-славянских ценностей... Поэтому за духовными презентациями и религиозным мегапиаром сегодня стоят серьезные политические калькуляции, которые должны создать православную политическую общность и помешать вхождению Украины в европейскую семью». Эксперт отмечал, что борьба за внешнеполитический курс Украины будет продолжаться и после того, как соглашение с ЕС будет подписано. «Необходимо готовиться к более серьезным ценностным баталиям за Украину и душу каждого украинца, — предупреждал он. — Это касается не только УПЦ МП, но и власти, которая должна думать, какую занять позицию в новой духовно-идеологической диспозиции, навязываемой Украине российским государственно-религиозным комплексом».
После того как глава УПЦ определился со своей позицией, ряд российских СМИ обрушился на него с критикой. Митрополита обвиняли в «предательстве Православия и православного народа», осуждали за формулировки (пассаж о цивилизационной близости к Европе и «историческом соседстве» с Россией, содержавшийся в обращении глав церквей, критики назвали «исторической и богословской фальсификацией»). Отдельных упреков митрополит удостоился за то, что поставил свою подпись рядом с подписью Филарета — главы неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (которого Русская православная церковь предала анафеме).
Впрочем, эти обвинения были еще не самыми страшными. «Вхождение нынешнего украинского государства в такую Европу означает присоединение к европейским антихристианским нормам и законам, распространение их на территорию нынешней Украины, — писало издание "Сегодня.Ру". —То есть это означает соучастие в построении царства антихриста». «Теперь, когда он [митрополит Владимир] все подписал, он уже не нужен, — вторил историк Лев Вершинин в комментарии ИА "REX". — А наследует ему, воссоединив украинские церкви, расстрига Денисенко [глава УПЦ КП Филарет], которому его Хозяин, похоже, отвел на это столько лет жизни, сколько понадобится».
На критику в СМИ руководство украинской церкви, наверное, могло бы и не обращать особого внимания. Однако, когда к ней присоединились украинские монахи, это уже нельзя было игнорировать. Их обращение напомнило о том, что единодушной поддержки курса на евроинтеграцию в УПЦ нет. Заявление в поддержку европейского курса, подписанное митрополитом, монахи объявили не отражающим позиции УПЦ МП. «Некоторые соображения, в нем изложенные... отражают личную гражданскую позицию митрополита Владимира (Сабодана), которую он разделяет с представителями раскольнических, сектантских, инославных и нехристианских религиозных объединений Украины», — отметили они.
Монахи в крайне неприглядном свете описали Европу — «поправшую традиционные ценности» и скатывающуюся в «пропасть содомских мерзостей и нравственного одичания» — и призвали сделать выбор в пользу «братского союза славянских народов — русского, украинского и белорусского». Глав церквей, выступавших за евроинтеграцию, они при этом обвинили в лицемерии. «Лицемерный и лукавый дух этого документа [обращения в поддержку ЕС] вызывает из бездны образы иных, еще более зловещих персонажей библейской и церковной истории», — заявили обитатели монастыря. В числе «зловещих персонажей» они упомянули Иуду и Мазепу, поставив в этот же ряд и одного из подписантов обращения в поддержку ЕС — преданного анафеме Филарета.
В заключение монахи напомнили о завещании основателя монастыря старца Зосимы, призывавшего «строго держаться Русской православной церкви и святейшего патриарха Московского и всея Руси» и заявлявшего, что «в случае отхода Украины от Москвы... автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским».
В последнее время, кстати, эта тема уже поднималась. В конце июля настоятели и верующие одного из храмов в Киевской области выразили желание перейти в прямое подчинение к Русской православной церкви. Объясняя свое недовольство украинской церковью, они обвинили ее руководство в «неспособности осуществлять духовное и административное управление», а также в «последовательной политике, направленной на окончательный отрыв от РПЦ». Последняя претензия была адресована лично митрополиту Владимиру.
Конфликт тогда был быстро погашен. Уже в начале августа стало известно, что с руководством УПЦ община примирилась. Теперь, однако, вопрос о «несогласных» в рядах украинской церкви вновь актуализировался. Российская сторона, как полагает бывший депутат от правящей Партии регионов Украины Тарас Чорновил, может воспользоваться своим влиянием на «епископов Одесского, Донецкого, Мариупольского, которые сегодня больше подчиняются Москве, чем митрополиту Владимиру». Упомянутый митрополит Одесский Агафангел, к примеру, известен критическим отношением к евроинтеграции. В статье, опубликованной под его именем, утверждалось, что «пагубное стремление Украины в Европу является очередной попыткой осуществить многовековое стремление протестантско-католического, масонского и безбожного Запада оторвать Украину от единства с мировым центром Православия — Москвой».
Едва ли, конечно, сложности в отношениях РПЦ и УПЦ выльются в открытый конфликт. «Чистый переулок [там располагается резиденция патриарха Кирилла — прим. Ленты.Ру] будет делать все, чтобы это не выносить на поверхность, — полагает российский политолог Андрей Окара. — Они будут ... пытаться решить это непубличным путем. Я не исключаю, что могут быть попытки произвести кадровую зачистку в УПЦ МП».
В самой УПЦ, отвечая на критику в адрес митрополита, подчеркнули, что «глава церкви выступает от имени церкви и большинства прихожан» (с таким комментарием выступил пресс-секретарь УПЦ МП, протоиерей Георгий Коваленко). Впрочем, вскоре после этого появился комментарий сотрудника пресс-службы церкви Василия Анисимова, заявившего, что митрополит Владимир, подписывая обращение в поддержку ЕС, выступал прежде всего за пункт об «общественной дискуссии», посредством которой должен определиться внешнеполитический курс Украины. Представитель пресс-службы добавил также, что «никто не проводил в церкви соцопросы относительно интеграционных предпочтений прихожан».
Возможно, от участия в дискуссиях вокруг внешней политики УПЦ вообще предпочла бы воздержаться (этой теме был посвящен недавний визит украинских церковных иерархов в Брюссель, и представителя руководства УПЦ МП, по имеющейся информации, в составе делегации не было). Однако в данном случае, очевидно, сыграл фактор близости украинской церкви к украинской власти. «Религия и политика [на Украине] ... тесно переплетены. Политики открыто, не таясь, а даже делая на этом пиар, спонсируют церковь. Руководители страны всегда присутствуют на всех мероприятиях, связанных с церковными праздниками, — констатирует политолог Алексей Красноперов. — В свою очередь, церковь платит государству тем же. На любом молебне молятся за власть». Впрочем, в России, где церковь также близка к государству, понять мотивацию украинских церковных иерархов не так уж сложно.