140 знаков, 14 миллиардов

Twitter завершил эпоху самых интересных интернет-IPO

Баннер с логотипом Twitter на фасаде Нью-Йоркской фондовой биржи
Фото: Kathy Willens / AP

Акции сервиса микроблогов Twitter в первые минуты торгов на бирже выросли на 77 процентов до 45,1 доллара. При этом в рамках IPO (размещения акций) компания оценила себя в 14,1 миллиарда долларов, согласившись продать инвесторам ценные бумаги лишь по 26 долларов. После IPO Twitter на рынке не осталось по-настоящему крупных западных интернет-компаний, которые бы еще не торговались на биржах. Бум интернет-IPO завершился мажором: и акционеры Twitter заработали на размещении свои миллиарды, и мелкие инвесторы, вложившиеся в сеть микроблогов, сумели получить прибыль уже в первые минуты торгов.

Еще десять лет назад на бирже невозможно было купить акции ни Google, ни «Яндекса», ни Mail.Ru, ни LinkedIn, ни тем более Facebook и Twitter, которых еще просто не существовало. Инвесторам, хотевшим вложиться в интернет, приходилось выбирать между несколькими гигантами (например, Yahoo!, Amazon или eBay, чьи ценные бумаги торгуются с середины 1990-х) или довольствоваться компаниями, которые работали не только и не столько в Сети — прежде всего, медийными конгломератами.

За десятилетие ситуация в корне изменилась — растущая роль интернета отразилась и на биржах, где на веб-компаниях стало возможно делать состояния. В целом инвестиции в интернет себя полностью оправдали — акции Google со времени IPO в 2004 году дали прозорливым трейдерам более 800 процентов прибыли, сеть LinkedIn с лета 2011 года подорожала в два с половиной раза и даже Facebook, провалившийся в первые месяцы после IPO, за полтора года принес акционерам уже почти 30 процентов годовых прибыли только от роста стоимости ценных бумаг.

Были, конечно, и исключения — некоторые IPO принесли разочарование и основным собственникам, и инвесторам. Так, стратегия Groupon оказалась настолько непонятной для трейдеров, что акции компании к октябрю 2013 года упали более чем на 60 процентов со времени IPO. Немногим лучше дела на бирже у Zynga, разработчика игр для Facebook: ее ценные бумаги подешевели аккурат на 60 процентов. В разное время инвесторы играли на понижение акций «Яндекса» и Facebook, и их ценные бумаги проваливались сильно ниже уровня размещения, но в целом, если оценивать все интернет-компании как один лот, вложения в них дали существенную прибыль.

Хотя со времени IPO Twitter прошло меньше суток, уже сейчас понятно, что динамика по его акциям будет похожа не на перечисленные абзацем выше исключения, а на образцовые интернет-кейсы. При подготовке своего IPO в Twitter хотели учесть все ошибки размещения Facebook в мае 2012 года, так что в прессе выход акций сети микроблогов в публичное поле даже стали называть «антифейсбучным IPO».

Несрочное размещение

Хотя Twitter славится тем, что именно с его помощью можно узнать о только что случившихся событиях быстрее всех, в самой компании с проведением IPO не спешили. Слухи о том, что сеть микроблогов собирается привлечь деньги на бирже, ходили по крайней мере с 2009 года, когда основатель Twitter Биз Стоун заявил, что не исключает такого развития событий в будущем. В 2010-2012 годах компания старательно отмалчивалась о перспективах выхода на биржу, но в прессе все равно раз за разом появлялись сообщения о том, что скоро «бомбанет».

В мае 2012 года «бомбануло» у Facebook, причем так, что после этого у многих инвесторов навсегда пропало желание участвовать в IPO каких бы то ни было интернет-компаний. Социальная сеть очень высоко задрала планку по акциям накануне размещения, и у ценных бумаг просто не было возможности вырасти сразу после IPO. В итоге в плюсе (и то меньше процента) Facebook находился только первую торговую сессию, а затем акции сети стали падать, как будто с ледяной горки: к августу они подешевели с 38 до 18 долларов за штуку. Только после этого стали расти и в итоге сначала вернулись к цене размещения, а потом и превзошли ее.

Пока акции Facebook падали, не могло быть и речи о том, чтобы «ретвитнуть» IPO социальной сети: уныние инвесторов перешло бы с социальной сети на сервис микроблогов, и в итоге дешево стоили бы сразу две компании.

Для Twitter урок Facebook состоял и в том, что к IPO надо готовиться очень тщательно. В частности, в сервисе со всей строгостью подошли к выбору площадки для торгов: Nasdaq с увеличением нагрузки в первый день торгов по Facebook просто-напросто не справилась, из-за чего купля-продажа акций социальной сети началась с задержкой. Twitter выбрал для размещения главного конкурента Nasdaq — Нью-йоркскую биржу Nyse, которая специально ради сервиса микроблогов даже провела репетицию.

Опыт Facebook подсказал Twitter и то, что надо быть скромным в оценках стоимости акций. Изначально коридор по ценным бумагам составил 17-20 долларов за акцию, потом Twitter расширил его до 23-25 долларов, а в конечном итоге ценные бумаги продавались инвесторам по 26 долларов, и у акций еще осталось место для роста.

Капитализация компании была зафиксирована во время IPO на уровне чуть более 14 миллиардов долларов (с учетом всех опционов более 18 миллиардов). Это сравнительно немного (Facebook стоит 120 миллиардов, Google — 340), но и по объемам бизнеса Twitter нельзя сравнивать с гигантами интернет-индустрии. К тому же если сравнивать не по абсолютным величинам, а по наиболее традиционным бизнес-индикаторам, получится, что сервис оказался даже дороже Facebook. Так, по расчетам Bloomberg, Twitter инвесторы оценили в 12,4 годовых выручки за 2014 год. У Facebook аналогичный показатель находится на уровне 11,6 выручки, а у LinkedIn — 12,2.

#нестабильность

На фоне ажиотажа вокруг IPO Twitter как-то забывается, что бизнес-модель компании пока отстроена не очень хорошо, да и будущее у модного сервиса в быстроменяющемся интернет-мире сомнительно. Если Google и Facebook давно уже стали «не только поисковиком» и «не только социальной сетью», то Twitter — это прежде всего сервис для публикации коротких сообщений почти без дополнительных примочек.

Чеховское выражение «краткость — сестра таланта» оказалось отличным слоганом для сервиса, но плохим бизнес-решением: в 140 знаков довольно сложно запихать рекламное сообщение таким образом, чтобы оно смотрелось выгодно для рекламодателя. Если крупные компании используют рекламу в Твиттере как своего рода имиджевый проект (мол, мы такие инновационные, что и размещаемся в инновационной среде), то мелкие и средние рекламодатели, заинтересованные в прямом увеличении продаж, сервиса пока сторонятся, и как Twitter собирается их привлекать — непонятно.

Неудивительно, что на этом фоне компания продолжает оставаться убыточной: за девять месяцев 2013 года расходы Twitter превысили доходы на 133 миллиона долларов при выручке в 422 миллиона (годом ранее был зафиксирован убыток в 70 миллионов при 205-миллионой выручке). Отсутствие прибыли некритично для стартапов, но если Twitter и дальше будет больше тратить, чем зарабатывать, у акционеров неизбежно возникнет желание избавиться от своих долей.

Отдельной проблемой для Twitter в последнее время стали регулярные взломы аккаунтов, которым подвергаются буквально все — от Барака Обамы до «Почты России». Если так пойдет и дальше, сервису непременно грозит отток посетителей или хотя бы сокращение притока. Которое, кстати, и так хорошо просматривается в отчетах компании: если в первом квартале 2012 года рост по сравнению с аналогичным периодом годом ранее составлял больше ста процентов, то к третьему кварталу 2013-го — меньше 40 процентов.

Все это означает, что в один прекрасный момент «минусы» Twitter могут перевесить ажиотаж, и инвесторы развернутся спиной не только к сервису микроблогов, но и ко всей интернет-индустрии. Пока этого не произошло, на Twitter, Facebook и других самое время делать деньги.

Экономика00:0611 декабря

Черная мечта

Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет
Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире