Если вам вдруг, совершенно случайно, придет в голову жениться на знойной латиноамериканке, поезжайте в Белу-Оризонти. Наши журналисты, командированные в столицу штата Минас-Жерайс, неспроста окрестили ее Бразильским Иваново. И в этом райском для любого холостяка местечке сборную Бразилии угораздило потерпеть самое тяжелое поражение в своей долгой и славной истории.
Первые ведра горьких девичьих слез были пролиты уже по ходу матча. Бразильские женщины рыдали на трибунах, наблюдая за форменным избиением своих футбольных кумиров. Мужчины крепились, но и у них глаза тоже были на мокром месте. Эмоции болельщиков легко понять — ведь таких унижений на футбольном поприще они никогда не испытывали.
О чем говорить, если последнее поражение дома в официальном матче «селесао» потерпели, когда добрая половина давешних посетителей «Минейрана» на свет божий еще не появилась — в 1975 году от перуанцев. А уж настолько оглушительных провалов в славной летописи пятикратных чемпионов планеты не было вообще никогда. Ребята Луиса Фелипе Сколари вписали свои имена в историю. Хотя правильнее все же будет сказать — вляпались в историю…
Шок, растерянность, ярость, апатия — примерно в такой последовательности у желто-синей болельщицкой братии менялись чувства и эмоции в этот траурный для футбольной Бразилии вечер. После седьмого пропущенного Жулио Сезаром мяча люди на трибунах нервно смеялись. Смеялись — и осмеивали своих незадачливых «героев», громогласно требуя от немцев еще и еще голов. За какие-то полтора часа на смену коллективной мечте пришли полное опустошение и безразличие.
Случись подобный конфуз с условной сборной Италии, мне страшно представить масштаб разрушений в городе. Все-таки хорошо, что при всей схожести темпераментов бразильцы — не итальянцы. Они по складу характера, менталитету ребята в целом более добродушные и отходчивые. Только что безутешно плакали — и вот уже лучезарно улыбаются. Чего-чего, а жизнерадостности сынам и дочерям самой большой страны южно-американского континента не занимать. Наверное, поэтому Белу-Оризонти и избежал в ночь после «Минерасао» (оперативно придуманное местными СМИ название пережитому позору) серьезных потрясений. Свое «фи» нашкодившим футболистам они выразили еще на арене — уничижительным, громогласным «фу». И более к этой теме не возвращались.
Всю ночь в центре города было шумно. Но это, к счастью, были не те волнения, что заставляют полицейских сжимать рукоятки резиновых и деревянных дубинок, а случайных прохожих — шарахаться в подворотни от фанатов. Белу-Оризонти перенес неудачу стоически. Погрустил — и успокоился. Туристу, далекому от болельщицких переживаний и только приехавшему в город, было бы невероятно сложно угадать исход матча по внешним признакам — эмоциям местной молодёжи. Те, кто действительно воспринял поражение как личное горе, видимо, предпочли пережить его наедине с собой. Удрученных лиц на центральных улицах города мне практически не встречалось. Зато радостных, возбужденных — несчетное количество!
На муниципальном фан-фестивале в престижном районе Савесси, организованном городскими властями в качестве альтернативы аналогичному детищу ФИФА, жизнь била ключом. Молодежь активно заправлялась пивом, пела песни и танцевала. Допускаю, что в случае победы Бразилии масштаб народных гуляний в городе был бы еще больше, но и так его размах впечатлял.
Девушки на выданье, поплакав в платочек, заново подкрасили губки, подрисовали глазки — и во всей красе вышли в люди. Кто в поиске сиюминутного развлечения и утешения, а кто-то, наверное, и с тайной надеждой на встречу своего принца. Белу-оризонтские красавицы направо и налево дарили свои улыбки мужчинам. И даже немцы, еще парой часов назад бывшие непримиримыми противниками бразильцев, не чувствовали себя чужими и нелюбимыми на этом празднике жизни. Обмен беззлобными колкостями ни одну из сторон совершенно не напрягал.
Пиво на грандиозной футбольной вечеринке лилось рекой. Но что поразительно: откровенно «некондиционных», агрессивно настроенных товарищей почти не наблюдалось. Обстановка вокруг была настолько благодушной, что никому и в голову не приходило бить витрины магазинов, переворачивать автомобили или устраивать кулачные бои. Усиленные наряды полиции остались практически без работы. Пара десятков незначительных инцидентов не в счет — такие вещи в местах массового скопления людей неизбежны. Главное, что массовых беспорядков безобразная игра сборная Бразилии не спровоцировала.
Поджог нескольких автобусов на стоянке в Сан-Паулу остался единственным серьезным ЧП на футбольной почве. Впрочем, по меркам огромной Бразилии это не такое уж и крупное происшествие. Могло быть хуже, гораздо хуже. Мрачные прогнозы на сей счет не оправдались — и славно.
Не сомневаюсь, что в матче за третье место в столице, молодом городе Бразилиа, «селесао» снова выступят при аншлаге. Бразильский люд — он такой, впечатлительный, обидчивый, но не злопамятный. Сколари уже принес соотечественникам публичные извинения за «Минейран» и, есть у меня ощущение, они будут приняты.