25 августа группа заемщиков вышла с пикетом к зданию Центробанка. Они боятся оказаться без квартир. Люди набрали ипотечных кредитов в долларах, франках и иенах, и теперь должны банкам в два раза больше, чем пять лет назад. Сейчас им не хватает денег даже на ежемесячные взносы.
Валютное рабство
Неподалеку от Банка России под дождем в шеренгу выстроились клиенты ОТП Банка и Кредит Европа Банка. Несколько лет назад они решились на нестандартный ход — оформить заем в валюте. Кто-то взял ипотеку в долларах, кто-то в швейцарских франках. Курсовые колебания заставили их понять, что это была не слишком удачная идея. Мало того что ипотека в России сама по себе — тяжкое бремя, так подорожание франка и доллара относительно рубля сделало долги неподъемными.
Заемщики доведены до отчаяния. Они настроены воинственно и готовы сражаться до последнего. Инициативная группа подготовила несколько кричалок, которые адресованы государству и Центробанку. Среди них: «Валютная ипотека — рабство в 21-м веке», «Одна квартира по цене четырех», «Банкирам премии — людей на улицу», «Валютные риски пополам с банком», «ЦБ, мы больше не можем затягивать пояса — дальше некуда». Были даже плакаты с надписями на грани провокации: «Кто правит страной — банкиры или президент?». И, наконец, крик души: «Остановить ипотечный геноцид!». Аналогичное мероприятие состоялось 12 августа у центрального офиса ОТП Банка. Тогда погода была солнечная, хорошая, и некоторые пикетчики привели с собой маленьких детей.
По словам участников пикета, девальвация рубля поставила их в очень сложное положение. На выплаты ежемесячных взносов им просто не хватает денег — долговая нагрузка в некоторых случаях выросла в два раза. Они задаются вопросом: «Почему Банк России оказал помощь банковской системе во время кризиса в 2008 году и сейчас готов поддержать банки, попавшие под санкции, а простые заемщики остаются наедине со своей бедой?» Участники акции утверждают, что ЦБ не вмешивается в эту ситуацию, а на их запросы отвечает отписками.
Защитная реакция
Сейчас на имя главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной направлено очередное обращение от лица пострадавших заемщиков. Клиенты банков предлагают регулятору ограничить валютный риск 10-15-ю процентами или же перевести основной валютный долг в рубли, по курсу на дату выдачи кредита. Участники пикета говорят, что в ОТП Банке на их проблему никак не отреагировали. В ОТП Банке «Ленте.ру» рассказали, что с некоторыми клиентами сейчас ведутся переговоры о реструктуризации на индивидуальных условиях. «Но отдельные заемщики оказались не готовы к конструктивному обсуждению сложившейся ситуации. Их требования в ультимативной форме сводятся к прощению существенной части долга», — заявила руководитель пресс-службы ОТП Банка Виктория Бакаева.
Представитель инициативной группы валютных заемщиков Михаил Семионов рассказал в беседе с «Лентой.ру», что оформить ипотеку в швейцарских франках ему предложили непосредственно в банке. Изначально Михаил планировал брать заем в рублях. В 2008 году он отправил в ОТП Банк заявку, затем с ним связались и сообщили, что требуемую сумму (4 миллиона рублей) одобрить не могут. Зато предложили сразу два альтернативных варианта — либо брать 3,5 миллиона рублей, либо 170 тысяч швейцарских франков (эквивалент 4 миллионов рублей по курсу 2008 года). Клиент выбрал второе.
Теперь он считает, что его обманули дважды — сперва государство, затем банк. «В 2008 году со всех телеэкранов первые лица говорили, что рубль будет крепнуть, что нас ждут годы стабильности. В банке также сказали, что швейцарский франк — самая надежная валюта в мире, курс которой не будет меняться, по крайней мере, лет пять. За это время я рассчитывал расплатиться с банком», — говорит господин Семионов. Ипотека была оформлена по хорошим для российского рынка условиям — под 9,2 процента годовых. Ежемесячный платеж составлял 33 тысячи рублей. Но за шесть лет курс франка подскочил в два раза — с 22 до 40 рублей. Теперь Михаил должен платить банку 65 тысяч в месяц, а основной долг составляет примерно 7 миллионов рублей.
Он и другие заемщики регулярно выходят на пикеты, чтобы привлечь внимание властей к своей проблеме. Господин Семионов привел пример Венгрии, в которой действует закон, защищающий заемщиков от курсовых колебаний. Так, если валюта, в которой оформлен кредит, дорожает слишком сильно, клиент может выплачивать его по курсу на дату подписания договора. «Но мы не требуем таких жестких мер. Мы хотим, чтобы валютный риск был ограничен. Да, мы сами согласились на валютную ипотеку и теперь готовы платить и переплачивать, но никак не в два раза. Максимум на 10-15 процентов больше», — заявил представитель инициативной группы валютных заемщиков.
Золотое правило
Подписываясь под кредитным договором, участники сегодняшнего пикета нарушили золотое правило — бери заем только в той валюте, в которой получаешь зарплату. Особенно осторожным надо быть с таким долгосрочным инструментом, как ипотека. На горизонте в пять-десять лет даже самые надежные и незыблемые валюты приходят в движение. Случиться может что угодно, поэтому не стоит верить ни банкам, ни государству, которые обещают стабильные курсы. 26 августа 2008 года доллар стоил 24,44 рубля, 26 августа 2014 года — 36,12 рублей. Курс швейцарского франка на те же даты — 22,23 и 39,40 рубля. Соответственно возросла долговая нагрузка на заемщиков ОТП Банка и Кредит Европа Банка.
Директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко отмечает, что рост курса швейцарского франка — общемировая тенденция. По отношению к доллару он вырос почти на 30 процентов, к евро — на 40 процентов. Чтобы спрогнозировать такие курсовые изменения, нужно обладать повышенным уровнем финансовой грамотности. Господин Симоненко считает, что оформление валютных кредитов слишком рискованное предприятие, которое грозит потерей заложенного имущества. В беседе с «Лентой.ру» он выразил мнение, что Центробанк вряд ли пойдет навстречу заемщикам. Так что им придется разбираться с проблемой самостоятельно.
Но они пока не теряют надежду. Следующий пикет запланирован на 22 сентября. Ожидается, что число участников будет расширено за счет клиентов Банка Москвы, которые несколько лет назад оформили ипотеку в японских иенах.