Подводя итоги года, президент России Владимир Путин последовательно встречается с представителями власти и общества. С правозащитниками, журналистами и бизнесом он уже обсудил волнующие их вопросы. А в понедельник пригласил в Кремль парламентариев. «Работать быстро, энергично, слаженно!» — задавал темп Путин. Но гости не спешили, каждому хотелось выговориться. «Лекции не надо читать в Кремле, тут умные люди собрались!» — поторапливал многословных коллег Жириновский.
В понедельник под большим куполом Екатерининского зала Кремля президент вручал государственные награды. Едва «заслуженные» и «почетные» лауреаты покинули зал, как на те же красивые стулья, напоминающие троны, уселись парламентарии.
«Хочу вас поблагодарить за очень конструктивную, слаженную совместную работу. Сделано было немало», — приветствовал их Путин. Но не стал уточнять, сколько именно законодательных актов было принято. Уж им ли не знать!
Путин не отрицал, «ситуация непростая и предстоит сделать еще больше». «Чтобы ритмично, слаженно и эффективно работать, нужна координация всех ветвей власти», — заметил президент. В этот момент даже речь его стала энергичнее. «Быстро, слаженно», — повторил он.
По правую руку от президента сидела спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Мастерица одеваться ярко, в этот день она была в строгом черном костюме. Матвиенко выступала с чувством. Она говорила о том, что уходящий год был знаковым, он дал нашим гражданам чувство гордости за страну, укрепил чувство патриотизма и выявил особую миссию России в мире.
«Что касается непростой нынешней ситуации, Владимир Владимирович, — вздохнула Матвиенко. — Знаете, иногда приходит такая мысль, что, может быть, нам нужна была такая встряска, чтобы наконец начать решать те проблемы, которые были и до кризиса».
Но заканчивать выступление на минорной ноте не стала. «У России огромный запас прочности и огромная выживаемость. И нет никаких оснований для паники, хотя кое-кто и пытается нагнетать ситуацию», — уверенно заявила спикер.
Уверенности в своей правоте ей, видимо, придавал вывод, к которому пришли парламентарии, изучая решения, принятые в далеком 1954 году. А именно: передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР было незаконным, «волюнтаристским актом». И чтоб не бросать слова на ветер, вывод этот Совфед намерен выразить в законопроекте.
Следом за Матвиенко на трибуну вышел спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Из его слов выходило: есть основания для паники или нет, а следить за рублем надо. Для этого Госдума создаст межфракционную группу по контролю за ситуацией на финансовых рынках.
Неспроста в минувшую пятницу в оперативном порядке был принят закон о докапитализации российских банков в объеме до 1 триллиона рублей. «Эти средства выделяются не на биржевые спекуляции, а на поддержку банков, поддержку вкладчиков», — указал Нарышкин.
И тут, воспользовавшись моментом, спикер Госдумы рассказал президенту о беспокоящем его «недоразумении» в совместной работе с правительством. «Порой выходят странные поручения в адрес профильных министерств: ограничить до минимума информацию, поступающую в Государственную Думу, чтобы держать депутатов подальше от бюджетных вопросов», — пожаловался Нарышкин.
Затем слово взял председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Его подробный доклад о предстоящей офшорной амнистии занял почти полчаса. Что, видимо, разозлило Владимира Жириновского.
«Лекции не надо читать в Кремле, тут умные люди собрались!» — как всегда, не постеснялся в выражениях лидер ЛДПР.
Но он и сам наговорил немало. Вспомнил отчего-то и литературу: «Дети до сих пор считают, что главный герой "Муму" — Герасим! Дворник, который топит маленькую собачку. Вот так у нас учат в школах! А главный герой — барыня! У нее усадьба, положение, состояние, а он — мигрант, как он может быть героем?»
После столь эмоционального выступления Путин призвал парламентариев не действовать с позиции популизма и не принимать решений, разрушающих основу экономики. Напор Жириновского все-таки не сбил собравшихся с толку. И разговор, причудливо вильнув в сторону литературы, вернулся к экономике.
«Наша экономика по-любому приспособится к этим условиям, но время нужно какое-то», — сказал Путин. И повторил то, что уже говорил на своей большой пресс-конференции: рано или поздно энергоносителей будет не хватать. Но если это не произойдет «рано», то экономика России сможет приспособиться и к низким ценам на нефть.
«Осознав, что предстоит пройти через непростые времена и в экономике, и в социальной сфере, мы должны будем действовать в высшей степени профессионально, своевременно, слаженно», — в третий раз подчеркнул Путин.
К слову, он сообщил о статистических данных, удививших его самого: товарооборот между Россией и США увеличился на 7 процентов. Растут объемы торговли и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отток капитала из России по итогам 2014 года составит 120-130 миллиардов долларов, привел цифры президент. Но их верность поставил под сомнение. И уточнил, что половина этой суммы — не вывоз капитала, а обменные операции. Президент признал: да, россияне «ушли из рубля и поменяли на другие валюты, доллар, евро». «Но это деньги, которые остались в стране, они никуда не делись», — уверен Путин.