Неожиданно для всех президент Франции Франсуа Олланд объявил о новом раунде переговоров по украинской проблематике. На пресс-конференции в Париже он заявил, что переговоры пройдут сначала в Киеве в расширенном составе с участием США, а затем Олланд и Меркель поедут в Москву, чтобы обсудить украинскую ситуацию с российским коллегой Владимиром Путиным. «Лента.ру» проанализировала, о чем могут вести речь президенты.
О внезапном приезде Олланда и Меркель в Москву стало известно из пресс-конференции французского президента. В тот момент, когда мировые СМИ распространили новость о помощи украинским властям со стороны США, французский глава государства сообщил, что компанию Джону Керри в Киеве составят и европейские лидеры. Причем в графике канцлера ФРГ на 6 февраля до сих пор значится встреча с премьер-министром Ирака. Правда, перенесенная на три часа раньше. Это означает, что, посетив в четверг Киев, Меркель планирует вернуться в Берлин и уже оттуда направиться в Москву. Впрочем, резко в этот день поменялись планы не только у фрау Меркель — Владимир Путин, в свою очередь, должен был вылететь рано утром в Черкесск и провести там заседание президентских советов по межнациональным отношениям и русскому языку. Но мероприятие отменили, а чуть позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил встречу Путина, Меркель и Олланда в Москве.
Также на пресс-конференции Олланда выяснились некоторые важные подробности очередного раунда дипломатического противостояния. Любопытно, но о готовности идти на компромиссы Олланд заявил практически сразу, без лишней лирики. «На Украине идет война, которая может превратиться в тотальную, — подчеркнул в Елисейском дворце Олланд. — Поэтому мы с Ангелой Меркель приняли решение выдвинуть эту инициативу с целью не просто поговорить, но найти формулировки, которые были бы приняты всеми сторонами. Поэтому сначала мы едем в Киев, а затем к Владимиру Путину». Интересно, что наряду с заявлением французского лидера в информационное поле попала контролируемая утечка информации от источников, которые утверждают, что республикам Новороссии будет предложен «неопределенный статус».
«И это единственно возможный вариант, — считает заместитель директора Института стран СНГ, политолог Владимир Жарихин. — Об этом говорит и мировой опыт. В такой ситуации невозможно решить проблему окончательно и определить статус территорий. Продолжение разногласий по статусу — это продолжение военных действий. А решение об отложенном статусе — это заморозка конфликта».
Кремль в ответ прокомментировал важные для Москвы позиционные точки: помощник президента РФ Юрий Ушаков выразил надежду, что в новом плане будут учтены предложения Путина. И напомнил об известном письме российского президента своему украинскому коллеге Петру Порошенко, в котором предлагался немедленный отвод тяжелой артиллерии. Если бы это было реализовано, то «может быть, удалось бы избежать кровопролития последних дней», — заметил Ушаков. Кроме того, стимулом для встречи, по его мнению, стали «многочисленные инициативы, которые в ходе телефонных переговоров с Меркель, Олландом и Порошенко наш президент высказывал в последнее время».
Отход от Минска
Рассмотренные в совокупности заявления — как европейских лидеров, так и различного рода «источников», оставляют весьма прихотливое политическое послевкусие. Например, слова французского президента о неприемлемости вступления Украины в НАТО — это один из самых очевидных дипломатических шагов, сделанных за последние месяцы в сторону России. В этом же контексте хотелось бы рассматривать и контролируемую утечку о предполагаемом статусе республик Новороссии. Да, понятно, что это всего лишь исходные переговорные позиции, но зафиксировать некоторые изменения в точке зрения европейских лидеров будет нелишним.
Руководитель украинского бюро Центра политических технологий Георгий Чижов
«Приднестровье — это все-таки административно завершенная территория. На Донбассе возможно создать некий анклав со временным статусом, который не будет подчиняться Киеву. Но надо понимать, что он будет на содержании России. Поскольку сами себя они обеспечить не смогут, а Украина максимально ограничит финансирование этой территории».
И это чревато важными последствиями: например, стороны вполне могут прийти к смене формата переговоров. Ранее, напомним, функцию регламентирующего документа возлагали на Минский протокол, а когда стало понятно, что выполняется он с большим трудом, стороны пытались найти приемлемую конфигурацию в разных составах переговорщиков — «женевском» (Москва, Вашингтон, Брюссель и Киев) или «нормандском» (где Запад представляют официальные Берлин и Париж).
Всем ясно, что минский формат не оправдал себя в полной мере. Слишком быстро меняется ситуация, а если ее оценивать критериями сентября прошлого года, то видно, насколько изменилась форма, глубина и протяженность так называемой линии соприкосновения, а также количество и качество вооружения, сосредоточенного в зоне боевых действий. Но самое главное, в документе нет четкого понимания, что может послужить основой для мирного урегулирования — к примеру, минское соглашение в своей основе имело тезис о российских войсках на территории Украины. И реализация любых договоренностей наталкивалась, прежде всего, на реакцию Москвы, которая наотрез отрицает наличие вооруженных сил РФ в зоне столкновения.
Поэтому с самого начала 2015 года в дипломатических и аналитических кругах звучали предложения об изменении формата переговоров, предполагающем более широкое участие заинтересованных сил. Помимо России, Украины и Европы политологи предлагали в официальных консультациях представителей самопровозглашенных республик, которые уже спустя месяц после подписания минских бумаг провели выборы, сформировали органы власти и действуют теперь в качестве государственных образований. Одно только это диктует необходимость изменений в формате переговоров. Однако до последнего момента против отхода от минского протокола выступала канцлер Ангела Меркель.
Перемен!
Теперь, похоже, ситуация опять изменилась. Об этом может свидетельствовать пусть и обособленное, очень формальное, едва заметное, но все же участие США в переговорном процессе. Визит государственного секретаря США Джона Керри в Киев чудесным образом совпадает с приездом европейской делегации, а значит, Вашингтон, Париж и Берлин чуть ли не впервые за последнее время «сверят» свои показания и приедут в Москву с новыми инициативами. С этим согласны эксперты, опрошенные «Лентой.ру». Они отмечают, что совсем недавно обсуждения могло и не быть, потому что в то время украинская армия успешно наступала. «И это устраивало всех на Западе, — уверен первый заместитель комитета Госдумы РФ по международным делам, политолог Вячеслав Никонов. — А сейчас, когда они терпят поражение, не устраивает».
Собственно, одно только это позволяет вести весьма интенсивный диалог с западными партнерами. И если источник прав, и республики Новороссии находятся на пороге приобретения нового статуса — это будет своего рода прорыв, поскольку до сих пор западные партнеры не придавали особого значения новым административным образованиям на территории вчерашней Украины. Что в отдаленной перспективе ставит республики Новороссии в принципиально новое положение.
Рабочий визит французского и немецкой глав государств в Москву состоится в пятницу, в 17:00. До этого в течение нескольких часов пройдут экспертные консультации переговорных команд из всех трех стран.