«Спутник» надеется взлететь за счет специализации

Российский стартап, созданный «Ростелекомом», рассчитывает продвинуть на рынок свой поиск и мобильные приложения

Фото: sputnik.ru

В 2014 году на российском рынке неожиданно появился новый поисковый портал — «Спутник». На прошлой неделе он анонсировал мобильный браузер. О новом продукте молодой компании и о том, как стартап планирует окупить инвестиции, «Лента.ру» узнала в интервью с директором проекта «Спутник» Максимом Хромовым.

«Лента.ру»: Уже больше полугода прошло с запуска «Спутника», но остается вопрос, зачем нужен государственный поисковик, когда уже есть другие.
 

Максим Хромов: Поиск поиску рознь. Есть поиск как технология, а есть поиск как продукт. На одной технологии можно сделать разные продукты. Тем более что в интернете у каждого пользователя в арсенале может быть сразу несколько решений на разные случаи жизни. Тут он развлекается, тут получает образовательный и развивающий контент, тут покупки совершает. И у каждого из этих ресурсов будет какое-то решение на базе поисковых технологий. Специализация всегда решает, потому что невозможно объять необъятное. Наш фокус — государство и социальная сфера в интернете.

Словосочетание «государственный поисковик», «госпоиск», появилось до запуска проекта, и разные люди вкладывают в него разный смысл, не всегда соответствующий действительности. Все-таки «Спутник» нельзя сравнить, например, с госуслугами как с государственным ресурсом. Наш проект инициирован национальным оператором связи — «Ростелекомом».

Под госпоиском мы понимаем «поиск по государству», поиск, ориентированный на государство — это уже гораздо ближе к ответу на вопрос о том, зачем он нужен и чем отличается от других. Концепция «Спутника» как навигатора по государственным и социально важным сервисам и информации появилась в 2013 году как один из пунктов стратегии «Ростелекома», стремящегося распространить свои интересы за пределы провайдерского бизнеса, выйти на рынок контента и сервисов, как это делают все крупные операторы связи.

Такая концепция исходит из того, что в сети сегодня очень быстро растет именно государственный сектор — государственные сервисы, услуги, данные, официальные источники информации. Повседневная жизнь граждан и их взаимодействие с бюрократической машиной и социальной инфраструктурой уходит в интернет. Через 5 лет это будет большой сегмент интернета, если измерять в количестве пользователей, ресурсов, информации, чего угодно еще.

На какую долю рынка вы рассчитываете? Сейчас, по данным экспертов, она менее процента.

У нас есть амбиции стать одним из ключевых порталов Рунета, войти в топ-10. Сейчас проект живет в бета-режиме, с точки зрения нашего инвестора мы пока даже не находимся в «промышленной эксплуатации». Интернет-технологии так устроены, что в какой-то момент их становится невозможно развивать дальше без реальных пользователей. Собственно, бета-режим он именно для этого. Сейчас задача — доработать продукт, нет никакого маркетинга и продвижения. Поэтому история о том, что у нас сейчас должна быть какая-то доля рынка, — несколько надуманная.

Есть ли на рынке другие успешные примеры столь нишевых проектов?

Как я уже сказал, поиск — это технология, позволяющая сделать различные продукты. «Спутник» в первую очередь — это портал, где кроме поиска по сайтам есть целый набор поисковых сервисов и вертикальных поисковиков по разным нишам.

Сервис «Лекарства» ищет по базе лекарств и аптек, эти данные не в интернете найдены, а предоставлены по API самими аптечными сетями. Сервис «Мой дом» ищет по адресам и показывает организации, социальную инфраструктуру — эти данные мы получаем от партнеров, государственных ведомств, региональных и муниципальных властей. Сервис «Афиша для детей и родителей» ищет по мероприятиям, которые мы также получаем напрямую от организаторов и от наших партнеров.

Если же говорить про нишевые поисковые сервисы, то их довольно много. Всем известный Price.ru ищет по товарам, DuckDuckGo делает ставку на конфиденциальность. «Спутник» сфокусирован на государственной и социальной информации, усиленной безопасности для семейных пользователей.

Как вы планируете окупить столь дорогой проект, как поисковик, работая в узкой нише?

Эта ниша только кажется узкой, но на самом деле у нее большой потенциал. Через 3-5 лет ниша сайтов и сервисов для взаимодействия граждан с государством и социальной инфраструктурой станет очень заметным сегментом Рунета. И это будут не только официальные государственные сайты, но и коммерческие проекты, стартапы на основе государственных API и открытых данных. Потенциал аудитории в этом сегменте — все граждане России, пользующиеся интернетом. По прогнозам, через 5 лет таких будет 85 процентов населения страны. Очевидно, что этом сегменте интернета будут востребованы и инфраструктурные ресурсы, платформы, помогающие пользователям ориентироваться, — именно таким мы видим портал «Спутник».

Бизнес-модель, заложенная в проект, состоит из двух направлений. Во-первых, это традиционные для портала рекламная и транзакционная модели. До выхода из бета-режима рекламу мы не размещаем, но сейчас прорабатываем нашу политику в этом направлении, чтобы реклама на «Спутнике» и доход приносила, и сохраняла наши общие ценности, и не захламляла сайт. Транзакционная модель уже сейчас приносит какие-то совсем небольшие деньги — в сервисе «Мой дом» пользователи оплачивают ЖКХ, детские сады, мы получаем небольшую комиссию. Второе направление — дистрибуция технологий, включая white label. Наши технологии могут иметь более широкое применение, чем только портал sputnik.ru. 

Каков объем инвестиций в проект? СМИ сообщали о 20 миллионах долларах.

Объем инвестиций никогда не комментировался и не раскрывался. Важно, что это вложения «Ростелекома», а не государства. И не только финансовые, компания предоставляет инфраструктуру, технологии и компетенции, которые помогают «Спутнику» развиваться.

В чем выражается ваш курс на государство в интернете?

Выражается прежде всего в тех задачах пользователей, которые мы хотим решать, — помогать найти нужную информацию или сервис, помогать получить нужную услугу. Вот пример. Недавно мы начали тестировать новый поисковый сервис с рабочим названием «правовая коллекция» — когда машина понимает, что человек ищет какой-то государственный документ, закон или правовой акт, она сразу предлагает ему ссылку на этот документ на официальном или проверенном источнике — на сайте правительства РФ, Кремля, налоговой службы, соответствующего суда или, скажем, «Консультанта». Это тысячи документов в базе. Люди ищут массу правовой информации от «срока исковой давности» до запросов типа «115 ФЗ».

В «Спутнике» эти документы появляются в результатах поиска выше естественной выдачи. То есть невозможно оптимизировать какой-то сайт так, чтобы он стал в поиске заметнее официального. Также работает наш сервис «Удобная Россия» — это набор поисковых подсказок как пройти ту или иную бюрократическую процедуру, получить документ, справку, льготу.

Но сейчас и в «Яндексе» по таким запросам в верхних строчках выдаются официальные сайты. Как вы сможете переиграть сервис, который развивается уже 17 лет. Взаимодействие с органами, ручное редактирование выдачи?

Суть нашего подхода в том, что никакая верификация или ручное редактирование на самом деле не нужны — мы получаем данные напрямую из официальных источников. Когда машина понимает, что пользователь ищет какой-то закон, — она обращается в базу правовых документов, которые находятся на официальных государственных сайтах или ряде специализированных источников типа «Консультанта». Найденный документ показывается на первом месте с пометкой «Правовой документ», а ниже идет естественная выдача из индекса — что-то, что найдено про данный закон на других сайтах или, например, в новостях.

Проще говоря, поиск идет одновременно по двум базам — индексу Рунета и специальной коллекции правовых документов из официальных источников. Такой подход позволяет гарантировать пользователю быстрый доступ к первоисточнику, защищенный от любых оптимизаторских манипуляций. В то же время дает нам возможность развивать такой кластер информации дальше — пополнять коллекцию правовых документов, добавлять новые возможности работы с ними.

Тот факт, что «Спутник» стартовал на пять-десять-пятнадцать лет позже популярных сегодня технологических проектов, мы рассматриваем как преимущество. Изучение чужого опыта позволяет экономить ресурсы. Например, создавая карты «Спутника», был сделан выбор в пользу картографической основы OpenStreetMap — открытой платформы, развиваемой сообществом энтузиастов по всему миру. С одной стороны, нам это позволило не разрабатывать карту с нуля. С другой стороны, мы полностью отрисовали собственную графику, наполнили карты информацией и объектами, полученными в совместной работе с региональными властями.

«Спутник» все-таки установят на компьютеры чиновников?

Этот вопрос правильнее будет адресовать самим чиновникам. Мы же сейчас больше сосредоточены на получении государственных данных для наполнения сервисов. Мы с самого начала стараемся развиваться как федеральный проект, а это значит, что сервисы должны одинаково хорошо работать и в Москве, и в Якутске.

Летом мы начали плотно заниматься региональным развитием: заключаем соглашения о сотрудничестве с более чем десятком субъектов. В июле запустили представительство в Сибири, задача которого заключается именно в работе с поставщиками данных для сервисов (как с государственными, так и с коммерческими, например с аптечными сетями).

Но с государством вы все-таки столкнулись. Какое отношение ваш портал имеет к проекту «Спутник», который запустило МИА «Россия сегодня»? Как будете существовать в одном пространстве?

Это интересная история, поскольку два «Спутника» никак между собой не связаны и появились независимо друг от друга. Мы существуем не совсем в одном пространстве. Мы технологическая компания, наш «Спутник» про технологии и про сервисы. «Спутник» МИА — это СМИ (радио и новостные порталы, созданные, как я понимаю, на базе «Голоса России»). Мы нацелены на внутреннего потребителя, на граждан России, на российскую социальную инфраструктуру, а их задача — вещание в других странах на других языках. Тем не менее после запуска Sputniknews возникла некоторая путаница. Можно даже было встретить сообщения, что «Спутник» компании «Ростелекома» запустил новостной портал в какой-то очередной стране. Хороший пример в пособие о пользе проверки фактов.

Какие взаимоотношения у «Спутника» и «Ростелекома»?

Как у стартапа и инвестора. Инвестор своим масштабом дает большие возможности, но и многого требует. При этом активно участвует в развитии компании и сервисов в лице вице-президента Алексея Басова. Он глубоко погружен в процесс от верхнего стратегического уровня до уровня конкретных технологий и сервисов. Например, он принимает участие в разработке браузера, встречается с командой два раза в неделю, генерирует идеи.

В режиме открытого тестирования у нас есть пространство для экспериментов, ошибок и проверки определенных гипотез.

Если вы стартап, то должен быть срок выхода на прибыль, когда он наступает?

У большинства инвестиционных проектов «Ростелекома» срок выхода на полную окупаемость составляет около 5 лет. Мы существуем в таких же рамках. 

Но каждый стартап имеет план развития, что планируете в этом году?

Текущие цели связаны с выходом в коммерческую эксплуатацию, то есть выходом из беты: доиндексировать Рунет, довести технологии и сервисы до пригодного к дистрибуции состояния, запустить несколько новых сервисов, например, мы уже запустили браузер для мобильных устройств.

И последний вопрос о свежеанонсированном браузере. Как он вписывается в вашу стратегию? За счет чего он сможет конкурировать с распространенными уже программами для веб-серфинга?

Браузер как раз является частью создаваемой экосистемы сервисов «Спутника». На мобильных устройствах проще запустить приложение, чем набирать адрес страницы в браузере. К тому же мы надеемся на синергетический эффект с выпущенными ранее приложениями «Мой дом» и «Лекарства».

Технологически браузер ориентирован на семейное использование, поэтому он снабжен встроенной системой защиты от вредоносной активности, имеет «детский режим», а также поддерживает возможность анонимной работы и голосовой ввод. «Спутник» помогает обозначить орбиту, в которой каждый член семьи будет пользоваться сетью безопасно в соответствии со своими потребностями и опытом.

Обсудить
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Они так видят
Самые популярные фотографии Instagram за ноябрь
Тренируйся, как ангел
Чем занимаются топ-модели в спортзале
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить