23 февраля, когда в России отмечался День защитника Отечества, президент Украины Петр Порошенко заявил, что сделает все возможное для возвращения Крыма. «Проснемся ли мы в один день, узнав, что началась война?» — прозвучал прямой вопрос в вечернем эфире ВГТРК. Адресовался он президенту России Владимиру Путину. И вся страна услышала, что такой «апокалиптический сценарий» маловероятен. Между тем за два дня до этого интервью Путин предупреждал — невозможно добиться военного превосходства над Россией. Значит, к войне готовы, но войны не будет.
Выступая на торжественном вечере, посвященном Дню защитника Отечества, Владимир Путин предостерег мир от «иллюзий, что возможно добиться военного превосходства над Россией, оказать на нее какое бы то ни было давление».
«На подобные авантюры у нас всегда будет адекватный ответ», — отметил российский президент. Он перечислил причины своей уверенности: за последние годы многое сделано для повышения эффективности системы военного управления, для формирования группировок войск на важнейших стратегических направлениях, успешно реализуется масштабная программа перевооружения армии и флота, в том числе активно совершенствуется система воздушно-космической обороны и ядерные силы. «Это гарантия глобального паритета, — уверен Путин. — Будем и впредь делать все необходимое, чтобы вооруженные силы уверенно наращивали свой потенциал. Подчеркну: при любых обстоятельствах планы военного строительства будут выполнены, в этом нет никакого сомнения».
Эти слова прозвучали тревожно. Но последовавшее затем интервью с телеведущим Владимиром Соловьевым продемонстрировало: Россия настроена миролюбиво. Путин даже сравнил войну с Украиной с апокалипсисом и выразил надежду, что такое не произойдет никогда.
«Я не хочу давать никаких советов», — начал разговор Путин. И продолжил все-таки советом: руководство такой большой европейской страны, как Украина, прежде всего, должно вернуть страну к нормальной жизни, наладить экономику, социальную сферу. А также урегулировать отношения с юго-востоком страны, обеспечить законные права и интересы людей, проживающих в Донбассе.
В связи с заявлениями о возврате Крыма российский президент напомнил, что люди, проживающие в Крыму, сами сделали свой выбор и к этому надо относиться с уважением. «Год назад как раз, когда я выступал перед депутатами Федерального собрания по этому поводу, — напомнил Путин, — я говорил, что Крым — он как был, так и останется и русским, и украинским, и крымско-татарским, и греческим — там же и греки живут, и немецким. Он будет домом для всех этих народов».
«Мы говорим — гражданская война. Украина говорит: "Нет, это прямое вторжение России". Почему мир не видит правду?» — задавался вопросом ведущий. «Не хочет, — уверен Путин. — Наверное, несколько неаккуратное мое замечание в ходе визита в Венгрию имело какое-то действие, когда я сказал, что обидно проигрывать вчерашним шахтерам и трактористам. Неприятно проигрывать и России, но как-то менее унизительно. Но вообще это все чрезвычайно плохо: и попытки оправдать поражение, и попытки свалить это на Россию. Но самое плохое — это раздувание конфликта между Украиной и Россией или попытки раздувать этот конфликт».
Не желают замечать европейские лидеры и нацистской идеологии киевских властей, уверен российский президент. Но при этом выражают «искреннее желание найти такие компромиссные решения, которые привели бы к окончательному урегулированию». Путин подчеркнул, что гарант мира на Украине — минские соглашения и их неукоснительное исполнение. В то же время, отметил он, то, что говорят в Киеве, порой вызывает удивление.
«Заявление, что некоторые сотрудники нашей администрации принимали участие в трагических событиях на Майдане, — привел пример Путин. — Это полная ерунда! Просто удивляешься, откуда это берется. Но я бы попросил украинское руководство быть повнимательнее в заявлениях». Напомним, накануне глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко обвинил помощника президента России Владислава Суркова в том, что тот якобы руководил иностранными снайперскими группами на майдане Незалежности в феврале 2014 года. К слову, МИД России назвал эти заявления «бреднями, достойными психлечебницы».
На вопрос о том, есть ли сейчас доверие между руководителями европейских стран, президент ответил: «Абсолютную доверительность не в каждой семье можно найти, а на международном уровне еще сложнее. Мне представляется, что мы друг друга понимаем и друг другу доверяем». С президентом Украины Петром Порошенко также сохраняется контакт. Однако новой встречи лидеров в формате «Минск-3» Владимир Путин в ближайшее время не обещает. На его взгляд, в этом нет необходимости.
«Достигнутые в Минске договоренности остались не только документом. Они же закреплены в резолюции Совета Безопасности ООН и приобрели форму международно-правового акта, поддержанного фактически всем международным сообществом, — разъяснил он. — Это уже совсем другая история, как говорится, и я очень рассчитываю на то, что это будет исполняться».
Собственно, добавить к президентским тезисам можно не слишком многое. Однако для более четкого понимания внешнеполитической линии Российской Федерации необходимо учесть и высказывание министра иностранных дел России Сергея Лаврова, прозвучавшее 23 февраля в ходе дебатов в Совете Безопасности ООН в Нью-Йорке.
Глава МИД подчеркнул, что «открытое поощрение антиконституционного госпереворота на Украине стало следствием погони Запада в целом и США в частности за иллюзией глобального господства». Также он обратил внимание на факты использования «широкого набора неприглядных методов, таких как массированное давление на суверенные государства, попытки навязывания им своих решений и стандартов в политической, экономической, идеологической областях».
По словам Лаврова, сейчас «предпринимаются настойчивые усилия по превращению Совета Безопасности в орган, штампующий решения "лидера", а поскольку это не получается — пытаются отодвинуть СБ ООН от выработки политики по главному вопросу его компетенции — поддержанию международного мира и безопасности».
Оба выступления — главы государства и руководителя внешнеполитического ведомства России исчерпывающе характеризуют позицию Москвы: конфликт на Украине рассматривается исключительно в правовом контексте. Кремль и далее готов обсуждать проблемы с позиций минских договоренностей, достигнутых лидерами России, Германии, Франции и Украины в ночь с 11 на 12 февраля. При этом Россия намерена внимательно наблюдать за действиями западных партнеров, не допуская такого развития событий, которое можно было бы трактовать как погоню за «иллюзией глобального господства».
Видео Ruptly