«Я показал Россию, какой ее видели во Франции»

Бенуа Сокаль о видеоиграх как способе самовыражения

Кадр из игры Syberia
Кадр из игры Syberia

В приключенческих квестах Syberia намеренно представлена вымышленная Сибирь, отражение западных представлений 1990-х годов о землях, прежде спрятанных за железным занавесом. Одновременно эти игры — метафора бурной истории Европы XX века. Так объяснил свой творческий замысел автор Syberia Бенуа Сокаль, выступая на конференции разработчиков мобильных игр Winter Nights, прошедшей с 9 по 10 февраля в Санкт-Петербурге. «Я показал Россию, какой ее видели во Франции», — повторяет он.

Бельгиец Сокаль, которому в июне исполнится 61 год, начал карьеру как автор и художник комиксов. Он подчеркивает, что игры для него служат той же цели, что и комиксы: это способ рассказать историю.

Убедиться в умении Сокаля придумывать захватывающие миры предлагает наиболее свежее переиздание первой Syberia — полностью переведенная на русский версия для смартфонов и планшетов под управлением iOS и Android. Сам Сокаль занят разработкой третьей части: из-за финансовых трудностей ему не удалось подготовить новинку сразу после выхода второй Syberia в 2004 году. Syberia 3 готовят для PC и всех современных игровых консолей, но основными Сокаль называет версии для мобильных платформ и шутит, что проект сейчас на той стадии, когда кажется, что доделывать его придется бесконечно.

В 2004-м Сокаль был уверен, что компьютерным играм еще предстоит проделать долгий путь, прежде чем их признают искусством. Почему сейчас он считает иначе, что мотивировало его заняться играми и в чем, на его взгляд, заключаются преимущества этого формата — об этом он рассказал «Ленте.ру».

«Лента.ру»: Несколько лет назад в интервью вы заметили, что играм предстоит еще пройти долгий путь, прежде чем их, как комиксы, признают видом искусства? Считаете ли вы так по-прежнему, и что мешает играм, по вашему мнению, получить это признание?

Бенуа Сокаль: Я мог вполне сказать это несколько лет назад, однако в 2013 году в Нью-Йоркском музее современного искусства открылась интерактивная выставка, на которой посетителям предлагали сыграть в Pac-Man, Tetris и 12 других ретроигр. А в конце 2013 года в Париже открылся музей Art Ludique — с экспозициями на тему комиксов, мультфильмов, а также видеоигр. Современный мир показывает, что мой старый тезис уже неактуален, что есть движение.

Комиксы пошли немного дальше, чем видеоигры на данный момент, потому что во Франции коллекционеры антиквариата стали охотиться за ранними выпусками комиксов. Например, оригинальный рисунок из комикса «Тинтин» был продан за два миллиона евро. Является ли это признанием комиксов как вида искусства, или это просто спекулятивное настроение рынка антиквариата, и комиксы покупают, чтобы потом перепродать, мне пока неизвестно. Но такая тенденция существует.

В лекции вы отметили, что игры можно назвать искусством, в первую очередь, благодаря истории, которую они рассказывают. Есть ли что-то еще, или это главное условие — рассказать историю?

Я не могу сказать точно, что такое искусство. Искусство — штука сложная. Когда я рос и потом начинал работать автором комиксов, мне всегда говорили, что комиксы — на самом деле не искусство. Искусство — это литература, живопись, танец, музыка. А мы такое «околоискусство». Но для меня нет четких критериев искусства. Искусство служит, чтобы выражать идеи, эмоции, чувства, противоречия — всю гамму чувств, которые испытывает человек. И комикс прекрасно для этого подходит. Он ничуть не хуже, чем другие способы самовыражения. Политические взгляды, философские концепции — все это можно изложить в комиксе. По крайней мере, так комиксы видят во Франции. Они могут быть разных направлений. Иногда даже доходит до драмы. И недавние события в Charlie Hebdo тому свидетельство. Тут, конечно, возникает вопрос свободы слова — имеет ли она границы или нет. Но это уже другая тема. В случае с компьютерными играми существует один нюанс. Они изначально были коммерческими, экономическими проектами, почти всегда стоили много денег, за редким исключением. В кинематографе есть четкая иерархическая система образования профессионалов. Ты учишься, снимаешь короткий метр, потом достигаешь определенной ступени развития и становишься режиссером, можешь снимать длинный метр. Но при этом за три с половиной франка можешь снять с друзьями на видеокамеру тоже фильм. В компьютерной индустрии таких возможностей не было до последнего времени, и только с недавних пор они начали появляться.

А игры предоставляют вам какие-то дополнительные возможности показывать вымышленные миры по сравнению с комиксами?

Сейчас я выбираю компьютерные игры. Все началось с того, что я увидел, как играет мой сын. Свет от экрана освещает его лицо, он увлечен процессом. И я подумал: «Да это же я 25 лет назад читаю комикс! Я выглядел наверняка точно так же, поглощенным происходящим». И понял: это то,что я должен сделать в данный момент. У каждой эпохи — свой предпочитаемый медиаформат. В XIX веке барышни читали французские и русские романы и вдохновлялись ими так же, как сейчас вдохновляются ребята, играя в видеоигры. В 1950-х годах, после Второй мировой, медиаинструментом стали кинотеатры. Не знаю, как в Советском Союзе, но во Франции были популярны, прежде всего, американские вестерны. И целуя подружку в полумраке кинозала, мы завидовали ковбоям, были поглощены их миром, судьбой. И спецэффекты, к которым мы теперь привыкли в блокбастерах, 3D, обеспечивающее эффект присутствия... Средства Достоевского не всегда подходят для решения современных задач. Сейчас, когда развиты путешествия, мне не нужно описание Санкт-Петербурга на 50 страницах. Я прилетел и посмотрел, как город выглядит. И это проблема, с которой сталкивается печатная продукция. В том, что эмоции теперь приходят по другим каналам.

На лекции вы заметили, что комиксы во Франции в упадке, потому что трудности у всей печатной прессы в целом. Но ведь для комиксов существуют цифровые способы распространения. Они непопулярны?

Меня очень нервирует пренебрежение новыми технологиями. Почему? Сейчас понятно, что средством доведения идей для молодого поколения стали мультимедиа. А молодежь всегда права. И нечего с ней спорить. Чем живет она, тем будут жить следующие поколения. Меня раздражает, что современная французская литература восседает на таком воображаемом троне и не хочет даже посмотреть в сторону нынешних средств коммуникации. И я существую параллельно в двух реальностях — комиксов и компьютерных игр. Поэтому надеюсь, что комиксы станут связующим звеном между этой старой архаичной системой и новой медиасистемой. Хотя даже в комиксной индустрии очень много консерваторов.

Как вы относитесь к тому, что чрезвычайно выгодной экономической моделью сейчас считаются условно бесплатные игры, в которых история имеет минимальное значение?

Я не занимаюсь экономическими вопросами. Я рассказываю истории, это моя цель. Создаю мир, реализую фантазии. Я должен вписаться в экономическую конъюнктуру. Всегда найдутся люди, для которых деньги будут на первом месте. Но я также встречал и до сих пор встречаю людей, которые хотят рассказывать истории, горят идеей. Для них игры — средство самовыражения, а не способ быстро заработать. Поэтому для меня издатели — те, для кого это призвание и профессия.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:02 19 апреля 2017
Никола Лемери выступает с публичной лекцией по химии

Достали

Зачем простой аптекарь объявил войну могущественным алхимикам
Оставить мир
Как протекает жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники
«В Крыму будет инвестиционный бум»
Председатель правления фонда ЯМЭФ Андрей Назаров — о развитии бизнеса
Владимир Путин «Кому-то нужно голову пересадить»
Как Путин отчитывал губернаторов и что с ними потом стало
Петр Лидов-Петровский: «Население стало действительно беднеть»
Почему томский пенсионер отправил Медведеву свою пенсионную надбавку
Борис Ельцин«Он умел делать так, чтобы было видно его недовольство»
Что Ельцин считал своими главными ошибками
A man looks at campaign posters of the 11th candidates who run in the 2017 French presidential election in Enghien-les-Bains, near Paris, France April 19, 2017Первый тур отыграли
В финале президентской гонки во Франции — Ле Пен и Макрон
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Северная полярная область Меркурия характеризуется резкими перепадами температур (50-400 кельвинов) и наличием в кратерах водяного льдаОсталось недолго
Как умирает ближайшая к Солнцу планета
Никола Лемери выступает с публичной лекцией по химииДостали
Зачем простой аптекарь объявил войну могущественным алхимикам
Стань травкой
Как жуткие подземные существа превращаются в растения
Другая Катынь
В 1919-1922 годах в польском плену погибло около 30 тысяч красноармейцев
Деньги из мусорки
Пока люди смотрят порно, мошенники зарабатывают на них миллионы
«Ахи-вздохи, малолетки-дуры»
Зачем MTV возвращает в эфир шоу, взорвавшее мозг целому поколению
Билл О'Рейли«Он называл ее горячей шоколадкой и кряхтел как кабан»
За что уволили американского журналиста, оскорбившего Путина
«YouTube держит нас за баранов»
Почему блогеров лишают денег, а россиян заставляют смотреть турецкие видео
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в США
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности