Газ для либералов

Как Европа слезает с «энергетической иглы» России

Фото: Paul Hackett / Reuters

Европа создает Энергосоюз — самый амбициозный проект Старого Света за последние несколько десятилетий. Эта ассоциация призвана избавить континент от привязки к российскому газу. Брюссель планирует покупать топливо в США, Туркмении, Азербайджане и даже в Иране. От независимости ЕС отделяют всего три шага. Россия же рискует сдать позиции на крупнейшем энергетическом рынке.

ЕС 2.0

Старый Свет готовится к реализации самого масштабного экономического проекта за последние 60 лет. В 1952 году было создано Европейское объединение угля и стали. Отраслевая ассоциация сформировала предпосылки для рождения ЕС. И вот теперь Брюссель объявляет о закладке первого камня в фундамент Энергетического союза. Основная цель новой структуры — либерализация топливного рынка, развитие на нем полноценной конкуренции. По замыслу европейских бюрократов, это позволит снизить цену на газ для потребителей.

Чтобы добиться своего, Европе необходимо решить три задачи.

Первое, и самое главное, — слезть с «газовой иглы» России. В интервью британской The Guardian еврокомиссар по Энергосоюзу Марош Шефчович сказал, что для этого ЕС построит альтернативный «Южный поток». Он пройдет через Иран, Ирак, Туркменистан, Азербайджан и Турцию. По оценке Шефчовича, крупнейшая в мире труба будет стоить около 45 миллиардов долларов.

В этот план хорошо вписывается реанимация проекта Nabucco. 4 марта премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали соглашение о восстановлении работ над этим газопроводом. А он как раз должен был перекачивать газ из Центральной Азии в Европу.

Действительно, Энергосоюз делает ставку на альтернативных поставщиков. Основные кандидаты: Туркмения (планирует добыть более 80 миллиардов кубометров в 2015 году, 50 миллиардов потекут за рубеж) и Азербайджан (по разным оценкам, в этом году добыча может достичь 30 миллиардов «кубов»). В планах ЕС также расширение сотрудничества со старым экспортером газа — Алжиром. В качестве энергетического партнера рассматривается и Иран. В октябре 2014 года ЕС предусмотрительно снял санкции с иранской NITC — крупнейшей танкерной компании, которая занимается перевозкой нефти. Это свидетельствует о постепенном смягчении отношений между Исламской Республикой и Брюсселем. Осталось только протянуть трубу, и жители Берлина и Вены будут жарить сосиски на тегеранском газе.

Аналитики «Национального рейтингового агентства» (НРА) сообщили «Ленте.ру», что конкуренцию России могут составить также поставщики сжиженного природного газа. Речь идет о США и об африканских государствах. Основное преимущество сжиженного топлива — мобильная транспортировка. Закачал газ в танкер — и вези в любую точку планеты. Не нужно строить тысячекилометровые трубы через чужие страны, а потом бояться, что они будут воровать топливо или помешают его транзиту. Правда, транспортировка сжиженного газа — дело дорогое и требующее специального оборудования.

Газовые гегемоны

Второй шаг к независимости — контроль над сделками европейских государств. Еврокомиссия собирается жестко следить за проведением единой политики при импорте топлива. Она получит статус энергетического регулятора: страны ЕС будут согласовывать с ним параметры контрактов с зарубежными поставщиками. Раньше они просто ставили комиссаров перед фактом — чиновники получали документы уже после их подписания. Теперь Еврокомиссия проследит за тем, чтобы никто не смог занять доминирующего положения на рынке.

Европейский «газовый пирог» поделен между пятью крупными участниками. В 2013 году самая большая доля принадлежала «Газпрому» (30 процентов). Российская компания перекачала на запад 161 миллиард кубометров топлива. В спину ей дышит норвежская госкомпания Statoil. Она поставила в ЕС 115 миллиардов кубометров (21 процент). На третьей строчке — GasTerra из Нидерландов (более 80 миллиардов «кубов», 15 процентов рынка). Ступенью ниже — алжирская Sonatrach (38 миллиардов, 7 процентов), а замыкают список лидеров две компании из Катара — QatarGas и RasGas (25 миллиардов на двоих, 5 процентов).

Черно-голубое топливо

Наконец, европейских потребителей уже давно беспокоит механизм образования цен на голубое топливо. Сейчас в большинстве контрактов его стоимость привязана к нефтяным котировкам. В ЕС уверены, что рынок должен отказаться от этой традиции. Альтернативный способ ценообразования — использование цен на газовых хабах, в узловых точках энергетической инфраструктуры. Проще говоря, хаб — это своего рода топливная биржа. Стоимость газа на ней зависит не от прописанной в долгосрочных контрактах цены на нефть, а от текущих объемов имеющегося газа и потребительского спроса. Это и обеспечивает справедливую, по мнению Брюсселя, стоимость топлива.

Европа планомерно переходит именно на биржевую модель. По информации The Economist, доля газа, который приобретается на хабах, выросла в Европе с 15 до 50 процентов за последние 7 лет.

С позицией ЕС не соглашается «Газпром». В отчете госкомпании за четвертый квартал прошлого года сказано, что нефтяная привязка успешно используется вот уже на протяжении 40 лет. Корпорация защищает этот механизм, но ей мешают «действия конкурентов».

Например, политика Statoil. В 2014 году половина контрактов норвежского газового гиганта была привязана к черному золоту. В ближайшую пятилетку Statoil планирует сократить эту долю до 25 процентов. В апреле прошлого года источники Bloomberg в газовой отрасли сообщили, что французская компания GDF Suez подписала контракт с BP без учета цен на нефть. Шаг за шагом облик европейского энергорынка меняется.

Впрочем, от привязки к нефти теперь страдает и сама Россия. В начале 2014 года баррель марки Brent стоил более 100 долларов, сейчас он торгуется на уровне 60. В контрактах предусмотрен временной промежуток (полгода — девять месяцев), который смягчает колебания котировок. Это значит, что всего несколько месяцев назад европейские потребители платили за газ, привязанный к дорогой нефти. Вскоре российское «голубое топливо» начнет падать в цене.

Все вместе (поиск альтернативных поставщиков, контроль над закупками газа, изменение механизма ценообразования) может ослабить позиции России на европейском рынке. В НРА сообщили, что 39 процентов выручки «Газпром» получает как раз в Европе. По большей части благодаря поставкам в Германию, Турцию и Италию. За три квартала 2014 года госкомпания получила 2,86 триллиона рублей. Теперь более триллиона из них (те самые 39 процентов) под угрозой.

Мы ее теряем?

Разумеется, Россию не выгонят из Европы. Но если Энергосоюз сделает три шага к либерализации топливного рынка, нашей стране придется привыкать к новым правилам игры. Конкуренция ужесточится, нужно будет потолкаться локтями с другими крупными игроками. В конечном счете, от этого выиграют потребители в Европе: чем больше продавцов, тем выше шанс, что кто-то из них предложит выгодную цену.

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам» Дмитрий Баранов подчеркивает, что Европа не намерена полностью отказываться от российского газа и нефти. Она хочет диверсифицировать поставки. Сейчас Брюссель ведет переговоры почти со всем миром: со странами Ближнего Востока, Северной Африки, Персидского залива, республиками бывшего Советского Союза, США и Канадой. Пока о подписании масштабных контрактов речи не идет. «Не факт, что Европе удастся договориться со всеми этими государствами. Они вполне могут предложить свои условия, которые будут резко отличаться от того, что хотят европейцы», — сказал аналитик «Ленте.ру». По мнению Дмитрия Баранова, сохранение России в качестве ключевого поставщика — логичный шаг в рамках диверсификации. Было бы странным снижать зависимость от российского газа и при этом приковывать себя к другому поставщику.

В то же время отношения между Россией и ЕС, мягко говоря, подпорчены. В таких условиях мы и сами ищем надежных энергетических партнеров. Выбор пал на Китай. Поднебесная получит топливо через «Силу Сибири», газовый контракт с ней стал самым крупным за всю историю России. За наши ресурсы китайцы должны были заплатить 400 миллиардов долларов. Правда, непонятно, сколько заплатят в итоге. Нефть же подешевела, а цена на газ была к ней привязана.

Кроме того, в рамках усиленной дружбы с Китаем вице-премьер Аркадий Дворкович высказал очень интересное мнение. 27 февраля он сказал, что не видит препятствий для участия компаний из КНР в разработке стратегических нефтегазовых месторождений на территории РФ. Чиновник добавил, что китайцы могут рассчитывать на долю больше 50 процентов в совместных предприятиях.

Похоже, правительству придется подумать над тем, как не угодить в западню — не сдать позиции на европейском рынке и не превратиться в сырьевой придаток Китая.

Обсудить
От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
«Будь у легпрома финансы, мы бы могли процентов 40 рынка держать»
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин о перспективах легкой промышленности
Груз в триллион
Примет ли Дума неоднозначный проект поправок в закон о долевом строительстве
В ожидании худшего
Как потребители и сети живут в условиях постоянного роста цен
Меху не до смеха
Почему в России падает производство пушнины
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее