Президент России Владимир Путин, в последние годы проявляющий активный интерес к сфере интернета, пригласил в свою подмосковную резиденцию в Ново-Огарево начинающих интернет-предпринимателей. Они уже получили поддержку Фонда развития интернет-инициатив и готовы представить президенту свои проекты. А Путин выступал в роли главного координатора — решал, с кем из государственных гигантов связать новичков. Некоторым даже пообещал выход на международный уровень.
В июне прошлого года Путин впервые за много лет встретился с представителями крупнейших интернет-компаний. «Надо вылезать из-под коряги и общаться», — призвал он к диалогу интернет-бизнес. «Государство с интернетом так и не встретились — не судьба», — констатировал на новой встрече Герман Клименко, руководитель совета Института развития интернета, а также директор и владелец интернет портала LiveInternet.ru. Взяв микрофон в руки, он говорил быстро и решительно. «Я бывший военный, мне сложно сидеть», — ответил он на предложение выступать с места.
«Мы практически уничтожили — это я сейчас не об успехах докладываю, это констатация — бумажные СМИ, — заявил он. — Сейчас, наверное, легче найти снежного человека, чем инвестора на бумажную газету. Таких стартапов у нас просто нет сейчас. Я недавно разговаривал с интернет-банкиром и пытался познакомить его с обычным, классическим банкиром. Вы знаете, у женщины и мужчины больше общего, чем у них».
Клименко говорил о том, что интернет-отрасль развивается «даже для кризиса совершенно ненормальными темпами». Он привел в пример опыт сервиса «Яндекс. Такси»: двадцатью тысячами таксистов управляют всего 35 человек. От современности Клименко перешел к истории. Кажется, он долго и основательно готовился к этому разговору и был намерен высказаться по полной.
«В 1970-х годах мы совершили ошибку: перешли на технику ЕС, отказались от развития своих "Эльбрусов", — объяснял он президенту. — Сейчас, к счастью, у нас осталось хоть что-то, что является процессорами. Но тогда мы приняли решение адаптировать и воровать чужое, и в результате у нас сейчас нет своей "железной" базы. Сейчас вся Европа сдалась: у них нет своих поисковиков, у них нет своих сервисов социальных сетей, — все "лежат" под Америкой. Это не плохо и не хорошо — они просто сдались». А чтобы не сдалась Россия, Клименко предложил создать президентскую программу по развитию интернета.
Пока же создан только Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Его учредителем выступило Агентство стратегических инициатив, наблюдательный совет которого как раз и возглавляет президент. Стартовое финансирование — 6 миллиардов рублей — фонд получил от государственного ОАО «Роснефтегаз».
Программа отбора Фондом лучших интернет-проектов для стимулирования их роста называется акселераторы. До конца 2016 года планируется «вырастить» не менее 400 стартапов, получивших прямые инвестиции от Фонда. Используется несколько уровней финансирования: «предпосевные» — до 2 миллионов рублей, «посевные» — уже до 15 миллионов рублей. Есть еще инвестиции «раунда А» — до 100 миллионов рублей и даже «раунда Б» — более 100 миллионов.
«Фонд оказался не мертворожденным ребенком, а наоборот — активно развивающимся», — резюмировал Путин. Глава ФРИИ Кирилл Варламов описывал поддержанные фондом проекты, их уже больше 150.
«А почему вы не сотрудничаете, например, с Росатомом, с оборонкой? — спросил президент. — Там очень большие деньги в бюджете и хорошие перспективы. Я буквально позавчера встречался с молодыми учеными, которые добились блестящих результатов в оборонной сфере. Мировых результатов! И скоро это все поймут. Вы тоже на них выходите!». Вероятно, никто в зале не был против такого роста и такого сотрудничества. Но без помощи президента компании гиганты на малышей-стартаперов не обратят внимание.
А Ринату Айсину, приехавшему из Сургута, чтобы рассказать об успешной работе сервиса «ПоискСтроек», Путин посоветовал обратиться к Владимиру Богданову, генеральному директору «Сургутнефтегаза». «Он богатый, — с улыбкой заметил Путин. — Без шуток. Встретьтесь с ним, поговорите. Огромная организация, им ваш сервис будет нужен».
Другой стартапер, Андрей Шевелев, создавший сервис «Турбаза», презентовал свою работу как возможность снизить стоимость проживания в отелях. «Но за счет чего дешевле выходит? Не заплатить и уехать?» — не удержался от шутки Путин.
Действительно, за счет чего? Интересно было многим собравшимся. Оказалось, речь шла о российских отелях и гостиницах, куда в новых экономических условиях устремится отечественный турист. Суть такова: организовывается аукцион, клиент выкупает путевку, торгуясь с одного рубля. Тот, кто даст больше всех, выигрывает. Стоимость номера выходит в несколько раз ниже, чем заявленная на сайте отеля. Зачем это гостиницам? Они получают рекламу. Прежде чем поехать, победитель должен разместить в соцсети информацию: еду в такую-то гостиницу, плачу всего три рубля. По данным создателя сервиса, этой возможностью уже воспользовались тысячи человек. Путину, вероятно, идея понравилась, и он предложил состыковать сервис «Турбаза» с Федеральным агентством по туризму.
Другой сервис — «Все эвакуаторы России» — родился из обычной бытовой ситуации: ехал Глеб Ерохин по дороге, его автомобиль сломался, понадобился эвакуатор, а за помощью обратиться оказалось некуда. Вот так, сидя в машине, он придумал создать платформу, позволяющую клиентам получать помощь на дорогах в любой точке России, Казахстана, Белоруссии и Украины. «Чтобы придумать что-то хорошее, надо замерзнуть», — согласился Путин. Жаль, разработчик не спросил, бывал ли президент в такой ситуации и что он тогда придумал.
Наталья Хмельницкая смелее вступала в диалог с президентом. Она создала сервис для трудовых мигрантов «Тутждут», где есть не только справочная помощь, но и каталог вакансий. Правда, рассказывая про работу сервиса, она назвала мигрантов «бензином экономики». Звучало образно, но обидно. «Я понимаю термин, — заметил Путин, — но все-таки лучше его не употреблять. Это люди, а не "бензин". И люди не чужие, из бывших республик Советского Союза».
Встреча длилась больше часа. И у интернетчиков появились сомнения: «У нас еще много проектов. А у вас еще есть время?» — спросили они у Путина. «Нет, — честно ответил он. — Его и не было, но послушать хочется».
В последующие полчаса он поддержал идею о создании единой базы данных машин, находящихся в залоге у банков. И пообещал содействие интернет-проекту, который борется с пиратством путем блокировки доступа к нелегальному контенту.
«Наш приоритет — это Россия. Мы видим одну из ключевых своих задач в поддержке отечественных производителей кино, — уверял его Алексей Клименко, создавший интернет-проект «Oppty». — У нас есть конкретное решение, как помочь Минкульту и Фонду кино повысить сборы российского кинопроизводства». Не теряя времени даром, он обратился к Путину с просьбой помочь проекту выйти на китайский рынок. Президент пообещал постараться.
«Хочу вас заверить, что мы и дальше будем предпринимать усилия, чтобы поддержать не только проекты, представленные сегодня здесь, но и другие, которые будут возникать и в рамках нашего фонда, и вне каких-либо рамок — просто будем поддерживать отрасль», — обнадежил на прощание разработчиков президент. И подтвердил, что осознает: интернет — колоссальный ресурс развития.