29 апреля патриарх Кирилл призвал духовенство активно использовать социальные сети. Глава РПЦ уже не первый раз высказывается на актуальные темы. Патриарх Кирилл в своих выступлениях и интервью не раз обращал внимание на самые разные аспекты жизни — от интернета и однополых браков до политической ситуации в стране и кризиса. «Лента.ру» собрала наиболее яркие высказывания патриарха.
Об интернете
«Это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Мы погружаемся в королевство кривых зеркал»
«Каждый человек имеет возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети. И если внимательнее посмотреть на то, что происходит в этих спонтанных дискуссиях, то можно увидеть ярмарку человеческого тщеславия»
«Когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?».
«Таинство спасения осуществляется в реальной жизни. И поэтому если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность стала тоже атеизированным явлением, мы должны будем серьезно думать о том, как церковь сегодня может присутствовать в этом мире более эффективно, более надежно с точки зрения передачи миру и особенно молодежи своего послания».
О современности
«То, что сегодня проповедует современная цивилизация, — это совершенно безбожная идея, я бы сказал, сатанинская идея. А где зло, там гибель. Люди этого не понимают, смотрят на красивые обложки журналов, там все такие красивые, реклама — голову кружит. На самом деле это просто фантик, обертка. А что внутри? Внутри может быть самое страшное».
О кризисе
«Мы живем сегодня так богато, как никогда не жили после революции. И потому незначительное понижение уровня нашей жизни не может быть причиной разрушения национального самосознания»
«Реальная безработица сразу отрезвляет, она заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы, работать хорошо, опасаясь потерять работу. У нас не было этого никогда»
О богатстве
«Если человек покупает "Майбах" за 580 тысяч, а потом для полного счастья заказывает дорогой тюнинг этого автомобиля, золотом и бриллиантами на кожаных сиденьях выписывает свои инициалы, то мы просто должны помочь такому человеку отдать часть своих денег бедным людям»
«Мы знаем, что по-разному люди распоряжаются своими богатствами, иногда это богатство просто исчезает. Иногда кто-то вкладывает огромные деньги, чтобы жениться на модной манекенщице за границей, некоторые делают другие, странные с точки зрения нормального человека, поступки. А есть люди, которые от своих средств, больших средств, делают очень много добрых дел — восстанавливают храмы, строят школы, вкладывают деньги в благотворительность».
Об удовольствиях
«Это понятие стало сегодня международным слэнгом Relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие. А по-русски — "не напрягайся, смотри проще на вещи" или "что, тебе больше всех надо? — отдыхай, кайфуй (…) Это путь к деградации. И не только личности — человеческой цивилизации»
«На смену христианской нравственности идет гедонистический культ, в жертву которому приносится и семейная верность, и жизнь нерожденных младенцев, и сама природа человека».
«Существует такая, якобы общепринятая философия, что у каждого свой свет и у каждого своя правда. А это значит, что никакого света, который существовал бы помимо сознания и воли человека, и вовсе не существует. Ну а потом затем уж дело техники — как добро представить злом, а зло представить добром».
Об однополых браках
«В ряде стран выбор в пользу греха утверждается и оправдывается законом, а те, кто, поступая по совести, борется с такими навязанными меньшинством законами, подвергаются репрессиям. Это очень опасный апокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения»
О разводах
«У нас есть статистика разводов — ужасная статистика, но у нас ведь никто не ведет статистики распада гражданских браков. А если тут посчитать — что представляет из себя наше общество? Если соединить статистику распада гражданских отношений со статистикой распада браков, мы все как бы в разводе. Все общество в состоянии развода»
О феминизме
«Считаю очень опасным явление, которое называется феминизмом. Потому что феминистические организации провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь должна проявляться вне брака и вне семьи. В центре феминистской идеологии — не семья, не воспитание детей, а иная функция женщин, которая нередко противопоставляется семейным ценностям. Наверное, не случайно большинство лидеров феминизма — это незамужние женщины. (….) Все тонкости человеческих взаимоотношений — любовь, верность, забота, ответственность — идеологи феминизма сводят к отношениям социальным, политическим, денежным и к распределению власти и влияния».
О национальной идее
«Идеалом нашего народа была святость. Это была общенациональная идея. И потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями, героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди»
О коррупции
«Вот мы все время проливаем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. И мы видим, что сегодня происходит: раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Делайте что хотите! Больше того, пороки легализуются, законодательно оправдываются. Все это в конце концов приводит к разрушению человеческой личности, к невероятному кризису, который попеременно вспыхивает в области экономики, финансов, экологии, политики…»
О политической конкуренции
«В обществе, традиционном для России, если хотите, солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей, например, свободы и справедливости, державности и достоинства, а в смысле гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах — вот поле для политического плюрализма»
Об искусстве
«Я признаю место Малевича с его "Черным квадратом" в русском искусстве, потому что этот страшный и черный как бы квадрат - подлинное отражение того, что в душе этого Малевича было. И он отражает не только самого Малевича, он отражает дух эпохи. А для того, чтобы понять, что с нами происходит, вы возьмите Владимирскую икону Божией Матери и "Черный квадрат" Малевича и вам никаких больше писаний не нужно, никаких монографий, никаких доказательств - вы видите, что с человечеством произошло»
О суррогатном материнстве
«Большую озабоченность вызывают и некоторые репродуктивные технологии, которые вторгаются в Божий замысел о человеке, разрушают человеческое достоинство и ценность человеческих отношений. Так, нравственное сознание не может примириться с разрешением на уровне закона так называемого суррогатного материнства, превращающего детей и женщин в предмет коммерческой и некоммерческой сделки»
О христианстве
«Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить, — отметил предстоятель. — Христианство дает огромную энергию. Оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу».
О мате
«Давайте научимся не сквернословить на рабочем месте, говорить друг с другом не как питекантропы — жестами и матом, а нормальным русским языком. Когда мы сквернословим, грубим на рабочем месте, мы разрушаем здоровую ткань человеческих отношений».
О революции
«Революция — это раскрепощение страстей. Это использование внутренней энергетики людей для решения конкретных задач. Ну и всегда, обычно главной задачей революции является смена элит»
О славянах
«Они (Кирилл и Мефодий) вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие. Эта традиция настолько глубоко живет в нашей Церкви, что для нас все народы равны, среди них нет варваров. Потому что для кого-то и мы были некогда варварами, хотя на самом деле варварами никогда не были».