По данным источников «Ленты.ру», на парламентские выборы 2016 года представители президентского движения Общероссийский народный фронт (ОНФ) пойдут как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Причем выдвигаться будут не только от «Единой России», но и от других партий. Эксперты не исключают, что в следующем созыве Госдумы депутаты, имеющие отношение к Фронту, станут решающей силой.
В ходе выборов в Госдуму в 2016 году президентское движение Общероссийский народный фронт (ОНФ) может быть задействовано еще шире, чем в 2011 году, когда по спискам «Единой России» в Думу прошли беспартийные общественники от ОНФ, поддерживающие кандидата в президенты Владимира Путина.
По словам источника «Ленты.ру» в администрации президента, на предстоящих выборах активисты от ОНФ будут выдвигаться не только от «Единой России», но и от других политических партий — если те решат задействовать «фронтовиков». Например, если в том или ином округе у партии не будет подходящего кандидата, то может быть подобран кандидат из ОНФ. «Надо смотреть, какая ситуация сложится в конкретном округе», — говорит наш собеседник.
В 2016 году выборы в Госдуму (они должны состояться в декабре, но, скорее всего, их перенесут на сентябрь) впервые за 13 лет пройдут по смешанной системе: 225 из 450 депутатов изберут по партийным спискам, остальных — по одномандатным округам. «Представители ОНФ смогут пойти как по партийным спискам, так и в качестве одномандатников», — говорит источник «Ленты.ру» в АП. Вместе с тем никаких квот в партийных списках не будет. В Кремле считают, что в результате выборов Госдума может обновиться на 60-70 процентов.
В 2011 году, когда рейтинги «Единой России» оставляли желать лучшего, созданное по инициативе председателя правительства Владимира Путина новое общественное движение, по оценкам многих экспертов, помогло партии власти обеспечить большинство в нижней палате парламента. Тогда в список «Единой России» были включены беспартийные сторонники Владимира Путина — представители различных общественных объединений и различных профессий (самостоятельно Фронт как общественное движение в выборах участвовать не может). ОНФ объединил тех, кто в целом солидарен с властью, но в правящей партии не состоит. В результате в Думу шестого созыва прошли порядка 80 депутатов от ОНФ. Они состоят во фракции «Единой России», но в партию из них вступили не все.
ОНФ стал площадкой и для выдвижения кандидата на президентские выборы в 2012 году. Во время свой избирательной кампании кандидат Путин окружил себя доверенными лицами «народного штаба» — из врачей, учителей, рабочих. Благодаря «Народному фронту» Путин тогда фактически отстранился от «Единой России», успевшей приобрести репутацию «партии чиновников». А избравшись на третий срок, президент сложил с себя полномочия председателя партии.
В настоящее время Общероссийский народный фронт, активисты которого пытаются заслужить славу борцов с расточительством чиновников, сотрудничает с рядом партий и движений, солидарных с курсом президента. Наиболее активно, по словам первого заместителя главы исполкома ОНФ Дмитрия Миненко, — с «Единой Россией», «Патриотами России» и «Родиной». Осенью 2014 года о намерении участвовать в проектах Фронта объявила «Справедливая Россия». По словам Миненко, взаимодействие с партиями осуществляется через конкретных их представителей, коллективного членства нет, «никаких заявлений никто не пишет, удостоверений у "фронтовиков" нет».
Партии задумываются о том, чтобы задействовать «фронтовиков» в ходе думских выборов. В апреле в интервью «Ленте.ру» лидер «Справедливой России» Сергей Миронов не исключил, что будет консультироваться с Фронтом по поводу выдвижения тех или иных кандидатов, прежде всего в одномандатных округах. Председатель исполкома «Патриотов России» Надежда Корнеева также допускает вариант выдвижения «фронтовиков» по спискам партии, отмечая, что «Патриоты» активно работают с региональными отделениями ОНФ.
В ЛДПР называют возможными «локальные договоренности с общественными движениями в конкретных округах». «Это нормальный политический процесс. Но сегодня говорить об этом преждевременно», — заявил «Ленте.ру» депутат Госдумы, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев. Коммунисты по-прежнему намерены держаться в стороне от Фронта. «Это совершенно другая организация. У нас разные идейные установки», — подчеркнул депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. По словам Дмитрия Миненко, в региональных штабах ОНФ можно встретить единичных представителей КПРФ и ЛДПР.
Источник «Ленты.ру» в Кремле считает, что поскольку Фронт себя позиционирует как широкое надпартийное движение, ему надо постепенно расширять сотрудничество с различными политическим силами. Да и сейчас в центральном штабе ОНФ из членов партии «Единая Россия» — только Ольга Баталина.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев называет схему с задействованием «фронтовиков» гибкой, потому что она позволяет учитывать региональную специфику. «Фишка в том, что в проблемных для “Единой России” регионах представители ОНФ смогут выдвигаться от других партий, не имеющих там негативной истории, — говорит политолог. — Соцопросы показывают, что «Единая Россия» по антирейтингу среди политических сил отнюдь не лидирует. Тем не менее у части избирателей партия ассоциируется с конкретными чиновниками на местах, например, с непопулярным мэром или губернатором. Протест вызывает не партия в целом, а отдельные чиновники от партии, с которыми человек сталкивался на уровне региона или муниципалитета», — говорит Калачев.
Кроме того, «Единую Россию» и с точки зрения ее рейтинга нельзя назвать партией всего путинского большинства. «Ее рейтинг сейчас находится на уровне 50-60 процентов, и это только часть путинского большинства, — говорит Калачев. — ОНФ в большей степени, чем "Единая Россия", может использовать рейтинг президента, к тому же у ЕР есть определенная негативная история и репутация “партии чиновников”».
Поэтому, продолжает Калачев, «Единая Россия» — инструмент эффективный, но не универсальный для выборов по одномандатным округам.
По прогнозам Калачева, в 2016 году в Думу от ОНФ пойдет больше одномандатников, чем от ЕР. Он напоминает, что партия власти до квалифицированного большинства всегда добирала как раз благодаря кандидатам-одномандатникам. «Теперь это будет делать ОНФ», — говорит он.
Оппозиции по смешанной системе избраться в Госдуму не легче, чем по чисто пропорциональной. По словам гендиректора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, если на выборах по пропорциональной системе конкурируют бренды партий, то на выборах по одномандатным округам нужно выдерживать борьбу персоналий. «У оппозиции меньше, чем у власти, людей в регионах, и она просто не в состоянии адекватно закрыть значительное число округов, — говорит он. — Также у нее недостаточно наблюдателей, юристов, чтобы проконтролировать ход выборов в округах, и это затрудняет борьбу с административным ресурсом. Кроме того, власть в округах может выдвигать не партийных, а формально независимых кандидатов, привлекая на свою сторону популярные и ресурсные кадры».
Константин Калачев добавляет, что рекрутирование будущих депутатов в Госдуму через ОНФ делает этих людей обязанными Фронту, а не партии. «В итоге представителей Фронта (которые могут быть в том числе единороссами), в новой Думе будет больше, чем чистых единороссов, выдвинутых партией, — допускает он. — Не исключено, что люди, имеющие отношение к Фронту, в будущей фракции большинства окажутся решающей силой».
Эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) Аркадий Любарев считает, что из заявлений об обновлении будущего созыва и о широких планах задействовать ОНФ можно сделать вывод о подготовке серьезной ротации внутри «Единой России».
«Вместе с тем планы по выдвижению кандидатов от Фронта по спискам разных партий, конкурирующих друг с другом и предлагающих различные программы, могут говорить о том, что ОНФ представляет собой весьма аморфную в политическом плане структуру, в которой люди более озабочены прохождением в парламент, чем отстаиванием своей политической позиции», — отмечает Любарев.
Депутат Госдумы третьего созыва (1999-2003 годы) Борис Надеждин согласен с оценкой Кремля об обновлении Думы на две трети. «В качестве одномандатников придут новые лица — это половина созыва, — говорит он. — Плюс сами партии обновят свои ряды где-то на треть — это уже сейчас делают и ЛДПР, и ЕР, поскольку списки им придется формировать уже по новой логике».
Новая Дума будет совсем другой, уверен Надеждин. Это обусловлено самой смешанной системой избрания. «Вспомним, как составлялись партийные списки, по которым в Госдуму прошли нынешние депутаты: во главе — харизматичные вожди — губернаторы и члены правительства, а дальше — не очень известные, порой совершенно случайные люди, — говорит Надеждин. — "Паровозы" по итогам выборов от мандатов отказывались. Поэтому в парламенте так мало известных публичных политиков, которые, например, способны выиграть губернаторские выборы. А чтобы победить в одномандатном округе (стоит отметить, что большинство округов будут совпадать по территории с небольшими субъектами федерации), нужно быть политиком, популярным в своем регионе, а не каким-то там помощником губернатора. В числе кандидатов в депутаты будут региональные депутаты, предприниматели, губернаторы и вице-губернаторы, мэры крупных городов».
У президента фонда «Петербургская политика» возникают сомнения по поводу выдвижения в депутаты влиятельных персон. «Госдума не является центром принятия решений, и мандат депутата Госдумы сейчас в большей степени источник статуса, чем влияния», — отмечает он.
«Если Кремль задумал обновить Думу, то так оно и будет, — заявил «Ленте.ру» эксперт в области избирательного права, адвокат Вадим Прохоров. — Поскольку социальные лифты в российской политике не работают, власть, возможно, действительно заинтересована в определенной ротации институтов». Прохоров согласен с тем, что провластным кандидатам от Фронта без проблем можно выдвигаться от любой парламентской партии, «потому что различия между этими партиями условны».