К пирамидам и белым пятнам

Станция Dawn начинает предпоследний этап исследования Цереры

Станция Dawn на орбите Цереры (в представлении художника)
Изображение: JPL-Caltech / NASA

Автоматическая межпланетная станция Dawn завершает третий маневр на орбите карликовой планеты Церера. Уже 13 августа 2015 года аппарат должен оказаться на расстоянии 1470 километров от поверхности небесного тела. «Лента.ру» рассказывает о промежуточных итогах и задачах миссии Dawn.

Церера находится в астероидном поясе между орбитами Марса и Юпитера. Карликовая планета была открыта в 1801 году итальянцем Джузеппе Пьяцци и получила свое название в честь древнеримской богини плодородия. Самое крупное небесное тело в поясе астероидов в 2006 году на XXVI Генеральной ассамблее Международный астрономический союз отнес вместе с Плутоном к карликовым планетам.

После завершения третьего маневра станция будет вращаться вокруг Цереры с периодом 19 часов, пролетая непосредственно над полюсами карликовой планеты. В ходе этапа миссии, названного HAMO, с 17 августа по 23 октября Dawn сфотографирует небесное тело с шести различных позиций, что позволит составить подробную карту рельефа поверхности Цереры.

Кроме фотографирования, научные инструменты станции проведут спектральные исследования поверхности карликовой планеты в видимом и инфракрасном диапазонах излучения. Это поможет определить химический состав поверхности Цереры и ее температуру. Также благодаря доплеровскому сдвигу в радиоизлучении планетологи надеются оценить распределение материи в небесном теле и с более высокой точностью определить его массу.

Помимо этого, Dawn измерит радиацию вблизи Цереры. Стоит отметить, что исследование радиационного фона и гравитации Цереры станция с максимальной точностью проведет в рамках четвертого (и заключительного) этапа миссии под кодовым названием LAMO. Этап начнется 15 декабря 2015 года. В это время Dawn будет вращаться вокруг Цереры с периодом 5,5 часа на высоте 375 километров.

К детальному исследованию карликовой планеты Dawn приступила 6 марта 2015 года. Тогда станция вышла на орбиту и приблизилась к поверхности Цереры до расстояния 13,5 тысячи километров с периодом обращения 15 суток. Первый этап исследования, RC3, продолжался с 23 апреля по 9 мая. Второй этап, Survey, длился с 6 по 30 июня, когда Dawn находилась на круговой орбите вокруг Цереры на расстоянии 4,4 тысячи километров от ее поверхности с периодом обращения 3,1 суток.

За первые два этапа миссии ученые уже успели получить интересные данные. Так, были сделаны новые фотографии белых пятен, расположенных в кратерах Цереры (о существовании этих пятен ученые знали до выхода Dawn на орбиту карликовой планеты). Их природа пока неясна. Над ними нередко появляется туманная дымка. По мнению ученых, яркие пятна могут представлять собой фрагмент атмосферы Цереры.

Дымка свидетельствует, что белые пятна образованы льдами, а не солями, как полагали раньше. Дымка закрывает собой около половины кратера и не выходит за его пределы. Впервые ее в 2014 году обнаружила космическая обсерватория Herschel Европейского космического агентства. Тогда же ученые предположили, что Церера может быть геологически активной. Однако дымку астрономы зафиксировали один раз и над одним участком.

Станция Dawn уточнила и размеры карликовой планеты — она оказалась на 4 процента меньше и, соответственно, несколько плотнее, чем считалось. Ученые обнаружили на Церере на относительно гладком участке пирамидальную гору с крутыми склонами высотой 6 километров.

Столь высокую гору на Церере ученые увидеть никак не ожидали и уже сравнили ее с необычными деталями рельефа другой карликовой планеты — Плутона. Исследовавшая его станция New Horizons обнаружила там ледяную гору высотой 3,5 километра и возрастом 100 миллионов лет. Теперь у ученых не осталось сомнений в том, что бывшая девятая планета Солнечной системы до сих пор геологически активна.

До Цереры станция Dawn исследовала другой объект пояса астероидов — астероид Веста. В отличие от покрытой толстым слоем льда карликовой планеты, Веста почти полностью состоит из минералов и, вероятно, является одним из основных источников попадающих на Землю ахондритов. Именно различие в физических свойствах двух небесных тел и послужило причиной, по которой НАСА выбрало их в качестве объектов для изучения.

Третий и четвертый этапы исследования Цереры, в частности, позволят станции Dawn определить природу белых пятен, а также оценить возможность геологической активности. Таким образом НАСА вместе с миссией New Horizons завершит исследование двух ближайших к Земле карликовых планет.

00:02 26 февраля 2017
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде

«События в столице застали Ильича врасплох»

Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
00:02 25 марта 2017
«Это было волшебно!»

Дефект массы

Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории

Лазерный пистолет и стреляющий эспандер
Пять самых необычных и бессмысленных пистолетов
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
«Я стала плевать кровью на снег»
Как выстрел в лицо офицеру МВД обернулся обвинениями в самостреле: расследование
Сирийские убийцы
Как связаны резня на КПП Росгвардии в Чечне и недавнее похищение контрактника
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Man and woman eating from a pot and a pail on a street corner, 1940-1944Разборки в гетто
Страх, ужас и безысходность на снимках лодзинского фотографа
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Оргиастический акт любви и счастья»
Дина Рубина о советских кулинарных традициях
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Рай на земле
Лучшие для жизни города мира
«Мы делаем не крымское вино, а севастопольское»
Винодел Павел Швец — о месте России на винной карте мира
Германия по карману
Как попасть в Баварию за две тысячи рублей и получить удовольствие
Отберут последнее
Коснутся ли новые правила перевозки электроники летящих в США россиян?
Идеал со сроком годности