В Израиле и Палестине — новые столкновения. Полиция сообщает о четырех убитых израильтянах и трех палестинцах. Толпы палестинской молодежи забрасывают камнями стражей порядка, те отвечают огнем. Еврейские поселенцы жгут покрышки и атакуют соседей-арабов. Из сектора Газа опять запустили две ракеты, в ответ израильские ВВС отбомбились по целям на палестинской территории. «Лента.ру» подсчитала, сколько осталось до новой интифады.
Гора раздора
Поводом для конфликта, как не раз уже бывало в прошлом, послужила ситуация вокруг Храмовой горы. Палестинцы именуют ее Аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — «благородное святилище», на ней расположена одна из главных мусульманских святынь — мечеть Аль-Акса.
Несмотря на более чем лояльное отношение Израиля к священным мусульманским местам — к примеру, на Храмовой горе запрещена демонстрация символики еврейского государства и любые немусульманские молитвы, и нарушения пресекаются быстро и эффективно, — глубокое взаимное недоверие израильтян и палестинцев приводит к тому, что любой еврейский чих в сторону аль-Аксы палестинское сообщество воспринимает с глубочайшим подозрением. Не помогают даже постоянные заверения премьера Биньямина Нетаньяху в том, что статус-кво святых мест нарушаться не будет.
Показательна история с древним мостом Муграби: когда он частично обрушился от ветхости, палестинцы немедленно обвинили в этом израильтян, якобы желающих таким образом навредить мечети Аль-Акса. Когда несколько лет спустя израильтяне задумали строить новый мост, бдительные хранители Храмовой горы углядели в этом еще один еврейский заговор.
Так совпало
Спираль насилия начала раскручиваться в начале сентября, когда глава Минобороны еврейского государства Моше Яалон подписал указ, объявляющий вне закона деятельность арабских патрулей из организаций «Мурабитун» и «Мурабитат» на Храмовой горе. Под запретом оказались добровольные палестинские дружинники, отслеживавшие посещающих гору израильтян и нередко затевавших с ними драки. Палестинцы ответили «каменной войной», забрасывая булыжниками машины с израильскими номерами.
Решающей стала вторая половина месяца. В 2015 году еврейский праздник Рош а-Шана и мусульманский Ид аль-Адха наложились друг на друга; в результате обстановка в Иерусалиме накалилась, стычки происходили почти ежедневно. Незадолго до начала праздников палестинский лидер Махмуд Аббас предупредил, что мусульманская молодежь разогрета, и может начаться новая интифада, которой палестинское руководство совершенно не хочет. Скорее всего, он не кривил душой: все большее количество молодых палестинцев выказывает недовольство лидерами, не сумевшими добиться ощутимого прогресса в деле создания независимого государства, и эта молодежь готова действовать вопреки воле официальных властей.
За несколько часов до начала Рош а-Шана израильская полиция обнаружила заготовленные палестинскими активистами запасы самодельных бомб, бутылок с зажигательной смесью и камней. В Старый город были введены дополнительные силы полиции, а власти Израиля приняли закон, ужесточающий наказание за метание камней и разрешающий открывать огонь даже по несовершеннолетним камнеметателям.
Постепенно беспорядки на Храмовой горе пошли на спад. Но накал политических дискуссий оставался высоким: в Кнессете арабские депутаты бурно протестовали против действий израильской полиции, а Биньямин Нетаньяху и Махмуд Аббас с трибуны Генассамблеи ООН обвинили друг друга в эскалации насилия.
Кац угрожает
Угасший казалось бы конфликт разгорелся снова в начале этого месяца. В ночь на 1 октября боевики из «Бригад мучеников Аль-Аксы» убили израильтян — Эйтама и Нааму Хенкин, религиозных сионистов, которые в свое время репатриировались из США в Израиль, сохранив американское гражданство, и жили в еврейском поселении Нерия, находящемся на территории Западного берега Иордана. Они возвращались домой, когда их машину расстреляли из засады. Четверо их детей, в возрасте от четырех месяцев до девяти лет, тоже находившиеся в машине, были ранены и доставлены в больницу.
После гибели супругов Хенкин министр транспорта Исраэль Кац заявил, что «палестинцы заплатят за это высокую цену», пообещал установить комендантский час и снести дома родственников террористов. Президент страны Реувен Ривлин заверил, что экстремистов найдут и накажут. Однако два дня спустя палестинский радикал зарезал в Старом городе еще двоих израильтян — 22-летнего Аарона Беннета и 41-летнего раввина Нехемию Лави. С Западного берега начали поступать сообщения о стычках между жителями еврейских поселений и арабами из соседних деревень.
Израильские силовики пошли на беспрецедентный шаг, ограничив на два дня доступ арабов в Старый город Иерусалима и разрешив молиться на Храмовой горе лишь мужчинам старше 50 и женщинам. Если в Иерусалиме волнения удалось погасить, то на территории Палестинской автономии беспорядки продолжались. Они стоили жизни трем палестинским подросткам, кидавшим камни в израильских солдат.
Перспективы третьей интифады
После того как пролилась кровь, лидер оппозиции Ицхак Герцог заявил, что Израиль стоит на пороге третьей интифады. Оправдается ли его прогноз — пока неясно. Нынешний всплеск насилия — не первый за последние годы, однако в предыдущих случаях волнения затихали через несколько недель. Не в последнюю очередь из-за того, что ни израильское, ни палестинское руководство не хотели конфликта, а службы безопасности обеих сторон координировали действия, чтобы не допустить разрастания беспорядков.
Однако сейчас отношения между Аббасом и Нетаньяху далеки от идеальных, что показала жесткая пикировка с трибуны Генассамблеи. К тому же на израильского премьера давят правые союзники по коалиции и представители поселенцев, недовольные его излишней мягкостью по отношению к палестинцам, а Аббасу волей-неволей приходится демонстрировать твердость в условиях конкуренции с палестинскими радикалами. Хватит ли в этих условиях палестинскому и израильскому руководству терпения и здравомыслия — покажут уже ближайшие недели.