В начале недели лидеры всех думских фракций обратились к президенту с предложением создать общероссийскую организацию для детей и молодежи. Несмотря на внешнее единодушие, каждая партия по-своему представляет, как следует воспитывать подрастающее поколение. «Лента.ру» выясняла, что может стать заменой пионерии и комсомола.
Самыми последовательными сторонниками идейно-патриотического воспитания молодежи были и остаются коммунисты. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов признает, что вопрос создания детско-юношеской организации давно назрел. По его словам, у молодежи произошла подмена ценностных ориентиров — на место нравственных норм, которые прививала советская система воспитания, пришли западные ценности, алкоголь и наркотики. Искать новые подходы и креативные решения в КПРФ не стали: коммунисты считают, что объединить молодых патриотов должна организация, созданная по образу и подобию ВЛКСМ. «Мы всецело поддерживаем инициативу создания всероссийской молодежной организации, выступая за союз и совместную продуктивную работу активных, думающих, неравнодушных молодых людей с ярко выраженной гражданской позицией», — говорится в заявлении секретаря ЦК КПРФ Юрия Афонина, опубликованном на сайте партии.
Партия и ранее настаивала на возрождении пионерской организации, а также предлагала вернуть в школы уроки политинформации. В КПРФ существуют собственные пионерская и комсомольская ячейки, сохранившие аутентичные ритуалы и атрибутику советских времен — те же галстуки, флаги и торжественные клятвы. Единственное, что изменилось, — стало меньше сторонников. «Своим трудом и знаниями пионеры и комсомольцы обеспечили запас прочности, на котором до сих пор держится современная Россия, — убежден Афонин. — Эти организации отлично справлялись со своими обязанностями, и возродить их традиции сегодня — не только исторически верно, но и особенно актуально и перспективно».
Госдума уже дважды отклоняла предложенные коммунистами законопроекты по молодежной политике. По словам главы юридической службы партии Вадима Соловьева, инициативы КПРФ предполагали возрождение патриотических организаций и пионерлагерей, а также широкий круг занятий для школьников. «В свободное время они могли бы заботиться об одиноких пенсионерах, пожилых учителях и ветеранах», — считает депутат.
В «Единой России», напротив, считают, что возврат к советской практике в текущих условиях невозможен. По мнению зампредседателя комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова, новая организация должна создавать дополнительные возможности для молодых людей, исключив при этом элемент обязательности. «Отсутствие членства в такой организации не должно мешать строить карьеру, как это было с комсомолом в СССР. Мне кажется, организация будет иметь успех, если мы пойдем по пути предоставления дополнительных возможностей. Пользоваться ими или нет — дело каждого. Иной путь сейчас невозможен, никого сейчас никуда силой не затащишь», — сказал Бурматов, уточнив, что под возможностями он имеет в виду самореализацию, а не получение преференций и отличительных значков.
По словам Бурматова, от таких молодежных движений как «Идущие вместе», «Наши» и «Молодая гвардия» новую организацию будет отличать отсутствие политического вектора: «Задача всероссийской организации должна быть совершенно иной. Она должна выражать интересы поколения, а не партии. И не должна зависеть от политических предпочтений и от того, в какой сфере молодые люди хотят себя реализовать».
Вместе с тем депутаты от партии власти считают, что в работе детской организации стоит сделать акцент на патриотическом воспитании и развитии волонтерского движения. «Можно взять примеры других стран — Японии, Америки, Китая. Там патриотическому воспитанию уделяется гораздо больше внимания, чем у нас. Мы существенно недорабатываем в этой сфере», — утверждает Бурматов. Какова будет структура новой организации, какие новые возможности она предложит молодежи и кто займется этой работой — депутат не уточнил, заявив, что более предметное обсуждение начнется на этапе формирования концепции. Пока ясно одно: дворовой самодеятельностью единороссы не ограничатся. Один из инициаторов обращения к президенту — депутат Андрей Макаров — уже заявил, что на создание организации понадобятся средства.
В партии «Родина» к идее всероссийской молодежной организации подошли более обстоятельно и с фантазией. Там разработали план пошагового воспитания российской молодежи начиная с младших классов и до зрелого возраста. Но в отличие от коллег из «Единой России» в «Родине» открыто говорят об идеологическом воспитании. Авторы документа объясняют, что человек, не имеющий идеологии, способен подменять ее собственным видением, «основываясь на фрагментах общепризнанных культурных норм, подверженных влиянию СМИ, которые находятся вне идеологического поля государства».
Чтобы этого не допустить, «Родина» предлагает концепцию, построенную на принципе четырех «Д» — статусов, присваиваемых в зависимости от возрастной категории. Младшеклассников предлагается принимать в «добрята» — прививать им базовые ценности, а также объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо». Начиная с четвертого класса школьник может претендовать на звание «дружинника». Чтобы соответствовать следующей ступени — «доброволец», старшеклассник должен доказать приверженность понятиям «доблесть, долг и движение». Высшей ступенью является статус «державника», который, по мнению авторов документа, должен приравниваться к государственной награде.
Свое видение молодежных организаций есть и у министерства образования. В начале года ведомство начало разработку «Стратегии развития воспитания до 2025 года». Авторы документа рассчитывают, что благодаря новой программе удастся воспитать новое поколение людей, «разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите родины». Работу предполагают вести на всех уровнях, включая школы, вузы, общественные и государственные организации.
Руководитель рабочей группы по разработке стратегии — ректор РУДН Владимир Филиппов считает, что молодежная организация может дать молодому человеку ценный опыт, который будет полезен ему в дальнейшем. Но в плане организации общественных структур российское общество еще недостаточно развито, и это обстоятельство ограничивает возможности молодежи. «Сейчас нет комсомола, и сложно, в отличие от прежних времен, заметить активного и перспективного молодого человека», — отмечает Филиппов.
Основные политические партии отодвинули в сторону свои амбиции и пришли к консенсусу относительно создания неполитической молодежной организации. А учитывая то, что она вполне укладывается в «Стратегию воспитания», вероятность реализации этой инициативы очень велика. В педагогическом сообществе, однако, идею восприняли неоднозначно. В идеале детско-юношеские организации могут стать соединительным звеном между семьей и школой, где ребенок мог бы получить те самые дополнительные возможности — как социальные, так и образовательные. Впрочем есть опасение, что все закончится формальным патриотическим воспитанием для галочки.
Начальник отдела научно-методической поддержки сферы общего образования МГУ Илья Самоненко считает, что подобная организация могла бы стать площадкой для дополнительного и неформального образования школьников: «На базе детской организации можно объединить школьников по научным интересам. Опыт работы лучших школ, университетов и домов детского творчества может быть транслирован на всю Россию благодаря деятельности создаваемой организации».
Научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский тоже считает, что с педагогической точки зрения детские общественные организации приносят пользу, однако, по его мнению, стремление депутатов выдвигать подобные инициативы зачастую носит исключительно политический подтекст. «Дьявол кроется в деталях. Инициатива так и может остаться на бумаге. Для того чтобы воплотить ее в жизнь нужны большие усилия, люди и средства. Пока что это только лозунги, даже не идеи», — подчеркнул он.
Во главе угла при создании крупной организации сегодня должны стоять творческая жизнь и мотивация школьников. Формальный подход лишь отпугнет детей от общественной жизни, уверен Адамский. «Если детям будет интересно, то организация станет популярной естественным путем, — говорит он. — А к воспитанию патриотизма нельзя подходить формально и строить его на пустом месте. Детей нельзя увлечь лекциями о патриотизме, они должны быть вовлечены в реальную, живую и очень интересную деятельность».