На льготы смогут рассчитывать те некоммерческие организации, основная деятельность которых заключается в оказании социальных услуг. К такому решению пришла созданная при администрации президента рабочая группа под руководством Вячеслава Володина. Сейчас к социальным себя причисляют все НКО подряд — даже те, кто в реальности к этой сфере не имеет никакого отношения.
В среду, 14 октября, первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин провел первое заседание рабочей группы, созданной в сентябре по распоряжению президента Владимира Путина для подготовки предложений о дополнительном регулировании деятельности некоммерческих организаций (НКО).
Первый вопрос, который был рассмотрен группой, — уточнение понятия социально ориентированной НКО. Это одно из тех поручений президента по развитию некоммерческого сектора, которые он дал в марте своей администрации, правительству и Общественной палате.
Уточнить определение нужно для того, чтобы понять, кому и на каких основаниях можно предоставлять льготы. В настоящее время в законодательстве лишь в самом общем виде сформулировано, что такое СО НКО. В итоге, по данным Общественной палаты, к социальным себя причисляют чуть ли не 90 процентов всех зарегистрированных в России некоммерческих организаций (227,445 тысяч на конец июля, по данным Минюста) — достаточно прописать в уставе одну строчку.
По итогам заседания Вячеслав Володин рассказал журналистам, что в ходе встречи было сформировано два подхода к определению понятия социально ориентированной НКО.
Первый был предложен Общественной палатой, эксперты которой считают, что среди социально ориентированных надо выделить специальную группу НКО «повышенной социальной пользы» и им в первую очередь предоставлять льготы от государства. Такие НКО должны будут соответствовать определенным количественным и качественным показателям. В палате предлагают, чтобы присвоением статуса «повышенной социальной пользы» занимались специальные комиссии.
Второй подход, по словам Володина, возник уже в ходе обсуждения и отражает консолидированное мнение участников рабочей группы. Он заключается в том, чтобы ориентироваться на объем оказываемых некоммерческой организацией социальных услуг, как это делается в других странах. Например, в США существует четырехступенчатая градация, и на максимальные преференции могут рассчитывать только те НКО, в деятельности которых доля социальных услуг составляет свыше 80 процентов.
Религиозные организации, например, сейчас относятся к социальным НКО, но после реформы, чтобы получить статус социально ориентированной НКО, им надо будет подтвердить, что они действительно предоставляют те или иные соцуслуги, уточнил Володин.
Кто займется реформой НКО
В состав созданной в Управлении президента по внутренней политике рабочей группы вошли секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, председатель президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, руководитель ФНС Михаил Мишустин, министр труда Максим Топилин, представители Генпрокуратуры, Минюста, депутаты Госдумы и члены Совета федерации. В группу были также включены глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, глава Крыма Сергей Аксенов, глава Татарстана Рустам Минниханов, мэр Новосибирска Анатолий Локоть, мэр Петрозаводска Галина Ширшина.
Оба предложения, по его словам, будут обсуждаться до следующего заседания рабочей группы. Планируется, что она будет собираться раз в месяц.
Общественная палата уже предварительно оценила, что из общего числа зарегистрированных в России НКО шанс получить статус социально ориентированных есть не более чем у 15 процентов.
Володин также сообщил, что до конца года Общественная палата подготовит концепцию развития некоммерческого сектора — так называемую «дорожную карту».
В числе других вопросов, поднятых на заседании в среду, — создание единого государственного реестра некоммерческих организаций и упрощение процедуры регистрации НКО.
Государство намерено развивать НКО, работающие именно в социальной сфере. Им постепенно будут передаваться некоторые функции бюджетных учреждений — в тех областях, где они смогут выполнять работу эффективнее. По словам Володина, во всем мире третий сектор — это растущий сегмент экономики, есть статистика: чем сильнее он развит, тем выше в стране качество жизни. Но российское законодательство пока не успевает за развитием этого сектора.
О ряде налоговых преференций НКО просили президента еще в январе, на форуме «Государство и гражданское общество». Речь шла о льготах по налогу на прибыль, освобождении от налогов на доходы и имущество, от транспортного и земельного налогов. Тогда президент сказал, что вопрос требует дополнительной проработки. «Как только кто-то, кто бы то ни был, получает хоть какие-то льготы, рядом обязательно встанут те, которые к этой деятельности прямого отношения, мягко говоря, не имеют, но используют сложившиеся правовые инструменты для того, чтобы обеспечить более прибыльную коммерческую работу», — пояснил президент участникам форума.
Свежа еще память у властей о различных организациях ветеранов и инвалидов, которые пользовались льготами не по назначению. Например, при Российском фонде инвалидов войны в Афганистане, который в 1991 году освободили от уплаты таможенных пошлин, было учреждено множество коммерческих структур. Они занялись импортом алкоголя, сигарет, продовольствия, а также экспортом цветных металлов и нефти. Спустя два года выяснилось, что сотни миллионов долларов не дошли до инвалидов. Подобные злоупотребления привели к тому, что в начале 2000-х годов большинство льгот отменили.
Участница заседания, член президентского Совета по развитию гражданского общества (СПЧ) Елена Тополева-Солдунова вспоминает, что рабочая группа по НКО существовала в администрации президента и при Владиславе Суркове, но она уже давно не собиралась, и ее деятельность на сегодняшний день фактически прекращена. «То, что теперь такая группа возродилась, означает, что диалог возобновлен, что уже само по себе хорошо», — считает она.
По словам Тополевой-Солдуновой, и в других странах господдержку получают в основном социальные НКО, тогда как правозащитные сами стараются не брать деньги у государства: это связывает руки, ведь им зачастую необходимо критиковать власти. «Власти же предпочитают поддерживать тех, кто помогает им решать социальные проблемы, — говорит она. — Социальные НКО являются двигателями социального развития, так как предлагают и тестируют инновационные методики и технологии». Господдержка, по ее словам, может осуществляться в разных формах. Это могут быть субсидии, гранты, помещения на условиях льготной или бесплатной аренды, налоговые льготы, а также делегирование некоммерческим организациям полномочий по оказанию социальных услуг.
Тополева-Солдунова добавляет, что в странах с давними традициями поддержки гражданского общества некоммерческие организации вполне могут найти негосударственные источники финансирования внутри страны — это как многочисленные частные фонды, так и сами граждане. В России же основная поддержка пока производится по линии государства: частных фондов пока мало, а граждане только недавно начали делать пожертвования в пользу больных детей.