«В пионерской организации было много хорошего»

Дмитрий Ливанов об идеологизации молодежи и больших реформах

Дмитрий Ливанов
Фото: Курсков Евгений / ТАСС

Президент России Владимир Путин 29 октября подписал указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Если верить документу, ее целью станет содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей». Что это означает? Зачем в России нужна такая организация? Не является ли ее создание возвратом к идеологизации молодежи? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

«Лента.ру»: Зачем России движение школьников. Без него разве никак?

Дмитрий Ливанов: Наша цель — создание полноценной системы воспитания и социализации школьников и молодых людей. Она не может решаться исключительно за счет школ, к ее реализации необходимо привлекать общественные организации, детское кино и литературу, индустрию развлечений. Школьники должны быть вовлечены в общественные проекты.

Вот только со стороны все это больше походит на попытку вернуться к советской идеологизации...

Не совсем так. Мы не можем развиваться без опоры на свои традиции и опыт тех организаций — пионерской и комсомольской. В них было много хорошего, они позволяли людям самореализоваться на основе того, что называется лидерством: раскрыть свои управленческие способности, научиться работать в коллективе и в команде.

Надеюсь, что мы сможем удержать новую организацию от идеологизации и политизации. Если она будет служить воспитанию и социализации молодежи — это будет здорово.

Но это не единственная попытка использовать опыт прошлого. На форуме «Открытые инновации» вы повторили тезис о необходимости возвращения в российские вузы советских стандартов. Что именно это даст?

Например, в естественных и технических науках наша система образования всегда соответствовала мировым трендам: было трудно поступить в вуз и было трудно учиться. А завершивший обучение человек был профессионалом, готовым работать по профессии без дополнительного доучивания и переучивания.

А где в России граница между вузовской и академической наукой?

В последние десять лет мы видим очень серьезное продвижение вперед вузовской науки. Справедливо сказать, что в России современная наука и исследования вернулись в вузы.

Ведущие университеты год от года наращивают человеческий потенциал, приглашая на работу выдающихся ученых, создают новые лаборатории, открывают новые факультеты и развивают перспективные научные школы.

В последние два года доля университетов в общем объеме российских научных публикаций превысила долю институтов Академии наук. Однако система научных институтов не умерла — она имеет огромный потенциал для роста. Для этого надо активизировать те изменения, которые должны происходить в РАН.

Но ведь реформа РАН уже началась — разве нет?!

Я говорю не об административных реформах, которые уже прошли, а о настоящих реформах. Реформа РАН пока прошла только административный этап, который можно назвать нулевым.

Наша задача состоит не только в изменении подведомственности институтов и в бюрократических действиях, а в изменениях самих подходов к управлению финансированием научных исследований. Фактически, в передаче полномочий и финансовых ресурсов в руки активно работающих ученых, лучших научных коллективов и, прежде всего, лабораторий.

Недавно прошла информация, что в России впервые за 15 лет выросло число ученых. Правда?

Это действительно одна из важнейших наших задач — привлекать в науку все большее количество талантливых ребят. Особую роль здесь, конечно же, играет увеличение государственного финансирования науки и научных исследований. Мы увеличиваем количество повышенных стипендий, грантов за достижения в приоритетных областях науки, создаем рабочие места и привлекательные условия для работы в лабораториях ведущих российских университетов. Совершенно недавно мы даже закрепили секцию молодых ученых на постоянной основе в структуре Совета по науке при министерстве, понимая насколько важна их роль в развитии научной сферы страны.

Сегодня самый стремительный рост числа ученых исследователей в секторе высшего образования, и в первую очередь за счет привлечения молодых — возраст более половины исследователей, работающих в лабораториях наших университетов, не превышает 50 лет. Похожая ситуация и в научных организациях.

Важно отметить, вместе с ростом числа ученых увеличилась и доля наших публикаций в международный научных журналах. Так, доля российских публикаций в Web of Science за последнее десятилетие увеличилась на 27 процентов, в Scopus — на 45 процентов. За последние два года значительно вырос и удельный вес материалов российских ученых в общемировом числе публикаций. А увеличение числа наших работ за последние два года превысило данный показатель за последние десять лет.

Наука и техника00:0630 ноября 2017
Красноармейцы в финском плену. Лагерь в области Париккала

«Красноармейцы — голодные и нищие колхозники»

Сталин обрек тысячи солдат на мучительную смерть и подарил Финляндию Гитлеру