Fallout 4: радиоактивная романтика

Как трудно оставаться человеком в постъядерном Массачусетсе

Скриншот: игра Fallout 4

Американская мечта сгорела в огне ядерных бомб, и когда-то процветающие мегаполисы превратились в города-призраки, усеянные реликтами умершей цивилизации. Общество снова живет по законам Дикого Запада. Можно строить свою ферму, растить мутагенные тыквы, но в один прекрасный день прибегают бандиты и отбирают весь урожай. Посреди всеобщей разрухи, в самом хорошо укрепленном поселении бывшего штата Массачусетс пыхтит самогонный аппарат братьев Бобровых, обеспечивая местных «Бобровской бражкой». Легкий «клюквенный» штрих в истории Fallout 4. Игра выходит 10 ноября в версиях для PC, Xbox One и PS4. Проведя в постъядерном Массачусетсе первые двадцать часов, «Лента.ру» расскажет, почему в нем хочется остаться еще надолго.

Содержание

По жанру Fallout 4, как и The Elder Scrolls V: Skyrim или «Ведьмак 3», относится к ролевым играм, и предлагаемых в ней занятий хватит не на 50 и даже не на 100 часов прохождения. Недаром в интернете так любят прикидывать, сколько людей возьмет недельный отпуск после появления новинки в продаже 10 ноября. А ирландский пародийный сайт Waterford Whispers News опубликовал cатирическое письмо, в котором жена геймера рассказывает, что считает оставшиеся счастливые дни до того момента, как вниманием ее мужа безраздельно завладеет Fallout 4.

Персонажа нужно создавать самостоятельно, задавая не только внешность и пол, но и стартовые характеристики. От этого в дальнейшем будут зависеть имеющиеся варианты решения проблем. Так, повышенная харизма — ключ к улаживанию трудностей с помощью переговоров, а высокий интеллект — непременный атрибут того, кто хочет самостоятельно вскрывать цифровые замки и перепрограммировать оставшихся после войны боевых роботов.

Какой параметр увеличить на пару баллов, каким пожертвовать — этими размышлениями пронизана вся игра. Приобрести за очки опыта навык под звучным названием «луженый желудок», чтобы пить из самых радиоактивных луж? Или потратить те же очки на усиление базовой характеристики? Стоит ли усиливать броню доспехов на единицу или лучше приберечь материалы для повышения убойной силы винтовки? Fallout 4 балансирует буквально на грани: создать абсолютно непригодного к жизни в постъядерном мире бойца нельзя, но полностью игнорировать микроменеджмент параметров невыгодно. Например, различные виды базового оружия уже в первые часы валятся на игрока как из рога изобилия, однако без модификаций они редко дают ощутимое преимущество над врагами. А покупать их в магазине — себе дороже.

Зачем все эти приготовления, понимаешь на первом же серьезном задании. Их будет немало: как только персонаж выбирается в гигантский открытый мир, приключения сами находят его на каждом шагу. Случайно пойманная радиочастота — и вот в эфире кто-то дрожащим голосом рассказывает, что супермутанты держат его в плену в старой башне. Подслушанный разговор мародеров — на карте появляется еще один потенциальный пункт назначения. Терминалы, сохранившие информацию о погибшей Америке, дневники выживших людей — бесконечные обрывки сведений, зачастую ведущие к новым заданиям или побочным поручениям, рассыпаны по миру Fallout 4 с не меньшей щедростью, чем радиоактивные тараканы и банды рейдеров.

Выпуски Fallout всегда ценили за то, что цель достижима разными способами. Если речь идет о маршруте по зданию, то можно найти разные обходные пути, отыскать какую-нибудь уловку, упрощающую задание. При общении с персонажами есть шанс уболтать противника вместо того, чтобы убивать, либо самому выбрать, чью сторону принять, причем желательно, чтобы ни один из вариантов не был однозначно хорошим.

В Fallout 4 нет недостатка в тайных люках, черных ходах и перепрограммируемых роботах. Ситуации, когда лесть — отличная альтернатива револьверу, тоже попадаются. Видишь, например, запуганных людей, которые хотят убить спутника, потому что он якобы робот-шпион, — можно спасти его с помощью силы, перестреляв обидчиков, а можно убедить компанию разойтись мирно.

При этом в первые часы складывается впечатление, что очень многие задания довольно прямолинейны. Просят пойти и убить бандитов — значит, нужно идти и убивать (этим, например, грешила Dragon Age: Inquisition). В то же время в Fallout 4 на каждое банальное поручение найдется нестандартная вариация. Условно говоря, окажется, что к негодяям отправился перебежчик с фамильной драгоценностью, и можно вернуть только ее, а можно заодно притащить к родным и самого перебежчика, причем еще неизвестно, будет ли второй вариант милосерднее. Другой вариант: встреченный персонаж попросит игрока поддержать его маленький рэкет, однако никто не запрещает вступиться за жертв и расстрелять вымогателя. Многочисленные мини-истории и диалоги персонажей — самая сильная сторона Fallout 4.

Что нового

На первых порах выбор оружия и доспехов расширяют рекордными по меркам сериала темпами. Если раньше нужно было из кожи вон лезть ради силовой брони, то теперь ее достаточно легко получить на раннем этапе и тут же проверить в бою с одним из злейших врагов — мутантом вида «когти смерти». К обычному пистолету очень быстро выдают дополнения — не только снайперское оружие и дробовики, но и базуки. Терминатором герой все равно не становится: запас патронов и элементов питания для особо мощных предметов сильно ограничен. Пистолеты и винтовки, в отличие от прежних выпусков, не портятся по мере использования, однако силовая броня имеет предел прочности и после слишком сильных повреждений ее заставят восстанавливать.

Традиционно основным форматом перестрелок в Fallout были пошаговые бои — с приостановкой действия и вдумчивым выбором цели (вероятность попадания высвечивается рядом с частью тела, на которую направлено оружие). На выстрелы тратятся очки действия — их количество ограничено, а для восполнения требуется время. Правда, в качестве опции разрешали стрелять от бедра, как в шутерах от первого лица. Создатели Fallout 4 не раз обещали, что значительно осовременят этот вариант перестрелок по сравнению с Fallout 3 и Fallout: New Vegas. В качестве ориентира называли научно-фантастический шутер Destiny.

В результате, когда в Fallout 4 навстречу бойцу вылезают «когти смерти», их можно расстрелять, непрерывно отступая и паля из автоматического пулемета. Проделывать то же самое, постоянно щелкая по тактической паузе, — на нормальном режиме сложности неудобно и неэффективно. Выбирать жертву для снайперского выстрела тоже довольно легко в реальном времени. Оптический прицел позволяет хорошо разглядеть цель, и пули с большой вероятностью попадают в яблочко. Пять мутантов-каннибалов оторвались от обеда и несутся навстречу игроку — и вовсе веский повод не снисходить до пошаговых боев. Все равно очки действия иссякнут после двух выстрелов, а при пальбе от бедра основной сдерживающий фактор — необходимость перезаряжаться. И очень неудобно оформлен бросок гранаты: игроку не показывают траекторию ее полета и предполагаемую зону поражения. Однако пошаговая система оказывается очень кстати, когда нужно быстро убить мелкую цель или обездвижить неожиданно вынырнувшего из засады противника-одиночку.

Ходить по миру, как и раньше, можно в одиночку или с напарником. Чтобы сторонники самостоятельности не чувствовали себя обделенными, есть отдельный навык, улучшающий показатели грузоподъемности и убойную силу бойца, когда рядом нет компаньона. В промо игры постоянно мелькал один из соратников — чудом не превратившаяся в мутанта собака под кодовым именем Псина, которую герой встречает среди руин в первые часы игры. Путешествовать с ней — тяжелое испытание для чувствительных душ. С одной стороны, собака не может погибнуть, как и любой другой компаньон. Атаки врагов в худшем случае ее временно обездвиживают. Ее даже не нужно лечить — спустя какое-то время она придет в себя самостоятельно. Но пока пес в покалеченном состоянии, то так жалобно скулит и трепыхается, что тут же хочется потратить на него бесценный стимулятор для латания ран — лишь бы животное не страдало. При этом Псина профессионально лезет на рожон и при виде пяти мутантов-каннибалов считает долгом чести автоматически рвануться вперед. С другой стороны, собака отыскивает тайные проходы на некоторых локациях и способна физически удерживать врагов, выигрывая время для хозяина, да и как тягловая сила незаменима. А другие компаньоны по мере укрепления дружеских отношений еще и передают персонажу игрока какой-нибудь полезный навык.

Антураж

Гигантские светящиеся тараканы ползают по обломкам закусочной сети Starlite, антикварные банки консервов рассыпаны по Капитолию штата Массачусетс, а исторические дома героев войны за независимость США превратились в притоны для рейдеров и мутантов. Отсылки к реальным достопримечательностям так тесно вплетены в мифологию Fallout, что сотрудники Массачусетского технологического института (MIT), где, в частности, идет разработка автономных роботов для Boston Dynamics, сделали официальное заявление, открестившись от какого-либо сходства их учреждения с вымышленным зловещим Институтом из Fallout 4.

Показанный в игре довоенный мир (вернее, его останки) — самостоятельная ретрофутуристическая вселенная, в которой дизайн машин и разнообразных приборов напоминает о попытках художников первой половины ХХ века вообразить технологии будущего. В каждой части за основу берут новый регион США, а основные элементы мироустройства объясняют достаточно подробно — незнание предыдущих Fallout при прохождении не помеха.

Эстетика постапокалипсиса — то, что игра противопоставляет красотам лесов из «Ведьмака 3». Искореженный металл, облупившаяся и потускневшая краска, блеклая растительность — ярких цветов в Fallout 4 немного, однако закаты над руинами городов выглядят очень впечатляюще.

Похожие игры

Если не считать выпуски Fallout или The Elder Scrolls V: Skyrim, то уже неоднократно упоминавшийся «Ведьмак 3» — наиболее близкий родственник Fallout 4 из современных игр. Гигантский открытый мир, который можно исследовать, как заблагорассудится, изобилие побочных поручений, неоднозначные в моральном плане решения, принимаемые персонажем, — все это есть в обеих играх.

Локализация

Fallout 4 полностью переведена на русский. Вместо переозвучки используются субтитры.

Дополнительные факты

Разрыв между анонсом и выпуском Fallout 4 по меркам современных игр минимален. Новинку официально анонсировали летом 2015 года на выставке Е3. В издательстве Bethesda отметили, что это самая короткая маркетинговая кампания для их продукта, и объяснили, что любые продолжительные промо — дополнительный стресс для команды разработчиков, которой нужно выкраивать в расписании время на подготовку демоверсий для различных выставок. В случае с Fallout 4 речь шла о новом выпуске популярного и хорошо известного цикла, не нуждающегося в долгих представлениях. Также в компании хотели сохранить интригу. О сюжете заранее почти ничего не рассказывали, если не считать того, что герой на этот раз прекрасно помнит, как выглядела его родина до рукотворного апокалипсиса.

Наука и техника00:01 2 декабря

Точка невозврата

Ученый создал детей-мутантов втайне от всех. На него ополчился весь мир