17 декабря президент России Владимир Путин проведет ежегодную, одиннадцатую по счету, большую пресс-конференцию. Каждый год мероприятие посещает более тысячи журналистов. В списках аккредитованной прессы рядом с американской Washington Post соседствует газета «Читай и думай, Сызрань!», а с немецким журналом Spiegel — «Мичуринская мысль». Возможность озвучить свой вопрос — это как победа в международном турнире. Для того чтобы тебя заметил Путин, в ход идет все: броская одежда, плакаты, мягкие игрушки. Порой кажется, что еще немного, и пресс-конференция превратится в карнавал. В этом году один из журналистов уже анонсировал приход с чучелом чайки, которым он намерен размахивать в зале. Кому в итоге повезет обратиться к президенту, неизвестно. Но с определенностью можно сказать, что абсолютному большинству удача не улыбнется. На первый взгляд, несложно спрогнозировать, какие темы возникнут в разговоре президента и прессы. Но это только на первый взгляд.
Пресс-конференция в цифрах
Формат большой пресс-конференции зародился в 2001 году. В Кремль поступало огромное количество заявок на интервью с новым и пока мало изученным президентом страны. Ответить решили сразу всем. На первую встречу аккредитовали пять сотен журналистов. За полтора часа было задано 22 вопроса. Иностранцы по-прежнему недоумевали, кто же такой мистер Путин: социальный демократ, либерал или кто-то еще. Президент предложил им самим определиться с ответом. В числе прочего 14 лет назад прессу волновало состояние военно-морского флота и захоронение тела Ленина.
Такой формат общения, очевидно, пришелся по душе не только пишущей братии, но и администрации Кремля. С каждым годом желающих обратиться к руководителю государства, становилось все больше. А встреча длилась все дольше. В 2006 году на нее аккредитовалось более тысячи журналистов, и продлилась она три с половиной часа. Прозвучало 63 вопроса.
Перерыв был сделан лишь с 2008 по 2012 год, когда Путин занимал пост премьер-министра. Дмитрий Медведев, возглавлявший тогда страну, в таком формате с журналистами не общался.
Пресс-конференция 2008 года как раз и стала самой долгой. За 4 часа 40 минут Путин ответил на 80 вопросов. И произнес ставшую знаменитой фразу: «Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах». Два президентских срока он сравнил с длительной командировкой, которая вырвала его из графика нормальной человеческой жизни.
Вернувшись в Кремль, Путин вернулся и к привычному формату общения с прессой. В 2012 году беседа длилась 4 часа 33 минуты. Под занавес президент заметил, что «пресс-конференцию, как ремонт, нельзя завершить, ее можно только прекратить». Теперь, кажется, запущен обратный процесс: беседы становятся короче, а вопросов звучит все меньше. В прошлом году за 190 минут журналисты получали микрофон лишь 39 раз.
Первые семь больших пресс-конференций проходили в 14-м корпусе Кремля. Но после его закрытия на ремонт (перешедший потом в снос) встречу президента с журналистами перенесли в Центр международной торговли на Краснопресненской набережной.
Мероприятие традиционно начинается в полдень по московскому времени. Федеральные телеканалы и радиостанции ведут прямую трансляцию. Телевизионные анонсы события по накалу больше напоминают рекламу остросюжетного боевика.
Прогнозируемые вопросы
Возможность задать свой вопрос воспринимается как отдельная привилегия. Россия большая, изданий много, и каждый хочет привлечь внимание к важной для конкретного региона проблеме. Поэтому чаще всего международная и федеральная повестка уступает место региональной.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, модерирующий эти встречи, не скрывает, что перед каждой пресс-конференцией вопросы журналистов тщательно прогнозируются. Но, как и всем прогнозам, им свойственно не сбываться. В прошлом году Песков, например, ожидая разговора о происходящем на Украине и присоединении Крыма, предполагал, что значительное время будет посвящено экономике. Однако, как ни странно, этого не случилось.
Обваливающийся курс рубля словно загипнотизировал прессу. О надвигающемся кризисе прозвучало лишь несколько вопросов. Зато спросили о позабытой к тому моменту сочинской Олимпиаде («Не кажется ли вам, что России не удалось воспользоваться ее плодами в связи с трагедией на Украине?»). Прозвучала реплика об атмосфере ненависти в обществе, которую развязывают федеральные телеканалы. Поинтересовались, чувствует ли Путин «ответственность за возрождение словосочетания "пятая колонна", которая раскалывает общество». Президент ответственность на себя не взял.
Через несколько месяцев после пресс-конференции произошло убийство Бориса Немцова. Многие тогда, выражаясь фигурально, называли убийцей атмосферу ненависти. Можно не сомневаться, что 17 декабря тему продолжат. Кто-то задаст вопрос о резонансном убийстве. И, может быть, Путин раскроет новые подробности дела.
Какие еще вопросы прозвучат, догадаться несложно. Все они на поверхности: резкие скачки курса рубля, стремящаяся вниз стоимость барреля нефти, рост цен на продукты и тарифов ЖКХ, повышение пенсионного возраста. Отношения с Украиной уступят место отношениям с Турцией. Главной угрозой назовут терроризм. Неоднократно прозвучит слово «Сирия».
Кстати говоря, в прошлом году, отвечая на вопрос турецкого журналиста, Путин отмечал, как много трагического было в истории двух стран. И привел в пример Германию с Францией. «Сколько они воевали, но в современных условиях они сумели выстроить работу», — заметил он, имея в виду, что и России с Турцией надо последовать их примеру. В этом году, после предательского «удара в спину», очевидно, риторика будет иной.
Возможно, вновь вспомнят Михаила Ходорковского. Недавно бывший глава ЮКОСа стал обвиняемым по вновь открытому делу об убийстве мэра Нефтеюганска. В прошлом году интересовались, не жалеет ли Путин о его освобождении («Он обещал не заниматься политикой, а теперь заявил чуть ли не о президентских амбициях»). Путин ответил, что Ходорковский как гражданин России может избираться, если хочет. «Ну, Бог в помощь», — добавил он.
Возможно, спросят о фильме Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) «Чайка», посвященном заработкам семьи генпрокурора Юрия Чайки. В Кремле, правда, уже уточняли, что фильм не вызвал интереса, поскольку речь шла не о генпрокуроре, а о его совершеннолетних детях, которые «абсолютно самостоятельно занимаются бизнесом». Однако на пресс-конференцию аккредитовали Георгия Албурова, сотрудника ФБК, представленного в списках как журналист издания «Левиафан». Он-то и анонсировал свой приход с чучелом чайки.
Однако гарантии, что все эти вопросы прозвучат, нет никакой. Многое зависит от случая. И от того, кому предоставит слово сам президент.
Слово регионалам
Ведущим пресс-конференции выступает Дмитрий Песков. «Но в какой-то момент президент принимает решение забрать эту работу себе и сам выбирает задающих вопросы. Когда этот момент наступит — я не знаю», — признается Песков. Он уверен, что неудобных вопросов для Путина нет. А его раздражение могут вызвать только глупые вопросы.
Путин начинает сам модерировать встречу на втором или третьем часу работы. И тогда микрофон, наконец, переходит к региональной прессе. А спрогнозировать их интерес сложно.
Вообще, значительный перевес всегда на стороне известных федеральных изданий. В частности, у журналистов кремлевского пула. Так было и в прошлом году. «Я специально хотел отдать дань тем ребятам, которые в пуле с президентом уже много-много лет», — объяснил Песков, отметив, что они «не спят ночами, живут по пять суток в самолетах на протяжении всего года, и, судя по всему, в следующем году легче не будет».
Но именно за региональной прессой остаются самые неожиданные и смешные вопросы. Чаще всего от женщин. Наверное, все помнят Марию Соловьенко из Владивостокского «Народного вече». Она прославилась обращением «несравненный Владимир Владимирович» и диалогом с Путиным: «Садись, Маша». — «Спасибо, Вова».
Другой пример — Елена Мильчановска из газеты «Собеседник». Путаясь в словах и смущаясь, она сообщила, что после встречи с Путиным вышла замуж. «Но не за вас, за своего мужа, не поймите неправильно!» — совсем запуталась девушка. Зал хохотал, Песков обреченно закрыл лицо руками. «Я вас люблю платонически», — наконец определилась с чувствами журналистка.
А в прошлом году симпатичная Алена Евтякова, журналист телеканала «Губерния» из Воронежской области, передала обеспокоенность своей тети по поводу личной жизни Путина — «главного жениха России». Девушку тогда заметил не только президент, но и федеральный телеканал, пригласивший ее после этого на работу.
Формула общения с прессой
В нынешнем году Путин уже многократно общался с представителями прессы напрямую. Самым длительным был разговор на Медиафоруме независимых региональных и местных СМИ в Санкт-Петербурге в конце апреля.
Журналистов там не интересовали международная повестка, падение курса рубля и личная жизнь главы государства. Все вопросы были обращены внутрь России — в регионы. «В медвежьи углы местных властей», как выразился один из участников.
Журналист из Приморского края жаловался на исчезновение жанра расследований. Слишком это стало опасно. «Мы должны иметь не только свободу слова, но и свободу после слова», — сформулировал он свои пожелания. Гость из Бурятии рассказывал, что аппетиты местных чиновников по улучшению жизни за счет бюджета ограничены лишь их фантазией. Его издание как-то поинтересовалось, отчего у глав городов в разы выросла зарплата. А в ответ получили только проблемы. Его коллега из Санкт-Петербурга призывал президента посмотреть на Лесной кодекс: «Он как будто к нам с Марса привезен, слишком либеральный».
В этом смысле интересно, как сам Путин видит формулу общения власти и прессы. «СМИ должны быть такими, как в известной поговорке: на то и щука в реке, чтобы карась не дремал», — заметил он на медиафоруме.
Поздравляя с десятилетием вещания телеканал Russia Today в декабре, Путин говорил уже без иносказаний.
«Ваша задача даже не обслуживать интересы российской власти, а подавать разные точки зрения, — заявил он журналистам телеканала. — С тем, чтобы у рядового гражданина, у зрителя, у слушателя складывалось общее, правильное, многообразное, трехмерное, или даже больше, собственное впечатление о том, правильно действуют власти или нет. Такая миссия чрезвычайно важна».
Очередная большая пресс-конференция будет транслироваться в прямом эфире телеканалами «Россия 1», «Россия 24» и «Первым каналом». Трансляцию также проведут радиостанции «Маяк», «Вести ФМ» и «Радио России». Онлайн-трансляцию организует и «Лента.ру».