Киев не перечислил Москве три миллиарда долларов в уплату кредита, оформленного в 2013 году. Фактически это дефолт — то есть односторонний отказ от исполнения финансовых обязательств. Правда, на Украине стараются избегать данного слова. Вместо него используется формулировка «мораторий на выплату долга». Россия же готовится возвращать деньги через суд. Пока правительство работает над исками, «Лента.ру» ответила на семь главных вопросов, касающихся украинского дефолта.
Что случилось?
В воскресенье, 20 декабря, Украина была обязана погасить российский кредит. Министр финансов Антон Силуанов говорил, что платеж необходимо осуществить в ближайший рабочий день — то есть в понедельник, 21 декабря. Киев деньги не перевел. Более того, правительство Украины ввело мораторий на выплату долга. Таким образом оно пытается узаконить односторонний отказ от исполнения обязательств.
Закон о праве на введение моратория президент Украины Петр Порошенко подписал еще в мае. Тогда отмечалось, что документ принят в интересах украинского народа. Деньги будут использоваться на нужды населения, а не «на возврат кредитов, которые брал клептократический режим Януковича», говорилось в сопроводительной записке к законопроекту.
О каком долге идет речь?
В декабре 2013 года Россия согласилась предоставить Украине заем размером 15 миллиардов долларов. Деньги предоставлялись через выкуп украинских еврооблигаций. Москва успела приобрести бумаги на три миллиарда долларов, которые были взяты из Фонда национального благосостояния. В 2014 году на Украине сменилась власть, и Россия перестала кредитовать страну.
21 декабря 2015 года Киев должен был выплатить эти три миллиарда долларов плюс 75 миллионов долларов процентов. Ранее Украина исправно обслуживала кредит: в июне прошлого года она перечислила 3,3 миллиона долларов, в декабре — 75,5 миллиона, в июне 2015-го — 75 миллионов.
Это дефолт?
Технически — да. Дефолт — это отказ от исполнения финансовых обязательств. Москва трактует данный вопрос однозначно. О том, что Украина допустила дефолт, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Антон Силуанов, в свою очередь, выразил сожаление о том, что Киев решил «объявить дефолт вместо того, чтобы провести переговоры».
Украинская сторона не считает факт отказа от погашения кредита дефолтом. Она скрывает это слово за понятием «мораторий»: правительство решило не платить по долгам, парламент это одобрил, и все вроде бы легально. «Мораторий вводился оперативно — его приняли за один день. С точки зрения украинского законодательства все вполне законно. Но отношения, возникающие при формировании госдолга, регулируются международным правом», — отметила в беседе с «Лентой.ру» руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич.
Кроме того, Украина пытается оспорить статус долга. Премьер-министр Арсений Яценюк, к примеру, называет его «политической взяткой» России бывшему президенту Виктору Януковичу. Тем не менее Международный валютный фонд (МВФ) признал российский кредит официальным.
Что делать России?
Обращаться в международный суд. Впрочем, у сторон еще есть шанс договориться. Для погашения облигаций предусмотрен десятидневный льготный период. Глава Минфина Украины Наталия Яресько 19 декабря выразила надежду на то, что государства смогут прийти к соглашению в досудебном порядке. Стоит отметить, что такая позиция противоречит словам непосредственного начальника Яресько — Арсения Яценюка. Он неоднократно заявлял, что деньги возвращены не будут.
«У российской стороны есть все основания для обращения в суд с целью защиты собственных интересов. Более того, шансы на выигрыш можно оценить как высокие», — продолжает Анастасия Асташкевич. Если Россия обратится в суд, Украине не удастся избежать выплаты долга в полном объеме, утверждает она. Также могут быть начислены проценты за несвоевременное погашение. Замминистра финансов России Сергей Сторчак также уверен, что у Киева нет шансов на победу в суде.
Чего хочет Украина?
Киев отказывается признать долг перед Россией суверенным. Украина требовала от РФ реструктурировать заем на общих с частными кредиторами условиях (в августе стране удалось договориться с ними о послаблениях по кредитам на 19 миллиардов долларов), а именно на списании 20 процентов долга и продлении срока его погашения. Москва настаивала, что заем является государственным (что и подтвердил МВФ), и к нему неприменимы условия, на которые согласились держатели коммерческих кредитов.
Что предлагала Россия?
Москва не остановилась на отказе от реструктуризации и сделала Киеву, как выразился министр Силуанов, «интересное предложение». 16 ноября подробности этого предложения раскрыл Владимир Путин. «Мы готовы на то, чтобы в этом году вообще не получить никаких денег, а в следующем году получить миллиард, в 2017 году — еще миллиард и в 2018 году — еще один миллиард», — заявил президент. Чтобы пойти на такую отсрочку, России нужны были гарантии погашения долга от США и ЕС. Но международные партнеры отказались поручиться за Украину. Особой заинтересованности в российском предложении не продемонстрировали и на Украине.
Что будет с Украиной?
Дефолт государства — экстраординарное явление, которое влечет за собой резкое ухудшение экономических показателей (например, падение курса национальной валюты, ухудшение суверенных рейтингов, спад фондового рынка). Но случай с Украиной особенный. Предсказать дефолт здесь было несложно. «Такие ожидания существовали очень давно, и рынок их во многом уже отыграл. Факт отказа от выплаты, очевидно, повлиял не только на тех, кто выводит или выведет активы из Украины, но и на тех, кто туда собирался вкладывать», — комментирует руководитель практики разрешения споров инвестиционно-финансовой компании «Горизонт капитал» Василий Ицков.
Невыплата российского кредита — это не шоковое явление. Так, к примеру, 19 ноября международное агентство Fitch повысило рейтинг Украины с дефолтного RD до ССС (косвенное подтверждение того, что агентство может не обратить внимания на отказ от выплаты российского кредита). А гривна в течение года и так уже девальвировалась на 49 процентов — вряд ли падение ускорится из-за такого предсказуемого события, как дефолт.
Самое главное для Украины сейчас — продолжение внешней финансовой поддержки. Раньше правила МВФ запрещали выдавать кредиты странам, которые допустили дефолт. Но фонд решился на реформу. Теперь можно помогать странам, отказавшимся от исполнения обязательств. Так что получение 17,5 миллиарда долларов от фонда сейчас не зависит от того, выплатит Киев России три миллиарда долларов или нет. Похоже, что международное сообщество готово закрыть глаза на финансовую несостоятельность Украины, а ее дефолт волнует только РФ.
В то же время существует другое жесткое условие МВФ. Фонд озабочен тем, что Верховная рада не приняла бюджет на 2016 год, параметры которого были им одобрены (в частности — дефицит в пределах 3,7 процента ВВП), напоминает Василий Ицков. 18 декабря МВФ предупредил Украину о возможном сворачивании программы поддержки из-за затягивания принятия бюджета. По поводу российского кредита организация не очень тревожится.