Российскому правительству было не по силам остановить падение нефтяных котировок или фондовый обвал в Китае. Инфляцию и безработицу тоже не остановили. Зато состоялось сжигание санкционных продуктов, введение «налога на большегрузы» и очередная заморозка пенсионных накоплений. «Лента.ру» проанализировала, кому руководители кабмина сделали жизнь лучше.
Игорь Шувалов
За год первый вице-премьер превратился из пессимиста в оптимиста. В январе 2015-го Игорь Шувалов предупреждал о неизбежности «жесткой посадки» российской экономики. «Для многих нынешняя ситуация не видится как шок, но это неправильное понимание ситуации… Нужно готовиться к тому, что люди будут выходить на рынок как безработные», — бил в колокола Шувалов, выступая на Давосском форуме.
Во многом чиновник оказался прав. Реальные зарплаты падают вслед за ВВП и бюджетными доходами. Инфляция не снижается. А безработица только в ноябре выросла почти на 11 процентов по сравнению с прошлым годом. Однако теперь шуваловские прогнозы не столь трагичны: «Я надеюсь на то, что мы с вами самые тяжелые времена переживали и переживем сейчас. Я надеюсь на реальный рост, и мы будем с вами переживать совсем скоро в развитии экономики совершенно другое настроение»
Наверное, первый вице-премьер обнаружил свет в конце тоннеля благодаря личным аппаратным успехам. С подачи Шувалова Федеральная антимонопольная служба объединилась с Федеральной службой по тарифам, а на базе Роспатента создается Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Иными словами, в ведении первого вице-премьера оказывается все ценовое регулирование и защита авторских прав. С такими «активами» можно не переживать из-за обвала нефтяных котировок. Чем быстрее экономика будет слезать с «сырьевой иглы» — тем больше она будет зависеть от ведомств, курируемых Шуваловым.
Дело за малым — расставить правильных людей на правильные места. А здесь иногда случаются сбои. Например, Генпрокуратура утверждает, что руководство МСП-банка устанавливало слишком высокие ставки при кредитовании малого бизнеса. По данным «Интерфакса», речь идет о бывшей сотруднице шуваловского секретариата, а ныне —зампреде Внешэкономбанка Ирине Макиевой, которая возглавляет наблюдательный совет МСП-банка. Впрочем, возможно, проблема не столько в Макиевой, сколько в ВЭБе и его предстоящей реструктуризации, которой занимается руководство правительства.
Юрий Трутнев
«Дальневосточному» вице-премьеру грех жаловаться на уходящий год. Редкая его инициатива была проигнорирована, а тем более отклонена. Президентская поддержка гарантировала Юрию Трутневу режим наибольшего благоприятствования. И если сбои возникали, связаны они были с нехваткой либо времени, либо денег.
Госдума не успела принять закон о «бесплатном гектаре», поэтому дальневосточные земли начнут раздавать не с января, а скорее всего с мая 2016 года. А правительство так и не решило вопрос о субсидировании энерготарифов в регионе.
Но чем хуже дела с бюджетом, тем больше вероятность пробуксовки дорогостоящих трутневских начинаний. Дешевый баррель оказывается сильнее лоббистского ресурса. И рассуждения Трутнева о том, что Анатолий Чубайс — коль скоро у «Роснано» оказалось «очень много денег» — мог бы вложить их в Дальний Восток, лишь на первый взгляд кажутся дружеским подшучиванием над оскоромившимся либералом.
Александр Хлопонин
Парижское соглашение по климату делает «природоохранного» вице-премьера не менее опасным для российских промышленников, чем налоговики и силовики. РСПП удалось убедить правительство отказаться от планов собственноручно регулировать выбросы парниковых газов. Но для промышленных лоббистов это скорее утешительный приз, нежели реальная победа в борьбе с «экологическим шантажом».
Другое дело, что усиление Александра Хлопонина происходит благодаря «помощи клуба». Его собственные успехи намного скромнее. Яркое тому подтверждение — судьба хлопонинской затеи с либерализацией доступа частных нефтяных компаний к арктическому шельфу. Вопреки первоначальным анонсам, никаких решений по этому вопросу так и не было принято. Что бы ни говорили сторонники новой «чистой» экономики, а в отечественных аппаратных играх связанные с государством сырьевики по-прежнему вне конкуренции.
Ольга Голодец
Социальный вице-премьер отбила нападки думских консерваторов, добивавшихся выведения абортов из системы ОМС. Отстояла 1 сентября, несмотря на предложения президентского помощника Игоря Левитина ввести «плавающее» начало учебного года. Фактически дезавуировала проект создания госкорпорации по образованию, за которым просматривались интересы Аркадия Ротенберга. И даже добилась очередного моратория по пенсионным накоплениям.
Но главный свой бастион Ольга Голодец не удержала: пенсии в феврале 2016 будут проиндексированы не по фактической инфляции, а всего на четыре процента. Правда, правительство говорит о возможности проведения в августе второй индексации. Но — в зависимости от состояния дел в экономике. А поскольку нефтяные котировки скатились уже значительно ниже заложенных в казне 50 долларов за баррель, вполне вероятен пересмотр основных бюджетных параметров. Такие корректировки не исключают, в частности, Владимир Путин и спикер Совета федерации Валентина Матвиенко.
При этом сама Голодец уверяет: даже если бюджет придется перекраивать, на пенсиях это никак не отразится. Либо у куратора социального блока есть какое-то тайное знание, либо уроки уходящего года прошли даром.
Дмитрий Рогозин
Недостроенный к декабрю — вопреки первоначальным рогозинским заверениям — космодром Восточный довольно сильно диссонирует с очередным американским космическим прорывом. Как раз в конце года инноватор-миллиардер Илон Маск добился приземления своей ракеты Falcon 9. В то же время российская государственная программа по освоению околоземного пространства ужимается почти на треть — с 2 до 1,4 триллиона рублей — из-за нехватки средств в казне.
Подобное сокращение особенно показательно на фоне военной операции в Сирии. Ведь, казалось бы, лучшую выставку достижений российских оборонщиков — и прежде всего ракетостроителей — представить сложно. Но, судя по всему, в лоббировании интересов курируемой отрасли Дмитрий Рогозин преуспел гораздо меньше, чем в написании хлестких твитов и изобличении происков блока НАТО.
Аркадий Дворкович
Бурные события уходящего года начались для Аркадия Дворковича с президентского нагоняя из-за отмены пригородных поездов в ряде областей. Теперь глава государства сетует на то, что кабмин своевременно не озадачился компенсацией расходов дальнобойщиков в связи с запуском нашумевшего «Платона». В некотором роде это тоже «желтая карточка» профильному вице-премьеру. Равно как и подорожание бензина почти на пять процентов — при том что нефть за год подешевела на треть.
Проблема в том, что Дворкович курирует, но не определяет политику подведомственных отраслей. Там хватает игроков, не менее (если не более) влиятельных, чем вице-премьер. Неспособность чиновника контролировать ситуацию и предотвратить различные социальные эксцессы чисто теоретически может стать причиной его отставки. С другой стороны, наличие именно такого формального куратора гораздо выгоднее госолигархам и главным частным подрядчикам.
Дмитрий Козак
Символично, что год, который ознаменовался ликвидацией Минкрыма, грозит Дмитрию Козаку еще и финансовыми потерями. По данным РБК, супруга вице-премьера Наталья Квачева держала свои сбережения в рухнувшем Внешпромбанке. Вытащить вклад из банка с многомиллиардной дырой — не легче, чем сохранить влияние на вновь присоединенный субъект федерации. Причем попытка правительства «под елочку» показать крымским властям, кто в доме хозяин, и притормозить финансирование соответствующей федеральной целевой программы скорее обострила, нежели разрешила ситуацию.
Пожалуй, единственная относительно хорошая новость для Козака — появление его бывшего помощника Никиты Исаева в руководстве партии «Родина». В наступающий год парламентских выборов правительству не избежать нападок со стороны оппозиции. Но теперь появляется шанс, что хотя бы «Родина» воздержится от персональных атак на куратора социально непопулярного ЖКХ.