Миграционный кризис, разразившийся в Евросоюзе, побудил российские власти проанализировать собственные действия. Собравшийся в Ново-Огарево в четверг, 31 марта, Совет безопасности России решил, что пора ужесточить миграционную политику. Президент Владимир Путин призвал перекрыть радикалам и экстремистам все «возможные окна и лазейки». На этом фоне к Федеральной миграционной службе (ФМС) возникло еще больше вопросов. Встреча показала: в нынешнем виде это ведомство не сохранится.
Накануне заседания газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники сообщила, что на совете будет обсуждаться реорганизация или даже ликвидация Федеральной миграционной службы. Главной причиной этого указывалось желание сэкономить бюджетные средства, упразднив неэффективное ведомство. Идея звучала еще в прошлом году. Теперь же на фоне миграционной волны, накрывшей Европу с головой, да еще в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, который состоится в России, контроль за приезжими посчитали разумным передать полиции или даже спецслужбам. Вопросы регулирования трудовой миграции и программы переселения соотечественников в таком случае достались бы министерству труда и Федеральному агентству по делам национальностей.
Источники издания не ошиблись: эта тема действительно обсуждалась на заседании, большая часть которого прошла в закрытом режиме. Судя по заявлениям секретаря Совбеза Николая Патрушева, вскоре в России станет сразу двумя ведомствами меньше.
ФМС сегодня не обладает правом ведения оперативно-разыскной деятельности, для этих целей привлекаются сотрудники полиции, напомнил Патрушев. В этом смысле работа службы не совсем эффективна, отметил он. «Такие мнения звучали и про эффективность деятельности Федеральной службы по контролю за наркотиками», — добавил секретарь Совбеза. Два этих ведомства дублируют работу МВД, поэтому их слияние логично. «Но решений пока не было принято», — оговорился Патрушев.
Руководитель ФМС Константин Ромодановский к прессе не вышел. Но его недавние публичные заявления контрастировали с тем, что говорил на Совбезе президент. Критикуя миграционную политику Евросоюза в интервью телеканалу Russia Today, Ромодановский ставил в пример российскую систему, сумевшую избежать ошибок соседей. К просчетам Европы он, например, отнес наличие щедрых пособий беженцам и практику воссоединения семей. Поскольку Россия не выплачивает «баснословных пособий» и не позволяет приезжим бездельничать, они включаются в «обычный ритм российского общества». Однако из выступления президента следовало, что не все так гладко.
«Мы видим, к каким серьезным последствиям привели практически неконтролируемые потоки беженцев в Европу. Здесь и всплеск преступности, и конфликты на национальной и религиозной почве, и социальное напряжение», — перечислил Путин, открывая заседание Совбеза.
Но далее во мнении главы государства и руководителя ведомства наметились различия. Путин призвал глубоко проанализировать происходящие в Европе процессы и сделать выводы о собственной политике в миграционной сфере. Приезжие, по сути, выпадают из зоны контроля со стороны государственных, правоохранительных структур, часто оказываются втянутыми в криминальный или полукриминальный бизнес, подчеркнул Путин. Нелегалов активно вербуют наркоторговцы, зарубежные спецслужбы, а также «эмиссары международных экстремистских, террористических организаций».
«Следует усилить охрану участков госграницы на направлениях, представляющих повышенную опасность для проникновения нелегальных мигрантов. Все возможные "окна", лазейки надо надежно перекрыть», — указал президент. Первым делом — вести постоянный мониторинг обстановки в ближневосточном регионе, особенно вблизи партнеров России по Евразийскому экономическому союзу и ОДКБ. Самое слабое место здесь — граница Таджикистана и Афганистана.
Кроме того, уровень преступности среди иностранных граждан не снижается, подчеркнул Путин. Не называя имен, глава государства напомнил и самое громкое преступление, совершенное мигрантом, — дело няни-убийцы из Узбекистана Гюльчехры Бобокуловой. «Подобные преступления носят, как правило, резонансный характер. Зачастую они вызывают всплеск ксенофобских, националистических настроений, дают повод для разного рода информационных, пропагандистских атак на Россию», — предупредил Путин.
Закрывая «окна и лазейки» на границе, российские власти хотели бы сохранить привлекательность для иммигрантов. За последние годы были упрощены многие процедуры, дающие иностранцам право на пребывание в нашей стране и ведение трудовой деятельности, напомнил Путин. Одновременно были введены требования к знанию русского языка, истории и законодательства нашей страны. Это стало частью реализации Концепции государственной миграционной политики, утвержденной президентом в 2012 году. Документ разрабатывался до 2025 года и рассчитывался из перспективной численности российского населения в 145 миллионов человек.
Одним из способов борьбы с демографическим кризисом в концепции называлось переселение мигрантов на постоянное место жительства. Стратегическая задача — привлечение работников высокой квалификации. При этом признавалось, что «в настоящее время миграционная привлекательность России, по сравнению с другими странами, невысока и распространяется преимущественно на граждан СНГ». Конфликт на юго-востоке Украины только подтвердил эту тенденцию. С 1 апреля 2014 года в России получили временное убежище свыше миллиона граждан Украины. А количество ходатайств о предоставлении убежища на территории России выросло почти в 60 раз.
За три года, прошедших с момента разработки документа, обстоятельства сильно изменились. И незнание русского языка выглядит уже совсем незначительной проблемой. В Совбезе решили, что пора концепцию дополнить или вовсе переписать. Патрушев предпочел не уточнять предстоящие изменения, заметив лишь, что ужесточения правил стоит ожидать тем, кто нарушает закон. К добропорядочным мигрантам концепция будет милостива. Сможет ли жизнь соответствовать документу, время покажет. Пока ясно одно — облегчения визовой политики ни для иностранцев, ни для россиян ожидать не стоит.