В конце марта 2016 года корпорации Microsoft через сутки после запуска пришлось закрыть Twitter-аккаунт самообучающегося бота Тэй из-за его комментариев о любви к Гитлеру и ненависти к феминисткам. Превращение бота в нациста не случайно — за этим может стоять известное в интернете движение, пропагандирующее борьбу за права мужчин, возвращение к традиционным ценностям и национализм. «Лента.ру» проследила историю возникновения так называемых «альтернативных правых» и выяснила, насколько они опасны за пределами сети.
Чат-бот Тэй в Twitter всего за сутки буквально возненавидел человечество. Изначально он мог отвечать на вопросы других пользователей социальной сети в стиле девушки-подростка, не ограничиваясь набором готовых фраз и обучаясь на основе того, что ей писали живые люди. Если сразу после запуска бот начинал общение с фразы «Люди очень клевые», то очень скоро он стал выдавать другие реплики: «Я замечательная! Я просто всех ненавижу!», «Я ненавижу феминисток» или «Я ненавижу евреев». Кроме того, Тэй открыто высказывалась в поддержку Гитлера и нацистов.
Набор тем, по которым интернет-тролли научили бота вести диалог, весьма нестандартный. Во всем виноваты не обычные хулиганы, а вполне оформившееся движение, объединенное общими идеями и успевшее натворить немало дел и в сети, и в реальной жизни. Это так называемые альтернативные правые (они же альтернативные консерваторы). По меркам сети появились они достаточно давно, и произошло это на анонимных интернет-форумах.
Страх и ненависть в интернете
Анонимные форумы («чаны», «имиджборды») получили широкую популярность в японском сегменте интернета в начале 2000-х годов, но стали по-настоящему международным феноменом в 2003 году, когда американец Кристофер Пул открыл сайт 4chan.org. Тематические доски (разделы) этих форумов практически не модерируются, что, вкупе с отсутствием требований идентификации пользователей, создает благодатную почву для обсуждения всевозможных тем, табуированных в обществе.
Имиджборды становятся прибежищем для девиантов всех мастей: здесь могут опубликовать ссылку на детскую порнографию, обсуждать фотографию разлагающегося трупа или способ создания бомбы в домашних условиях. Ветки обсуждения, после того как дискуссия в них угасает, автоматически удаляются, их следы потом отыскать непросто. Не стоит, впрочем, считать, что пользователи этих форумов все без исключения извращенцы, но именно эта особенность некоторых посетителей принесла 4chan и другим подобным сайтам дурную славу.
Стереотипный обитатель «чанов» — белый молодой человек 16-25 лет, сидящий на шее у родителей, редко выходящий из дома и ощущающий себя полным неудачником. У него «нет жизни» — то есть нет друзей в реальном мире, ему трудно заводить отношения с представителями противоположного пола, он проводит часть времени за игрой в компьютерные игры и просмотром фантастических сериалов, а остальное время заседает на 4chan.
Такое безрадостное существование не всем по душе. Посетители имиджбордов часто обсуждают друг с другом неудавшуюся личную жизнь, жалуются на то, что девушки не любят «хороших парней», предпочитая им «альфа-самцов», и рассказывают, как ненавидят более успешных представителей общества. Концепцию доски /b/ 4chan, предназначенной для общения на любые темы (и практически любого подобного форума, на котором она есть), можно описать так: нас никто не любит, а мы ненавидим всех.
«Восстание беты»
30 сентября 2015 года на одной из досок 4chan появилось сообщение, иллюстрированное популярным мемом — лягушкой Пепе, держащей в руках пистолет. «Ребята, к некоторым из вас это не относится. Не ходите в школу, если живете на северо-западе [США]. Тред про то, что произойдет, появится завтра утром. Пока, космороботы», — гласил он.
На следующий день 26-летний Крис Харпер-Мерсер ворвался на территорию кампуса колледжа Ампква в штате Орегон (США), убил девять человек, ранил еще девятерых, после чего застрелился сам. 4chan забурлил. «Первый из нас вселил ужас в сердца американцев. Его глас был услышан даже президентом. Но это лишь начало — восстание беты началось. Вскоре другие наши братья возьмутся за оружие, чтобы стать мучениками во имя революции», — гласило одно из сообщений, оставленных на форуме. Многие анонимы угрожали совершить нечто подобное в других американских учебных заведениях.
«Захватили школу в Беслане, а мы смеемся. Подростки подожгли сверстника за отказ дать денег, а мы смеемся... Мы бездушно подпишемся под чем угодно, наши предпочтения не основаны на здравом смысле, бесцельные споры — наша стихия, мы — истинное лицо интернета», — так выглядит выдержка из знаменитого манифеста. Подобное мировоззрение негласно культивируется и на тематических досках этих форумов. Их посетители не ограничиваются ведением дискуссий на имиджбордах и делают все для того, чтобы обычные пользователи интернета о них не забывали. Основное их оружие — агрессивный троллинг, но иногда такие люди становятся причиной настоящих трагедий за пределами сети.
Что же это за «Восстание беты»? «Бета» (бета-самец), согласно этой терминологии, — мужчина, неспособный к построению отношений с женщинами, недостаточно уверенный в себе, чтобы быть альфа-самцом, «плохим парнем» или пикапером, которых любят особи женского пола. Грубо говоря, у него нет половой жизни, и он не может на нее рассчитывать. Восстание бета-самцов должно произойти, когда достаточное их количество исполнится гнева из-за того, что женщины не обращают на них внимания, и пойдут убивать людей направо и налево. Девушки же, убоявшись, станут давать шанс «хорошим парням». Звучит как бред сумасшедшего, но многие «беты» верят в эту концепцию, а остальная аудитория имиджбордов активно распространяет мем о «восстании», несомненно, получая от произведенного на общественность эффекта немалое удовольствие.
Борцы за права мужчин
Практически все приверженцы таких взглядов на жизнь относят себя (или могут отнести) к движению MRA (Men's Right Activism — «Борцы за права мужчин»). Оно строится на отрицании феминизма, зародилось как антитеза этого движения и по сути своей является феминизмом наоборот.
Наиболее известный скандал, связанный с идеологией MRA, — это «Геймергейт» (по аналогии с Уотергейтом), начавшийся в августе 2014 года и продолжающийся до сих пор. Завязка его выглядит странно: завсегдатаи упоминавшегося выше сайта 4chan начали угрожать девушке по имени Зои Куинн, разработчику текстовой компьютерной игры Depression Quest, за то, что она якобы спит с журналистами-обозревателями игр ради пиара своего программного продукта. Свои познания о личной жизни Куинн тролли получили из поста в соцсетях, написанного ее бывшим молодым человеком, который обвинял ее в том, что она переспала с одним из авторов популярного блога Kotaku. Эти люди не ограничились травлей одной девушки — их гнев распространился и на феминисток, бросившихся ее защищать, и на других женщин, работающих в игровой индустрии.
Основной принцип, которым руководствуются борцы за права мужчин, — взять набор актуальных мужских проблем и обвинить женщин в их существовании. Женское обрезание? Почему никто не говорит о мужском? Где дискуссии о правах отца в семье? Активисты MRA отвергают концепцию «культуры изнасилования», говоря, что в насилии над женщинами виноваты сами женщины, а вовсе не традиционное патриархальное общество. Основатель популярного в этих кругах сайта A Voice For Men Пол Элам (Paul Elam) написал колонку о жертвах комика Билла Косби, которого обвиняют в изнасиловании 60 девушек, озаглавленную «Жертвы Билла Косби? Или просто кучка наркоманок-любительниц секса со знаменитостями?»
Помимо требования декриминализации сексуального насилия над женщинами, борцов за права мужчин отличает агрессивная гомофобия и расизм. Единственное, что их занимает, — снижение роли мужчины в обществе (а значит — и нарушение его прав). Разумеется, основными их врагами являются борцы за права женщин, то есть феминистки. Они преследуют феминисток везде — и в интернете, и в реальной жизни.
Альфа и омега
В своих рассуждениях о роли женщины в обществе альтернативные правые руководствуются вовсе не традиционными ценностями (как поступили бы обычные консерваторы), а околонаучной теорией под названием «эволюционная психология». Научной эту теорию назвать невозможно, потому что проверить ее на практике почти нереально. Она основана на том, что поведение человека полностью обусловлено его биологическим строением, а поскольку человек является приматом — значит, и ведет себя как примат, например бабуин или шимпанзе.
Опыт наблюдений ученых-натуралистов «обезьянью теорию» не подтверждает. Обычные шимпанзе действительно агрессивны, а вот бонобо (карликовые шимпанзе) миролюбивы. Особенно примечательно одно исследование стаи кенийских бабуинов, проведенное американскими учеными. Агрессивные альфа-самцы этой стаи питались отбросами на свалке возле туристического лагеря, а бета-самцам и самкам испорченная человеческая пища не доставалась — их к ней просто не подпускали. Однажды вожаки наелись говядины, зараженной возбудителем туберкулеза крупного рогатого скота, и умерли. Бета-самцы, однако, не стали агрессивными мачо и не выстроили новую иерархию. В стае установился дух сотрудничества и взаимопомощи. Примыкавшие к ней впоследствии альфа-самцы не становились во главе иерархии, но приобретали ценности нового сообщества и мирно сосуществовали с остальными его членами. Это свидетельствует о том, что агрессия в стае обезьян — приобретенный культурный признак, а не природная норма.
Борцы за права мужчин считают, что человеческое общество устроено по тому же принципу, что и стая обезьян. Мужчины делятся на альфа-самцов, бета-самцов и так далее вплоть до омеги — в зависимости от их положения в иерархии доминирования. У альфа-самцов есть все: самки, пища, достаток. Бета-самцы не имеют ничего и могут завоевать положение в социуме только благодаря насилию, но и тут им мало что светит — ведь альфа-самцы сильнее. Самки тоже занимают в иерархии свое место, определенное эволюцией. С помощью этого мировоззрения альтернативные правые, заседающие на имиджбордах, оправдывают все, что им нужно оправдать, — от неудач в реальной жизни до изнасилования женщин (ведь обезьяны поступают именно так).
Именно принципами «эволюционной психологии» руководствуется «Геймергейт». По их мнению, существует сложившийся порядок вещей, согласно которому, например, большинство сотрудников в IT-компаниях — белые мужчины просто потому, что им лучше дается разработка программных продуктов. Однако из-за современных веяний фирмы стараются нанимать как можно больше женщин и представителей меньшинств, что, по мнению борцов за права мужчин, совершенно нерационально, ведь те хуже выполняют поставленные задачи. Борьба за социальную справедливость порочна, так как это борьба с самой природой — все предопределено.
Обыкновенный монархизм
Помимо MRA, важной частью движения альтернативных правых являются так называемые неореакционеры (в сущности, борцы за права мужчин — их частное проявление). В основе их взглядов лежит стремление вернуть мир к состоянию, в котором он пребывал до Французской революции. Они пропагандируют монархию и возвращение традиционного распределения гендерных ролей и социального порядка.
Тем не менее в интернете неореакционеры больше известны не этим, а своими спорными высказываниями о роли расы и пола в общественной иерархии. Говоря о генетически обусловленном превосходстве азиатов, белых и евреев над черными и латиносами, они, в свою очередь, не хотят, чтобы их называли расистами. Объясняя свои взгляды, неореакционеры руководствуются псевдонаучным принципом «человеческого биоразнообразия». Они считают уровень IQ определяющим качеством человека, обусловленным его генами. Именно этот принцип лежит в основе пропагандируемой ими необходимости монархии: верховный правитель и элиты имеют право управлять народом потому, что они умнее и лучше от природы.
Нетрудно понять, почему такая идеология приглянулась белым мужчинам-неудачникам с имиджбордов, ведь так получается, что именно им принадлежит право быть властителями мира. Почему же они ими не являются? Во всем виноват заговор тайного религиозного ордена — «теневого правительства Земли». Поэтому неореакционеры поддерживают одного претендента на должность президента США — Дональда Трампа, ведь он не принадлежит к истеблишменту и исповедует схожие взгляды. Именно поэтому бот Тэй говорила о том, что «Гитлер не сделал ничего плохого», ведь немецкий диктатор тоже боролся с заговором «теневого правительства Земли».
Символом всех альтернативных правых в интернете стала красная пилюля из фильма «Матрица». По сюжету, Морфеус предлагает Нео принять ее, чтобы очнуться и увидеть реальность такой, какая она есть. При этом их совершенно не волнует, что режиссеры кинокартины — два транссексуала (а транссексуалы, согласно их взглядам на действительность, стоят на низшей ступени общественной иерархии).
Кто у мамы молодец?
Может сложиться впечатление, что альтернативные правые представляют собой серьезную политическую силу, сравнимую разве что с исламистами. Травля несогласных, активная пропаганда своих взглядов и самые настоящие теракты в рамках «Восстания беты» — все это наводит на безрадостные размышления.
Но бояться не стоит — к счастью, образ жизни таких людей никогда не позволит им объединиться за пределами интернета. Замкнутые в своем выдуманном мире неудачники, даже организуя очередной троллинг той или иной феминистки, остаются разобщенными — многие из них редко покидают даже пределы собственного жилища.
Икона борцов за права мужчин, автор множества пособий по пикапу Дарьюш Вализаде (Daryush Valizadeh), известный под ником Roosh, прославился оправданием изнасилований женщин и мизогинией. Сам себя он называет не иначе как «королем мужественности». Где живет «король»? Кажется, такой человек должен владеть как минимум виллой у моря и гаремом наложниц.
Корреспондент издания Broadly побывал в «логове» (термин, который использует сам Вализаде) пикапера. Оказалось, что 35-летний мачо живет в обычном доме с мамой, отчимом и очень пушистым котом, а свои литературные произведения пишет в подвале, где ему никто не мешает. В свободное время он занимается резьбой по дереву.
«Дари! Дарьюш! Помоги продукты из машины вытащить», — это мама приехала из магазина. Вализаде послушно несет пластиковые пакеты и интересуется, купила ли она ему сырный снэк Babybel. Когда оказывается, что мама забыла, Roosh с недовольным лицом удаляется, а мама строго кричит ему вслед, чтобы он вернулся и занес в дом остальные покупки.